Тема:
Конкретизация целей обучения математике на уровне учебной темы и создание средств обучения, обеспечивающих формирование УУД
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Цели обучения теме «Степень с натуральным показателем и её свойства».
2.Методические рекомендации обучения теме «Степень с натуральным показателем и её свойства».
3. Средства обучения теме (в том числе ИТ).
Цели обучения теме «Степень с натуральным показателем и её свойства».
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их достижения. В жизни каждого человека необходимостью и реальностью становится непрерывное образование. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. В связи с этим Стандартом второго поколения предусмотрено прежде всего формирование у учащихся универсальных учебных действий.
Блок личностных УУД позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
Следующим блоком являются регулятивные УУД, которые обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Основная цель обучения теме «Степень с натуральным показателем и её свойства»
– формирование представлений о степени с натуральным показателем, о степени с нулевым показателем;
– формирование умений составления таблицы основных степеней и ее применение при решении заданий;
– овладение умением применения свойств степени с натуральным показателем при решении задач, выполнять действие умножения и деления степеней с одинаковыми показателями;
– овладение навыками решения уравнений, содержащих степень с натуральным показателем
Знать: понятия: степень, основание степени, показатель степени. Правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями, правило возведения степени в степень. Правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; применять эти правила при вычислениях, для преобразования алгебраических выражений.
Уметь: возводить числа в степень; заполнять и оформлять таблицы, отвечать на вопросы с помощью таблиц. Пользоваться таблицей степеней при выполнении вычислений со степенями; находить степень с натуральным показателем; находить степень с нулевым показателем; работать по заданному алгоритму, доказывать правильность решения с помощью аргументов.
Таблица целей обучения теме «Степень с натуральным показателем и её свойства»
(Алгебра 7 класс, в двух частях. Под редакцией А.Г. Мордковича, 15-е издание, Издательство «Мнемозина» Москва, 2011.)
Формулировки обобщённых целей | Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель | Опознаваемость целей |
цель считается достигнутой, если ученик на уровнях: |
первом | втором | третьем |
Ц1: приобретение и преобразование УИ* и формирование ПУД** | приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) сформировать умение находить степень чисел, определять показатель данной степени и её основание.; б) развивать умение находить степень чисел, применять данные знания при решении примеров и уравнений | рассмотреть таблицу основных степеней; показать свойства четной и нечетной степеней, свойства степени с основанием 10; сформировать умение пользовать свойствами степени; объяснить правила доказательства теорем, свойства степени; сформировать умение пользоваться данными свойства при решении примеров; ввести новые свойства степеней: умножение и деление степеней с одинаковым основанием; ввести понятие степени с нулевым показателем | развивать умение использовать свойства степеней при решении примеров и уравнений; сформировать умение пользоваться всеми свойствами степени | а) общая схема определения понятия; б) классификации типов выражений, функций, уравнений |
Ц2: контроль усвоения теории | знает: определение степени с натуральным показателем, умеет находить значение степени, используя таблицы основных степеней; умеет решать задачи, используя свойства степени с натуральным показателем; умеет решать задачи, используя правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; знает определение степени с нулевым показателем. | информационные схемы, карточки-информаторы |
Ц3: применение знаний и умений | умеет: а) находить степень чисел, б) использовать данные знания при решении примеров и уравнений в соответствии со стандартами; в) решать простейшие задачи, используя правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями | умеет: а) использовать все свойства степени для решения задач; б) решать задачи 2-го уровня сложности, используя правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями | умеет а)находить три этапа доказательства какого-либо утверждения на примере свойств степени; б)использовать все свойства степени для решения задач; в) решать задачи 3-го уровня сложности, используя правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями | приём саморегуляции, предписания; решение стандартов |
Ц4: формирование коммуникативных умений | Ц 4: а) работает в группе, оказывает взаимопомощь, рецензирует ответы товарищей; б) организует взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказывает помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляет поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой | приёмы контроля, оценки и др.; таблица коммуникативной компетентности |
Ц 5: фор-мирование организационных умений | Ц 5: Введение в тему, постановка и формулирование целей своей учебной деятельности а) формулирует цели своей учебной деятельности; б) выбирает задачи и решает их, в) осуществляет самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляет контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оценивает свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делает выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельности | приёмы саморегуляции УПД |
* УИ - учебная информация; ** ПУД – познавательные учебные действия
Карта изучения темы «Степень с натуральным показателем и её свойства»
(Алгебра 7 класс, в двух частях. Под редакцией А.Г. Мордковича. 15-е издание, Издательство «Мнемозина» Москва, 2011.)
I. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ц 1,2.3,5 с/р№18 | Ц 1- 5 с/р№18 | Ц 1,3,4,5 | Ц 1-5 с/р№19 | Ц 1-5 с/р№20 | Ц 1-5 с/р№21 |
§15 | §16 | §17 | §17 | §18 | §19 |
II. Блок актуализации знаний учащихся |
Знать: определение степени с натуральным показателем, свойства степени с натуральным показателем, определение степени с нулевым показателем. Уметь: находить значение степени, используя таблицы основных степеней; решать задачи, используя свойства степени с натуральным показателем; решать задачи, используя правила умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; |
III. Предметные результаты (Ц 2, 3 таблицы целей): |
YI. Образцы заданий самостоятельной работы (Ц 5) | Y. Средства обучения теме учебник математики; подсказки к поиску решения задач приёмы решения уравнений; предписания для решения задач 5) приёмы саморегуляции при выполнении преобразований степеней с натуральным показателем |
1 уровень | Баллы | 2 уровень | Баллы | 3 уровень | Баллы | |
1)Выполните действия: а)5*- б)-+ 2)Упростите выражение: а)*: б) в) 3)Вычислите, используя свойства степени: а)* 6) | 1 1 1 | 1)Выполните действия: а)- б)- 2)Упростите выражение: а) б) в) 3)Вычислите, используя свойства степени: а)* б) | 1 1 2 | 1)Выполните действия: а)*+ б)+ 2)Упростите выражение: а) б) в) 3)Вычислите, используя свойства степени: а)* б) | 1 2 2 | |
YI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5) |
1 уровень (обязательный уровень стандарта):§15 №1-23, §16 №1-18,§17 №1-26,§18№1-16,§19№1-6 |
2 уровень:§15 №24-33, §16 №19-22,§17№27-35, §18№17-20,§19№7-9 |
3 уровень: §15 №34-37, §16 №23-25,§17№36-42,§18№21-23.§19№10-11 |
4 уровень(со звёздочкой): §16 №26, §18№24.§19№12 |
YII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5) |
1) «Арифметика» Диофанта Александрийского (описывает первые натуральные степени чисел), 2) Книга Михель Штифель «Полная арифметика» (1544 г.) 3)«Сумма знаний…» Луки Пачоли 4) Никола Шюке (? - около 1500 г.) (ввёл в свою символику не только нулевой, но и отрицательный показатель степени). 5) Раффаэле Бомбелли «Алгебра» XVI в. 6) Симон Стевин (1548—1620). 7)Рене Декарт «Геометрия» (1637) 8) Готфрид Вильгельм Лейбниц XVII в. |
YIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 - 5) |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД |
Сравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие; постановка и решение проблемы при составлении задачи | Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляции | Взаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензировать, писать текст выступлений | Рефлексия собственной деятельности |
3. Средства обучения теме (в том числе ИТ)
Учебно-методический комплект
А.Г.Мордкович. Алгебра – 7. В двух частях. Учебник для учащихся общеобразовательных школ./15-е издание, Мнемозина,2011.
Алгебра,7класс. А.Г.Мордкович. Методическое пособие для учителя.- М.:Мнемозина,2008
Алгебра-7. Л.А.Александрова. Контрольные работы. /Под редакцией А.Г.Мордковича.
Алгебра-7. Л.А.Александрова. Самостоятельные работы./Под редакцией А.Г.Мордковича.
Алгебра-7. Е.Е.Тульчинская. Блиц опрос.
Компьютер – универсальное средство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение
, качественный звук и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу.
Каталог электронных ресурсов по теме проекта.
http://matuha.ru/testi/matematicheskie-diktanti-po-teme-otnosheniya-i-proportsii
http://festival.1september.ru
http://rudocs.exdat.com/docs/index-17918.html
http://sch54.narod.ru/distance/mathematics-mpi/18-lesson3.htm
http://www.school-collection.edu.ru
http://www.fcior.edu.ru
http://www.windov.edu.ru
http://www.catalog.iot.ru
http://www.it-n.ru
http://www.sch2000.ru/employees/consultation/november/6/
http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/novikova_l._yu._141_144_10_112_2011.pdf
http://www.bymath.net/studyguide/alg/sec/alg10.html