СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкуренция и рыночные структуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку; включает в себя теорию, таблицу по теме, задания в формате ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Конкуренция и рыночные структуры»

Конкуренция и рыночные структуры Обществознание 11 класс Литература: «Экономика» под ред.А.Я. Линькова

Конкуренция и рыночные структуры

Обществознание

11 класс

Литература: «Экономика» под ред.А.Я. Линькова

Конкуренция Конкуренция- это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.  Конкуренция- неотъемлемая черта рыночной экономики.

Конкуренция

  • Конкуренция- это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.
  • Конкуренция- неотъемлемая черта рыночной экономики.
Конкуренция обуславливает Повышение эффективности деятельности производителей Снижение цен Предоставление покупателям право выбора продавца Повышение качества продукции Расширение ассортимента товаров

Конкуренция обуславливает

  • Повышение эффективности деятельности производителей
  • Снижение цен
  • Предоставление покупателям право выбора продавца
  • Повышение качества продукции
  • Расширение ассортимента товаров
Рыночные структуры Совершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия

Рыночные структуры

  • Совершенная конкуренция
  • Монополистическая конкуренция
  • Олигополия
  • Монополия
Критерии разграничения Количество предприятий-продавцов на рынке Характер производимой продукции Наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения в данную отрасль Различная степень доступности экономической информации Степень контроля над ценами со стороны отдельной фирмы

Критерии разграничения

  • Количество предприятий-продавцов на рынке
  • Характер производимой продукции
  • Наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения в данную отрасль
  • Различная степень доступности экономической информации
  • Степень контроля над ценами со стороны отдельной фирмы
Типы экономичес ких структур Количество предприя тий-продавцов Совершен ная конкуренция Характер продукции Монополистическая конкуренция Существова ние рыночных барьеров Олигополия Доступность экономичес кой информации Монополия Контроль над ценами

Типы экономичес

ких структур

Количество предприя

тий-продавцов

Совершен ная конкуренция

Характер продукции

Монополистическая конкуренция

Существова

ние рыночных барьеров

Олигополия

Доступность экономичес

кой информации

Монополия

Контроль над ценами

Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция- это тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию. Совершенная конкуренция представляет собой рынок в чистом виде. При совершенной конкуренции достигается наиболее высокая экономическая эффективность.

Совершенная конкуренция

  • Совершенная конкуренция- это тип рыночной структуры, при котором большое количество мелких фирм производят и реализуют абсолютно одинаковую продукцию.
  • Совершенная конкуренция представляет собой рынок в чистом виде. При совершенной конкуренции достигается наиболее высокая экономическая эффективность.
Типы экономичес ких структур Количество предприя тий-продавцов Совершен ная конкуренция Характер продукции Очень большое Монополистическая конкуренция Существова ние рыночных барьеров Олигополия Стандарти зированная Доступность экономичес кой информации Монополия Отсутствуют Контроль над ценами Полная доступность Отсутствует

Типы экономичес

ких структур

Количество предприя

тий-продавцов

Совершен ная конкуренция

Характер продукции

Очень большое

Монополистическая конкуренция

Существова

ние рыночных барьеров

Олигополия

Стандарти зированная

Доступность экономичес

кой информации

Монополия

Отсутствуют

Контроль над ценами

Полная доступность

Отсутствует

Несовершенная конкуренция Это рыночные структуры, при которых фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами.

Несовершенная конкуренция

  • Это рыночные структуры, при которых фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами.
Монополистическая конкуренция Это рыночная структура, при которой много относительно небольших фирм производят дифференцированную взаимозаменяемую продукцию. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной большое число продавцов, но они предлагают не одинаковые, а дифференцированные товары (много видов туалетного мыла, зубной пасты, одежды или наборов мебели).

Монополистическая конкуренция

  • Это рыночная структура, при которой много относительно небольших фирм производят дифференцированную взаимозаменяемую продукцию.
  • Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной большое число продавцов, но они предлагают не одинаковые, а дифференцированные товары (много видов туалетного мыла, зубной пасты, одежды или наборов мебели).
Типы экономичес ких структур Количество предприя тий-продавцов Совершен ная конкуренция Характер продукции Очень большое Монополистическая конкуренция Существова ние рыночных барьеров Олигополия Большое Стандарти зированная Монополия Доступность экономичес кой информации Отсутствуют Дифферен цированная Контроль над ценами Низкие Полная доступность Отсутствует Некоторые ограниче ния Частичный

Типы экономичес

ких структур

Количество предприя

тий-продавцов

Совершен ная конкуренция

Характер продукции

Очень большое

Монополистическая конкуренция

Существова

ние рыночных барьеров

Олигополия

Большое

Стандарти зированная

Монополия

Доступность экономичес

кой информации

Отсутствуют

Дифферен цированная

Контроль над ценами

Низкие

Полная доступность

Отсутствует

Некоторые ограниче ния

Частичный

Олигополия Олигополия- это рыночная структура, при которой большая часть отраслевого рынка принадлежит нескольким крупным фирмам. Олигополия возникла в процессе централизации капитала, поглощения одних предприятий другими. К олигополии относят такие отрасли как нефтехимическая, черная металлургия, отрасли машиностроения и др. В настоящее время в США 92% всех автомобилей производится на заводах трех фирм-гигантов «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер».

Олигополия

  • Олигополия- это рыночная структура, при которой большая часть отраслевого рынка принадлежит нескольким крупным фирмам.
  • Олигополия возникла в процессе централизации капитала, поглощения одних предприятий другими.
  • К олигополии относят такие отрасли как нефтехимическая, черная металлургия, отрасли машиностроения и др.
  • В настоящее время в США 92% всех автомобилей производится на заводах трех фирм-гигантов «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер».
Типы экономичес ких структур Количество предприя тий-продавцов Совершен ная конкуренция Очень большое Монополистическая конкуренция Характер продукции Олигополия Существова ние рыночных барьеров Большое Стандарти зированная Монополия Доступность экономичес кой информации Несколько Отсутствуют Дифферен цированная Контроль над ценами Полная доступность Стандарти зированная или дифферен цированная Низкие Некоторые ограниче ния Отсутствует Высокие Частичный Существен ные ограниче ния Существен ный

Типы экономичес

ких структур

Количество предприя

тий-продавцов

Совершен ная конкуренция

Очень большое

Монополистическая конкуренция

Характер продукции

Олигополия

Существова

ние рыночных барьеров

Большое

Стандарти зированная

Монополия

Доступность экономичес

кой информации

Несколько

Отсутствуют

Дифферен цированная

Контроль над ценами

Полная доступность

Стандарти зированная или дифферен цированная

Низкие

Некоторые ограниче ния

Отсутствует

Высокие

Частичный

Существен ные ограниче ния

Существен ный

Монополия Монополия-это тип рыночной структуры, при котором на рынке присутствует единственный продавец продукта, не имеющего заменителей. Монополист выпускает уникальную продукцию, не имеющую близких заменителей. «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Норильский никель».

Монополия

  • Монополия-это тип рыночной структуры, при котором на рынке присутствует единственный продавец продукта, не имеющего заменителей.
  • Монополист выпускает уникальную продукцию, не имеющую близких заменителей.
  • «Газпром», РАО «ЕЭС России», «Норильский никель».
Типы экономичес ких структур Количество предприя тий-продавцов Совершен ная конкуренция Монополистическая конкуренция Характер продукции Очень большое Существова ние рыночных барьеров Большое Олигополия Стандарти зированная Несколько Монополия Доступность экономичес кой информации Дифферен цированная Отсутствуют Одно Контроль над ценами Стандарти зированная или дифферен цированная Низкие Полная доступность Некоторые ограниче ния Высокие Отсутствует Уникальная Частичный Существен ные ограниче ния Непреодолимые Существен ный Недоступна Полный

Типы экономичес

ких структур

Количество предприя

тий-продавцов

Совершен ная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Характер продукции

Очень большое

Существова

ние рыночных барьеров

Большое

Олигополия

Стандарти зированная

Несколько

Монополия

Доступность экономичес

кой информации

Дифферен цированная

Отсутствуют

Одно

Контроль над ценами

Стандарти зированная или дифферен цированная

Низкие

Полная доступность

Некоторые ограниче ния

Высокие

Отсутствует

Уникальная

Частичный

Существен ные ограниче ния

Непреодолимые

Существен ный

Недоступна

Полный

Антимонопольная политика государства Законодательство в этой сфере впервые возникло в Канаде (1889) и в США (1890). В нашей стране наблюдается высокая степень монополизации рынка. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон РФ «О естественных монополиях». Закон РФ «О защите прав потребителей».

Антимонопольная политика государства

  • Законодательство в этой сфере впервые возникло в Канаде (1889) и в США (1890).
  • В нашей стране наблюдается высокая степень монополизации рынка.
  • Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  • Закон РФ «О естественных монополиях».
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».
Задание В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) рынок средств производства 2) чистая конкуренция 3) местный рынок 4) рыночный дефицит 5) монополия 6) рынок услуг  356

Задание

  • В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) рынок средств производства
  • 2) чистая конкуренция
  • 3) местный рынок
  • 4) рыночный дефицит
  • 5) монополия
  • 6) рынок услуг

356

Задание Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) рынок услуг 2) совершенная конкуренция 3) региональный рынок 4) рынок товаров 5) олигополия 6) рыночный дефицит  345

Задание

  • Рынок спортивной одежды области Z поделён между четырьмя крупными компаниями-операторами, другие производители не представлены. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
  • 1) рынок услуг
  • 2) совершенная конкуренция
  • 3) региональный рынок
  • 4) рынок товаров
  • 5) олигополия
  • 6) рыночный дефицит

345

Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца  ХАРАКТЕРИСТИКА  А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами. Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами. В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию. Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено. Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции. ВИД КОНКУРЕНТНОГОРЫНКА   1) чистая конкуренция 2) монополистическая конкуренция 3) олигополия  А Б 1 В 3 1 Г Д 3 2
  • Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца 
  • ХАРАКТЕРИСТИКА 
  • А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами.
  • Б) Основная часть рынка контролируется несколькими крупными продавцами.
  • В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную продукцию.
  • Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено.
  • Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции.
  • ВИД КОНКУРЕНТНОГОРЫНКА
  • 1) чистая конкуренция
  • 2) монополистическая конкуренция
  • 3) олигополия

А

Б

1

В

3

1

Г

Д

3

2