СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Заявка участника
конкурса научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
в 2016-2017учебном году
1 | Фамилия, имя, отчество | Коржова Анна Николаевна |
2 | Секция | Медицина |
3 | Название проекта | Иммунитет и вакцинация залог здоровья человечества. |
Сведения об участнике
4 | Дата и место рождения | 20.08.2000 Республика Адыгея,Красногвардейский район,с.Большесидоровское |
5 | Домашний адрес (с указанием индекса, край, населённый пункт) | 385324 Республика Адыгея, Красногвардейский район,с.Большесидоровское,ул.Краснооктябрьская,дом 81 |
6 | Контактные телефоны (федеральный код, домашний,мобильный) | 8-918-077-75-49 |
7 | Электронный адрес | нет |
Сведения о родителях
9 | ФИО мамы | Коржова Елена Евгеньевна |
12 | ФИО папы | Коржов Николай Викторович |
14 | Контактные телефоны | 8-989-294-82-84 8-918-361-43-46 |
Сведения об образовательном учреждении
15 | Полное название образовательного учреждения (в соответствии с Уставом) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 |
16 | Класс | 10 |
17 | Полный адрес образовательного учреждения | 352 622, ул. Красная, 21, с. Новоалексеевское МО Белореченский район, Краснодарский край |
18 | Электронный адрес образовательного учреждения | mbousosh 12@ mail.ru |
19 | Телефон образовательного учреждения | Код 8-861-55 75-6-19 |
20 | ФИО директора образовательного учреждения | Марачковская Елена Николаевна |
Сведения о научном руководителе
21 | ФИО научного руководителя | Челокьян Людмила Николаевна | |
22 | Звание, должность, место работы | Почётный работник общего образования, учитель биологии и химии, МБОУ СОШ 12 с. Новоалексеевского | |
23 | Контактные телефоны (федеральный код, домашний, мобильный) | Код 8-861-55, д.75-4-91, с.8-918-428-11-25 | |
24 | Электронный адрес | ||
| Дополнительные сведения Кубанское научное общество учащихся (КНОУ)
Кем хотите стать? | отметьте √
хочу вступить являюсь являюсь в КНОУ действительным членом членом- корреспондентом КНОУ КНОУ
например: инженер, математик, биолог, физик + специализация |
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
ИММУНИТЕТ И ВАКЦИНАЦИЯ ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Секция: « Медицина»
Автор:
Коржова Анна Николаевна,
10 класс, МБОУ СОШ №12,
село Новоалексеевское,
Белореченский район,
Краснодарский край.
Научный руководитель:
Челокьян Людмила Николаевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №12.
с. Новоалексеевское
2017 год.
Иммунитет и вакцинация залог здоровья человечества.
Краткая аннотация
Данная научно – исследовательская работа посвящена изучению происхождения инфекционных заболеваний, причин их стремительного распространения, мер своевременного предупреждения, диагностики и лечения. Автор исследовала исторические сведения о происхождении инфекционных заболеваний, сравнила данные о причинах их распространения с современной информацией об очагах распространения. Проанализировала характер проявления заболеваний, проведя мониторинг посещаемости школьниками учебных занятий. Выявила зависимость уровня заболеваемости со своевременной вакцинацией детей. Проследила область применения микроорганизмов в биотехнологических процессах и возможность их использования в разных направлениях деятельности человека.
Иммунитет и вакцинация залог здоровья человечества.
Автор:Коржова Анна Николаевна,
Россия, Краснодарский край Белореченский район, с. Новоалексеевское,
МБОУ СОШ №12, 10 класс.
Научный руководитель: Челокьян Людмила Николаевна,
учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 12 с. Новоалексеевского.
Аннотация
Представленная работа посвящена изучению причин, признаков и последствий инфекционных заболеваний и возможных методах защиты от их последствий. Актуальность настоящей работы обусловлена чрезвычайно опасной природой инфекционных болезней, и в связи с этим, являющейся фундаментальной проблемой микробиологии.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между человеком и миром микроорганизмов за время их длительной совместной эволюции. Каждому здоровому человеку свойственна достаточно постоянная микробиота, которую принято называть нормальной микробиотой организма. Нарушение этого микробного сообщества приводит обычно к заболеванию. Роль нормальной микробиоты столь важна для организма человека, что её следует рассматривать как симбиотическую. Численность микробного населения организма здорового человека достигает 1014 особей. Микроорганизмы представлены почти 500 видами, в основном бактериями и дрожжевыми грибами. Микроорганизмы находятся в равновесии, в гармонии друг с другом и организмом человека, формируя своеобразную экологическую систему.
В рамках достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть возможные местообитания микроорганизмов. Кожа, слизистые оболочки рта и верхних дыхательных путей, пищеварительный тракт и мочеполовая система. Свободны от микроорганизмов трахеи, бронхи и лёгкие, а наиболее разнообразна микробиота пищеварительной системы. В полости рта обитают стрептококки и стафилококки, актиномицеты, бифидобактерии, дрожжи и некоторые другие микроорганизмы, образующие вместе с продуктами своей жизнедеятельности зубной налёт.
2. Микробиота желудка, беднее, чем, например, кишечника, поскольку для большинства бактерий высокая кислотность желудочного сока неблагоприятна; здесь в основном живут молочнокислые бактерии. В микрофлоре тонкой кишки, кроме названных, обнаружены анаэробные кокки, клостридии, бифидобактерии и др. Наибольшее количество микроорганизмов концентрируются в толстой кишке, где обитают кишечная и сенная палочки, клостридии, лактобактерии и другие виды. Многие из них - антагонисты гнилостной микробиоты и поэтому препятствуют заселению кишечника вредными видами бактерий.
3. Определить важную роль микроорганизмов в поддержании иммунитета нашего организма к инфекционным заболеваниям. По последним данным на Гаити и в Сомали выявлены вспышки всего спектра инфекционных заболеваний, причина которым голод, жара, антисанитарные условия.
4. Выявить роль стрессовых воздействий, бесконтрольного использования антимикробных препаратов, лучевой терапии на равновесное состояние нормальной микробиоты.
5. Изучить классификацию бактериозов, вызывающих различные инфекции.
6.Опираясь на проведённый анализ мониторинга посещаемости учащихся, выявить этапы развития инфекционного процесса или патогенеза: 1) заражение; 2) инкубационный период; 3) период проявления симптомов; 4) период угасания, исчезновения симптомов болезни.
В ходе решения вышеуказанных задач, были использованы следующие
методы исследования:
1. Изучение научной литературы, подбор интересующей информации.
2. Ознакомление с современным состоянием проблемы.
3. Личное участие автора в проведении исследований по выявлению
уровня заболеваемости с момента проникновения в его организм
возбудителя. Время, которое проходит с момента заражения до появления
первых симптомов болезни. Значение своевременной вакцинации.
4. Проведение анализа заболеваемости и обозначение ограничительных
мер в виде карантина в случае возникновения некоторых бактериальных
и вирусных инфекций, как предупреждение распространения этих
заболеваний.
Гипотеза исследования: Проведённые исследования помогут автору в дальнейшем использовать приобретённые знания. Современные разработки учёных научат возможности не лечить, а предупреждать заболевания классифицируемые как инфекционные. Позволят использовать биологические процессы в технике и промышленном производстве, причём наряду с интактными организмами – также их фрагменты, например культуры отдельных клеток или тканей. Знание природы микроорганизмов позволит с меньшими усилиями перестраивать, изменять их наследственный материал, что широко практикуют инженеры-генетики. Бактерии - это очень экологически пластичные организмы. В настоящее время область применения бактерий в биотехнологических процессах чрезвычайно широка: это медицина и аграрный комплекс, лёгкая, пищевая и химическая промышленность, энергетика, экология и другие направления деятельности современного человека.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ___________________________________________ 3
Глава 1. Статистика заболеваний
1.1 Исследования мониторинга посещаемости ________ 3
1.2 График заболеваемости____________________________4
1.3 Выступление на родительском собрании______________5.
1.4 О этом заболевании должен знать каждый____________7
Глава 2. Мировая проблемма современности----------------9
2.1 Инфекционные заболевания_________________________9
2.2 История изобретения вакцины______________________10
2.3 Что такое вакцинация_____________________________ 11
2.4 Приготовление вакцин___________________________ 13
2.5 Проблемы вакцинации____________________________ 14
2.6 Новые или возвращающиеся инфекции______________16
2.7 Причины миграции инфекций_____________________ 17
Глава 3. Заключение _______________________________ 18
Список использованной литературы-------------------------20
Приложение______________________________________ 21
Сроки проведения профилактических прививок.
Заболевания от которых защищает вакцина.
3. Таблица«Национальный календарь профилактических прививок.
4. Перечень медицинских противопоказаний к проведению
профилактических прививок
5. Детские болезни, которые подстерегают и взрослых.
6. Бактериальные болезни человека.
7. Основные меры профилактики:
8. Самомассаж при насморке.
9. Лекторий о профилактике заболеваний.
1
Иммунитет (лат. иммунитас – освобождение, избавление от чего-то) невосприимчивость, сопротивляемость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Инфекционные болезни (лат. infection – заражение) – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем.
Вакцина (от лат. вакцина - коровья) – препарат из живых или мёртвых микроорганизмов, отдельных антигенных компонентов микробных клеток и продуктов жизнедеятельности зтих организмов, применяемых для иммунизации человека и животных с профилактической (вакцинация) или лечебной (вакцинотерапия) целями.
2
Введение
В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Всё чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам плохая экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты питания. Всё чаще и чаще мы слышим по СМИ о вспышках гриппа различной этиологии, холеры, других вирусных заболеваний. Наиболее подвержены инфекциям дети и престарелые люди. У детей иммунитет ещё слабый, у престарелых - уже слабый. В поисках средств против инфекционных заболеваний люди испробовали многое – от заклинаний и заговоров до дезинфицирующих средств и карантинных мер.
Тема заинтересовала меня, и я решила исследовать её, узнать причины, признаки, последствия инфекционных заболеваний и возможные методы защиты от их последствий.
Глава 1. Описание исследований.
Мною было проведено небольшое исследование по заболеваемости учеников в нашей школе с 1 по 11 классы за три месяца (декабрь, январь, февраль). Данные параметры я рассчитала, чтобы узнать, в какой период времени была высшая точка заболеваемости. Исследование является среднестатистическим, так как количество заболевших рассчитано в среднем за весь текущий месяц. В нашей школе 169 учащихся из них 87 ученикам были сделаны прививки, что составило 51,5 % от всех учащихся школы. Следует учитывать, что в течение месяца было движение заболевших и выздоровевших. Кроме этого, продолжительность заболевания тоже была разной: от трёх дней до двух недель.
Проанализировав данные, я выяснила – в декабре заболевших было 38, это составило 22,4%, в январе – 46, это 27 %. Пик заболеваемости был зафиксирован в феврале – 62 человека, что составило 36%. Наибольшее количество заболевших за три месяца составили ученики с 5 по 8 классы – 37%, затем с 1 по 4 классы – 34% и с 9 по 11классы – 29%.
3
Класс | Количество учеников в классе | Кол-во заболевших за декабрь | % | Кол-во заболевших за январь | % | Кол - во заболевших за февраль | % |
1 | 21 | 3 | 14 | 1 | 4 | 5 | 23 |
2 | 15 | 0 | 0 | 2 | 13 | 4 | 26 |
3 | 10 | 3 | 30 | 5 | 50 | 5 | 50 |
4 | 19 | 7 | 36 | 3 | 15 | 4 | 21 |
5 | 19 | 5 | 26 | 5 | 26 | 7 | 36 |
6 | 17 | 1 | 5 | 5 | 29 | 6 | 35 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | 18 | 5 | 27 | 7 | 38 | 8 | 44 |
8 | 16 | 1 | 5 | 4 | 25 | 5 | 31 |
9 | 19 | 8 | 42 | 9 | 41 | 12 | 63 |
10 | 13 | 4 | 30 | 3 | 23 | 4 | 30 |
11 | 3 | 1 | 33 | 2 | 66 | 2 | 66 |
1.2 График заболеваемости учеников с 1 по 11 классы
4
Из данного графика видно, что самый большой суммарный процент заболеваемости (63%) в 9 классе, а самый маленький – (4%) во 2 классе. (По всей видимости, причиной высокой заболеваемости является слабый иммунитет, обусловленный переходом из детства во взрослость). 11 класс оказался с высоким процентом заболеваемости в силу малого количества учащихся в классе. Кроме этого, учитывая, что вакцинация детей была проведена в ноябре, то по статистике в декабре заболевших было 28,6% от привитых, в январе -24%, в феврале – 15%. То есть наблюдаем устойчивую иммунизацию. К пику заболеваемости (в феврале) эта разница составила 26 %. Этого достаточно, что бы сделать вывод – вакцинация необходима. В школе 169 детей из них 51 % привиты, не болели 26 %, а если приболели привитые, болезнь начиналась с резкого поднятия температуры и длилась дня два, то есть организм способен был противостоять инфекции благодаря вакцине.
1.3
На родительском собрании я провела социологический опрос на тему: « Что вам известно об инфекционных заболеваниях?», для того чтобы определить, насколько проинформированы люди в затронутой проблеме.
Какие заболевания не относятся к инфекционным?
А) СПИД, малярия
Б) грипп, туберкулёз
В) корь, сахарный диабет
Г) бешенство, ветрянка
К возбудителям инфекционных заболеваний не относятся:
А) бактерии
Б) лишайники
В) вирусы
Г) грибы
Могут ли взрослые люди болеть детскими заболеваниями?
А) нет
Б) довольно часто
В) да, если не переболели ими в детстве
Г) нет, таких болезней вообще нет
. Где, вероятнее всего, можно заразиться инфекционным заболеванием?
А) у себя дома
Б) на улице
В) в общественном месте
Г) в зоопарке
5
. Наибольшей опасности во время эпидемии гриппа подвергаются?
А) взрослые
Б) пожилые люди
В) маленькие дети
Г) животные
В каком случае вероятность заражения СПИДом наиболее велика?
А) при бытовом контакте
Б) при переливании крови.
В) через татуировку
Г) через средства личной гигиены
Выберите признаки, наиболее характерные для гриппа:
А) высокая температура, красная сыпь, насморк
Б) кашель, насморк, рвота, судороги
В) температура, насморк, охриплость, кашель, недомогание
Г) сыпь, тошнота, головная боль
Основным источником заражения туберкулёзом является?
А) человек, болеющий туберкулёзом
Б) животные
В) комнатные растения
Г) трупы людей, умерших от туберкулёза
6
Каким образом можно укрепить иммунитет?
А) обильное курение, здоровое питание, злоупотребление алкоголем
Б) физические упражнения, принятие антибиотиков, здоровый сон
В) занятие спортом, здоровое питание, употребление наркотиков
Г) правильное питание, умеренные нагрузки, занятия спортом, здоровый сон.
№ вопроса | % правильных ответов |
1 | 54 |
2 | 23 |
3 | 100 |
4 | 100 |
5 | 100 |
6 | 84 |
7 | 100 |
8 | 92 |
9 | 92 |
На основании результатов по данной таблице, я сделала вывод: большинство опрошенных осведомлены по заданной теме. Для родителей учащихся мною были подготовлены памятки о закаливании детей, рекомендации о самомассаже, кроме этого я смогла ответить на вопросы родителей о необходимости вакцинации.
1.4. Об этом заболевании должен знать каждый.
Особенно я бы хотела выделить одно серьёзное заболевание, которому на сегодняшний день уделяют довольно большое внимание. Вы, наверняка, слышали, что прошла волна заболеваний гриппом и что из большого количества заболевших есть смертельные случаи. Поэтому я хочу, чтобы многие люди знали более углублено об этой болезни.
Грипп – острое инфекционное заболевание, поражающее органы дыхания, нервную, а
7
иногда и сердечно – сосудистую систему. Возбудителем гриппа является вирус,
размножающийся в слизистой оболочке дыхательных путей; он распространяется в воздухе вместе с мелкими капельками слюны, слизи и мокроты, выделяемыми гриппозными больными при чихании и кашле.Грипп – одна из самых заразных болезней. Предвестниками гриппа обычно бывают плохое самочувствие, отсутствие аппетита. После инкубационного (скрытого) периода продолжительностью не более 2 дней возникают озноб, головная боль, нарастание
температуры, ломота в мышцах, суставах и костях. Затем появляется насморк, охриплость, кашель, покраснение глаз. После гриппа нередко наблюдаются различные осложнения (бронхит, воспаление лёгких, менингит, радикулит, воспаление почек и др.).
В современных условиях лечение гриппа проводится, как правило, медикаментозными средствами, назначаемыми врачом. Однако можно заменить дорогие антипростудные и антигриппозные препараты народными средствами, если болезнь протекает в лёгкой форме и без осложнения. В любом случае употребление полезных продуктов не повредит. Но к врачу необходимо обращаться обязательно. В ходе работы мной был представлен лекторий учащимся 5-11 классов о профилактике заболеваний.
Я подсчитала, во сколько в среднем обойдётся лечение, и в альтернативу – профилактические меры обходятся куда дешевле. Нужно просто следить за своим здоровьем и по мере возможности не лечить болезни, а предупреждать их.
«Терафлю» - 250 руб. Чеснок – 14 руб. (200г.)
«Гербион» - 140 руб. Лук – 10 руб. (200г.)
«Стрепсилс» - 120 руб. Мёд – 60 руб.(300г.)
«Пиносол» - 50 руб. Лимон – 10 руб. (1 шт.)
«Фервекс» - 220 руб. Калина–20руб.(пучок)
8
Глава 2.
2.1 Мировая проблема современности.
Инфекционные болезни (лат. infection – заражение) – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем. Эти заболевания охватили весь мир, от многих из них нет эффективных методов защиты. Никто из нас: мужчин и женщин, взрослых и детей, бедных и богатых не застрахован от заражения инфекцией.
Инфекционные заболевания известны человеку ещё с глубокой древности. Самой печальной страницей в истории инфекционных болезней являются средние века, в этот период развитие медицинских знаний, как и других наук, было очень затруднено господством церкви. Эпидемии охватывали огромные территории, включая целые государства и народы. Недаром инфекционные заболевания получили название «мировых болезней». Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Многие пытались найти средства для лечения болезней.
2.2 История изобретения вакцины
Р
Антонио ванн Левенгук
Так, русский врач Д.С. Самойлович (1744 – 1805) доказал заразительность чумы и пытался производить прививки против этой болезни. (3)
В
Луи Пастер 9
еликий французский учёный Луи Пастер (1822 – 1895)установил, что бактерии вызывают болезни. Пастеру
принадлежит открытие возбудителей куриной холеры, септицемии, остеомиелита и др. Им приготовлены вакцины против сибирской язвы(1881) и бешенства(1885). Он разработал метод приготовления вакцин путём искусственного ослабления (аттенюации) вирулентных микробов для профилактики инфекционных болезней – метод, которым пользуются и в настоящее время.
В развитии микробиологии огромные заслуги принадлежат немецкому учёному Роберту Коху (1843-1910). Разработанный им метод бактериологической диагностики, позволил открыть возбудителей многих инфекционных болезней.
Роберт Кох
Наконец, в 1892 г. русским учёным Д.И. Ивановским (1864 – 1920) были открыты вирусы.
У спешно развивалась эпидемиология благодаря И.И. Мечникову (1845 – 1916) и многим другим исследователям. Открытое И.И. Мечниковым в 1882 – 1883 г. явление фагоцитоза, положило начало учению об иммунитете, открыло перспективы в профилировании и лечении инфекционных болезней.
Б
И.И. Мечников
ольшая заслуга в развитии иммунологии и теории об инфекции принадлежит Н.Ф. Гамалея (1859 – 1949), открывшего также явления бактериофагии. В 1963 г. советские учёные А.А. Смородинцев и М.П. Чумаков были удостоены Ленинской премии за разработку вакцины против полиомиелита.
10 Эдвард Дженнер
За последние десятилетия в лечении инфекционных заболеваний был сделан огромный шаг вперёд. В основном это произошло благодаря поистине революционному открытию антибактериальных свойств пенициллина в 1940 году. А со времён второй мировой войны были созданы сотни препаратов, не только антибактериальных, но и противовирусных, противогрибковых, антипаразитарных, большинство из которых эффективны и безопасны. (8)
2.3 Что такое вакцинация
Ослабленные микробы разных инфекционных заболеваний получили название вакцины. Понятие «вакцина» произошло от латинского слова «коровья», потому что первую прививку против оспы сделали, используя материал коровьих оспинок.
Вакцина - медицинский препарат из убитых или живых ослабленных микробов,
11
применяемые для иммунизации людей и животных с целью профилактики инфекционных болезней. Такие микробы вводят, когда делают прививки против болезней. Организм «репетирует» заражение инфекциями. Когда ослабленные микробы попадают в кровь, в ней начинают вырабатываться антитела - борцы с инфекцией. Микробы ослаблены - антитела побеждают. От прививки никто не заболевает. Через какое-то время может произойти встреча с сильными микробами, но организм уже будет иметь иммунитет - невосприимчивость к инфекции.
Современные вакцинные препараты подразделяют на группы:
1) вакцины из живых возбудителей с ослабленной вирулентностью;
2) вакцины из убитых патогенных микроорганизмов (бактерий и вирусов);
3) анатоксины («токсин» - яд, «ана» - подобный, т.е. ослабленные яды);
4) химические вакцины;
5) рекомбинантные вакцины;
6) комбинированные (комплексные) вакцины.
^ К живым вакцинам относятся вакцины против оспы, сибирской язвы, бешенства, туберкулеза, чумы, туляремии, полиомиелита, паротита, гриппа, тифа, кори и др. Живые вакцины создают длительный и прочный иммунитет. Иногда достаточно одного введения вакцины.
^ К вакцинам из микробов, убитых нагреванием, путем обработки спиртом и другими средствами, относятся брюшно-тифозная, холерная, коклюшная, вакцины против Ку-лихорадки, клещевого энцефалита, гриппа, полиомиелита.
^ Анатоксины стимулируют образование антитоксического иммунитета, который уступает естественному или после введения живых вакцин. В этом случае нет гарантии, что привитый человек не станет носителем бактерий. Широкое применение имеют дифтерийный, столбнячный, стафилококковый и холерный анатоксины. Получены анатоксины против ботулизма. 12
^ Химические вакцины – это препараты, которые состоят не из цельных клеток бактерий, а из химических комплексов, полученных путем обработки возбудителя специальными способами (химическим расщеплением). Применяют для профилактики тифа и столбняка. Они устойчивы к влиянию среды, обладают слабой реакцией, вводятся неоднократно и в больших дозах, направлены одновременно против нескольких инфекций.
^ Рекомбинантные вакцины – новое направление в производстве вакцин. Они эффективны, безопасны, пригодны к применению в комплексе с другими вакцинами. Однако пока только вакцина против гепатита В заняла свое место в прививочной практике.
Комбинированные (комплексные) вакцины широко применяются в мире. Среди них: АКДС, живая комплексная вакцина для профилактики кори, паротита и краснухи (производится только за рубежом), вакцина против кори, паротита и краснухи в комбинации с живыми вакцинами против полиомиелита и ветряной оспы, вакцина против гриппа и др.
В практике профилактики инфекционных болезней используют следующие виды:
моновакцины - из одного антигена (оспенная, туберкулезная и др.),
дивакцины (дифтерийно-столбнячный анатоксин),
тривакцины (коклюшно-дифтерийно-столбнячная, против брюшного тифа, паротитов и столбняка).
2.4 Приготовление вакцин
Создание живой вакцины-процесс долгий и непростой. Выделенный вирус нужно подвергать длительным и многочисленным пересевам,чтобы ослабить его,сделать безвредным для организма и в то же время способным вызвать образование антител. Даже при самой большой оперативности эффективную живую вакцину удастся создать лишь тогда, когда эпидемия уже прошла свою кульминационную точку и вакцине приходится "догонять" эпидемию. Остается второй путь - убитая вакцина.Только она позволит выиграть столь дорогое время.
13
Но и эта вакцина не лишена недостатков. Она выращивается на куриных эмбрионах,содержащих большое количество постороннних примесей. Концентрация вирусов в такой вакцине иногда не превышает 0,1% от посторонних белков. Антитела вырабатываются не столько против вирусов, сколько против этих посторонних белков. Более того-белковые примеси при введении их в организм могут нанести огромный вред здоровью.Так возникла первая и главная задача-добиться очистки и высокой концентрации вирусов в убитой противогриппозной вакцины. Очистка раствора,содержащего выращенные на куриных эмбрионах гриппозные вирусы, проводилась методом сорбционной хроматографии. Раствор был пропущен через хроматографическую колонку в котрой находился специальный поглотитель-сорбент, изготовленный из макропористого стекла. Диаметр пор этого стеклянного порошка был заранее рассчитан на то , чтобы улавливать гриппозные вирусы.Первый же прогон раствора через колонку дал поразительные результаты-концентрация вирусов в будущей вакцине увеличивается в 30 раз , в 1000 раз повысилась чистота препарата. Для того,чтобы убить "пойманные" вирусы , сконцентрированные в сорбенте , были применены ультрафиолетовые лучи. Так, впервые в истории в короткий срок была получена чистая , высоко активная противогриппозная убитая вакцина.
2.5 Проблемы вакцинации. Может ли вакцина нанести вред здоровью?
Изучение положения дел по вакцинации в стране , проведение опроса населения показали, что процесс вакцинации не лишён ряда проблем, т.к. часть людей отказывается от прививок по причине недоверия, считая тем самым иммунизацию (вакцинацию) бессмысленной, вскрывая таким образом:
1. Проблему качества и эффективности вакцин. Путь решения этой проблемы возможен в применении новых методик к разработке, тестированию и производству вакцин, их
14
транспортировке и к непосредственному использованию.
2.Проблему ежегодной мутации инфекций, например, штаммов гриппа. Возникает вопрос у людей: Зачем нужна такая вакцина? В этом случае необходимость вакцинации не просто сомнительная, а буквально бессмысленная. Путь решения данной проблемы возможен в создании вакцин для всех видов штаммов гриппа, т.е. универсальных.
3.Некоторые респонденты сослались на противопоказания ко всем или некоторым прививкам. Практика показывает, что проблематична вакцинация часто болеющих детей (например, если человеку ставится диагноз ОРВИ 6 и более раз в год). Пути решения этой проблемы расходятся во мнении медицинских работников. Одни врачи считают, что прививки можно ставить часто болеющим людям при нормальной температуре тела, другие в таких случаях дают медотвод. Возможен здесь выход в применении новых методик к разработке, тестированию и производству вакцин, их транспортировке и к непосредственному использованию.
4. Из часто болеющих детей можно выделить и другую группу – дети с иммунодефецитом. Таким детям прививки противопоказаны с рождения. В этом случае путь решения проблемы лежит в создании всех благоприятных для будущего ребенка условий во время беременности женщины.
Эти видимые проблемы обозначены участниками опроса. Но существует еще одна
проблема – высокая стоимость производства вакцин. Тем не менее, всем людям нужно проявлять сознательность –ставить необходимые прививки, начиная с раннего детства и повторяя через несколько лет. Это необходимо потому, что исскуственный иммунитет, возникший после прививок недостаточно стоек, и его нужно укрепить. А, по мнению медработников, риск получить осложнение от прививки меньше, чем от последствий
инфекционной болезни у не привитого человека.
15
А, по мнению медработников, риск получить осложнение от прививки меньше, чем от последствий инфекционной болезни у не привитого человека.
2.6. Новые или возвращающиеся инфекции?
Согласно прогнозу экспертов ВОЗ, России и США, вспышка новых или возвращающихся инфекций может произойти в любое время и в любой точке планеты. Из природных очагов в человеческую популяцию практически ежегодно заносятся неизвестные организмы. В течение последних 30 лет мы столкнулись с 40 новыми опасными микроорганизмами, которые в3о многих случаях создали реальную угрозу для жизни и здоровья сотен тысяч людей. Среди них – вирус Эбола, возбудитель болезни легионеров, ВИЧ, коронавирусы и другие патогенны. Нередко на фоне эпидемиологического благополучия люди перестают делать прививки, предусмотренные национальными системами здравоохранения, и тогда инфекции, считавшиеся давно побеждёнными, возвращаются. В последнее десятилетия эпидемии коклюша, дифтерии, полиомиелита и кори зарегистрированы в Японии, России, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Украине, на Гаити, в Венесуэле и Колумбии.
2.7 Причины миграции инфекций.
Миграции людей и животных приводит к распространению микроорганизмов на новые территории. Массовые вспышки инфекционных заболеваний возникают даже в странах с хорошо развитой системой здравоохранения, например в США. В 1999 г. В Нью-Йорке зарегистрировали случаи лихорадки Западного Нила, вирус которой переносят птицы. К 2002г. это заболевание наблюдали на территории 44 штатов. Заболели более 4 тыс. человек, из которых около трёхсот умерли. В мае 2003 г. Появились сообщения о заболевании, вызванном вирусом оспы обезьян. В США его разносчиками стали грызуны, завезённые из Африки в качестве экзотических домашних животных. Из новых инфекций, проникших в
16
человеческую популяцию, достаточно упомянуть вспышку так называемой атипичной пневмонии (тяжёлый острый респираторный синдром) в Китае и факты заражения людей вирусом гриппа птиц (H5N1).К счастью, этот вирус пока не передаётся от человека к человеку и поэтому не вызывает эпидемий среди людей. Однако ряд учёных считает, что вполне вероятен обмен генов между птичьим и человеческим вариантами вируса, в результате могут появиться новые высокопатогенные для человека варианты.
Уже доказано, что язва желудка и двенадцатиперстной кишки, а также гастрит связаны с инфекцией. Бактерию Helicobakter pylori, открытие которой отмечено Нобелевской премией 2005 года, находят у 50 % пациентов с гастритом, 70-90 % больных с язвой желудка и у 95 % лиц, страдающих язвой двенадцатиперстной кишки. Опухоли желудка, наружных половых органов и печени во многих случаях также связаны с бактериями или вирусами. Не исключено, что инфекционную природу имеет атеросклероз.
Ещё одной проблемой является «побочный» эффект, когда мы наблюдаем проявление заболеваний, по-видимому, имеющих такую же природу, либо вызываемых родственными микроорганизмами.
Каким образом микроорганизмы влияют на развитие болезней?
За последние 10 лет сформировалось новое направление – генетическая иммунизация. Его называют также ДНК – вакцинацией. Это одно из самых перспективных направлений в борьбе с раком.
Однако, прежде чем ДНК – вакцинация войдёт в медицинскую практику, следует убедиться в безопасности таких препаратов, изучить длительность индуцируемого ими иммунитета и последствия для иммунной системы.
В перспективе – создание средств иммунологической защиты от наркозависимости и курения, конструирование вакцин для лечения и предупреждения аллергии, аутоиммунных заболеваний.
17
Глава 3. Заключение.
Для исследования я выбрала очень интересную, острую тему. Многочисленные наблюдения древних народов подтвердили факт, что люди, перенесшие инфекционную болезнь, не заражались при уходе за больными этой болезнью. Множество самых разных исследований, наблюдений, опытов, позволило ученым найти способ предупреждения возникновения инфекционных заболеваний – вакцинацию. Вакцина вводится в организм человека с целью создания иммунитета к определенному виду возбудителей, снижению риска осложнений. А, также для предотвращения возникновения эпидемий, уносящих человеческие жизни. Вакцинация населения в России регламентируется санитарным законодательством, и ее проводят в плановом порядке, на всей территории страны. Изучаются вакцины против различных заболеваний, в том числе против простудного насморка, малярии. Реальна возможность с помощью вакцин свести к нулю заболеваемость полиомиелитом, краснухой, столбняком и дифтерией. Осложнений от прививок меньше, чем от инфекционной болезни у не привитого человека.
Задачей ближайших лет является дальнейшее совершенствование способов профилактики инфекционных болезней с целью создания новых и улучшения существующих вакцинных препаратов.
Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него
Очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но, как часто человек растрачивает этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Берегите своё здоровье смолоду!
Данная тема сначала была выбрана для углубления программного материала.
В ходе работы над ней появился интерес к исследованию проблемы в современном обществе.
Я изучила происхождение инфекционных заболеваний, причины их стремительного
18
распространения, меры своевременного предупреждения, диагностику и лечение. Сравнила данные о причинах их распространения с современной информацией об очагах распространения.
Проанализировала характер проявления заболеваний, проведя мониторинг посещаемости школьниками учебных занятий. Выявила зависимость уровня заболеваемости со своевременной вакцинацией детей.
Проследила область применения микроорганизмов в биотехнологических процессах и возможность их использования в разных направлениях деятельности человека.
Но, я уяснила, что при исследованиях бактерий и вирусов необходимо быть очень осторожными в своих суждениях и открытиях, ведь микроорганизмы в руках недобросовестных (мягко сказано) людей, могут быть поистине страшным, смертельным оружием.
Думаю, что вопрос об инфекционных заболеваниях волнует всё человечество, в разных уголках мира. Значит, и решать эту проблему необходимо всем миром. Иначе…
Не скрыться, не спрятаться!
19
Список использованной литературы
1. А.Я. Альтгаузен Лабораторные клинические исследования,
под редакцией О.М. Носалевич, Государственное издательство
медицинской литературы, Медгиз -1962- Москва.
2. Большая энциклопедия Народной Медицины, ОЛМА Медиа групп,
Москва 2009г.
3.К. Вилли. Биология. Издательство «МИР» Москва, 1968г.
4.Анисимова Т.Б. Прививки. Серия «Медицина для вас». // Ростов-на Дону: Феникс, 2003. – 64 с.
5.Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина // М.: ООО «Издательство ACT», 2000.- 480 с.
6. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – 7-е изд., стеретип. // М.: Дрофа, 2006. – 332 с., ил.
7. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. Микробиология // М.: «Медицина», 1980. - 512 с., ил.
8. Самин Д.К. 100 великих открытий // М.: Вече, 2006. – 480 с.
9. Павлов Л.И. Семейная медицинская энциклопедия //С30М;ТЕРРА,2000-608с.
10.Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия//3-е издание,«Советская энциклопедия» 1991.-688с,с ил.
11.Биология в школе. Научно-методический журнал №1, 2007г.
Статья «Вакцины: история и современность», В.В.Зверев академик РАМН
НИИ вакцин и сывороток им. И.И. Мечникова РАМН, Москва.
12. Биология для школьников. Научно-популярный журнал № 3, 2009г,статья
Суматохина С.В. « Как работает служба безопасности организма» стр 3.
13. Биология для школьников. № 3, 2010г.
14. Биология для школьников. № 4, 2010г.
Статья Шапиро Я.С. « Бактерии: современные представления», стр. 2.
15. Биология для школьников. №4, 2010г.
Статья Суматохина С.В. «Исследователь микробов - Роберт Кох», стр. 55.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Сроки проведения профилактических прививок.
Возраст | Наименование прививки |
12 часов | Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
3-7 дней | Вакцинация против туберкулёза |
1 месяц | Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
3 месяца | Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита |
4,5 месяца | Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита |
6 месяцев | Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита |
Третья вакцинация против гепатита В | |
12 месяцев | Вакцинация против кори, краснухи и паротита |
18 месяцев | Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита |
20 месяцев | Вторая ревакцинация против полиомиелита |
6 лет | Ревакцинация против кори, краснухи, паротита |
7 лет | Вторая ревакцинация против дифтерии и столбняка |
Ревакцинация против туберкулёза | |
13 лет | Вакцинация против вирусного гепатита В (ранее не привитым) |
Вакцинация против краснухи (девочки) | |
14 лет | Ревакцинация против туберкулёза |
Третья ревакцинация против дифтерии и столбняка | |
Третья ревакцинация против полиомиелита | |
Взрослые | Ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации. |
21
Приложение 2. Заболевания от которых защищает вакцина.
22
Приложение 3 Таблица«Национальный календарь профилактических прививок.
Россия, 2016 год.»
Вакцинация | Первые дни | 1 месяц | 2 месяца | 3 месяца | 4,5 месяцев | 6 месяцев | 12 месяцев | 15 месяцев | 18 месяцев | 20 месяцев | 6 лет | 6-7 лет | 14 лет | от 18 лет |
Вирусный гепатит В | V1 | V2 | V3г |
|
| V3 | V4г |
|
|
|
|
|
|
|
Туберкулёз | V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| R |
|
|
Пневмококковая инфекция |
|
| V1 |
| V2 |
|
| R |
|
|
|
|
|
|
Дифтерия |
|
|
| V1 | V2 | V3 |
|
| R1 |
|
| R2 | R3 | Каждые 10 лет |
Коклюш |
|
|
| V1 | V2 | V3 |
|
| R1 |
|
|
|
|
|
Столбняк |
|
|
| V1 | V2 | V3 |
|
| R1 |
|
| R2 | R3 | Каждые 10 лет |
Полиомиелит |
|
|
| V1и | V2и | V3ж |
|
| R1ж | R2ж |
|
| R3ж |
|
Гемофильная инфекция |
|
|
| V1г | V2г | V3г |
|
| Rг |
|
|
|
|
|
Корь |
|
|
|
|
|
| V |
|
|
| R |
|
|
|
Краснуха |
|
|
|
|
|
| V |
|
|
| R |
|
|
|
Эпидемический паротит |
|
|
|
|
|
| V |
|
|
| R |
|
|
|
Жирным шрифтом выделены живые вакцины V — Вакцинация R — Ревакцинация Г — Для групп риска И — Инактивированная вакцина против полиомиелита Ж — Живая вакцина против полиомиелита. За исключением детей, рождённых от матерей с ВИЧ-инфекцией, детей с ВИЧ-инфекцией и детей, которые находятся в домах ребёнка. Им показана только инактивированная вакцина от полиомиелита.
23
Приложение 4. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок (из Приказа N375 МЗ РФ от 18.12.97)
Вакцина | Противопоказания |
Все вакцины | Сильная реакция или осложнение на предыдущую дозу |
Все живые вакцины | Иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность |
БЦЖ вакцина | Вес ребенка менее 2000 г, коллоидный рубец после предудущей дозы |
оральная полиомиелитная вакцина (ОПВ) | Абсолютных противопоказаний нет |
АКДС | Прогрессирующие заболевания нервной системы, афебрильные судороги в анамнезе (вместо АКДС вводят АДС) |
АДС, АДСМ | Абсолютных противопоказаний нет |
ЖКВ (живая коревая вакцина), | Тяжелые реакции на аминогликозиды |
ЖПВ (живая паротитная вакцина) | Анафилактические реакции на яичный белок |
Примечания: Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострения хронических заболеваний. При нетяжелых ОРЗ, острых кишечных заболеваниях и др. прививки проводятся сразу же после нормализации температуры тела.
* - сильной реакцией является наличие температуры выше 40 градусов, в месте введения вакцины - отек, покраснение больше 8 см в диаметре, наличие реакции анафилактического шока.
24
Приложение 5. Детские болезни, которые подстерегают и взрослых.
Название | Симптомы | Осложнения | Как себя обезопасить |
Ветрянка (ветряная оспа) | Заражение обычно происходит осенью – зимой. У взрослых возможны и детские проявления: сначала на теле, потом на шее, лице и руках появляется сыпь в виде пузырьков размером с булавочную головку, которые затем покрываются корочкой и отпадают. Ветрянку вызывает то же вирус из группы герпеса, что и опоясывающий лишай. У людей старше 40 лет - болезнь чаще носит его симптомы: резкие боли в межрёберье, затем появление пузырьков, как бы опоясывающих грудную клетку. | Детская форма, как правило, проходит без особых последствий, главное, в это время не застудить почки. А опоясывающий лишай чреват невралгиями межрёберных нервов, а также осложнениями на сердце, вирусными пневмониями, поражениями суставов (артриты, ревматизм).
Важно! Взрослые, переносят детские болезни, как правило, тяжелее, выздоравливают медленнее, и риск осложнений выше. Все эти инфекции передаются воздушно-капельным путём, а значит, весьма заразны. | В России пока не применяются вакцины. Если заболели, важно соблюдать постельный режим, при опоясывающем лишае – противовирусные препараты на основе ацикловира. |
Краснуха | Красная сыпь по всему телу, у взрослых часто воспаление лимфоузлов (особенно затылочных, шейных и заушных). | Вирус краснухи вызывает уродства плода при заражении краснухой женщин в первые три месяце беременности: в этом случае около 75% детей рождаются с синдромом врождённой краснухи (врождённые пороки сердца, катаракта, слепота, глухота, умственная отсталость). На долю синдрома врождённой краснухи приходится 25 – 30% всех врождённых болезней. | Вакцинируют детей в возрасте 1 года и 6 лет, а также проводят вакцинацию девочек в возрасте 13 лет. У женщин рекомендуемый интервал между вакцинацией против краснухи и беременностью – 3 месяца. |
Паротит (свинка) | Повышение температуры до 38 – 39 ℃ и характерная болезненная припухлость околоушной желёз, создающая сходство со свинкой. Обычно поражается одна сторона, преимущественно левая, потом, через 1 – 3 дня – другая. | Распространяясь по организму человека, вирус поражает и другие железы. Следующие один за другим периоды повышения температуры говорят о вовлечении в процесс других органов – подчелюстных и подъязычной слюнных желёз, яичек, поджелудочной железы, оболочек мозга и т.д. Свинка особенно опасна для молодых мужчин: в самых тяжёлых случаях орхита (воспаление яичек) может наступить мужское бесплодие. | В |
Корь | Высокая температура, медно - красная мелкая сыпь – сначала на лице и шее, потом на туловище, бёдрах, руках и в конце – на ногах. Больной заразен с момента повышения температуры до исчезновения сыпи. | Очень опасна для беременных женщин. Поскольку может привести к выкидышу или нарушению развития плода. Также нередкие осложнения: пневмония, отит, поражение слухового нерва, центральной нервной системы – энцефалит, менингоэнцефалит. | Препаратов от кори нет. Но есть вакцина (наиболее перспективным считается введение тривакцины – от кори, краснухе и паротита). Не - привитым и неболевшим взрослым нужно привиться в первые 3 дня от момента контакта с больным корью. |
26
Приложение 6. Бактериальные болезни человека.
Болезнь | Год и автор открытия возбудителя | Характеристика возбудителя | Способы заражения болезнью |
Туберкулёз | 1882, Р.Кох | Грам(-) палочка, спор не образует, неподвижна, аэроб | Воздушно-капельный; от человека к человеку |
Дифтерия | 1883, Т.Клебс, Ф.Леффлер | Грам(+) палочка, спор не образует, неподвижна, факультативный анаэроб | Воздушно-капельный; от человека к человеку |
Холера | 1883, Р.Кох | Грам(-) изогнутая палочка, спор не образует, подвижна, факультативный анаэроб | Пищевой, водный, контактно-бытовой; от человека к человеку |
Столбняк | 1884, Э.Николайер | Грам(+) палочка, образует эндоспоры, неподвижна, строгий анаэроб | Через кожу и слизистые; от человека к человеку |
Проказа | 1874, К.Гансен | Грам(+) палочка, спор не образует, неподвижна, аэроб | Контактно – бытовой; от человека к человеку |
Менингит | 1887, А.Ваксельбаум | Грамм(-) диплококк, спор не образует, неподвижен, факультативный анаэроб | Воздушно-капельный; от человека к человеку |
Чума | 1894, А.Йерсон, С.Китазато | Грам(-) палочка, спор не образует, неподвижна, факультативный анаэроб | Воздушно-капельный; контактно-бытовой, вшами, блохами; от грызунов и человека к человеку |
Скарлатина | 1902, Г.Габрический | Грам(+) стрептококк, спор не образует, неподвижен, факультативный анаэроб | Воздушно-капельным; от больного человека |
Трахома | 1907, С.Провачек, Л.Хальберштадтер | Хламидии | Контактно-бытовой; от человека к человеку |
27
Приложение 7. Основные меры профилактики:
Строго выполняйте правила личной гигиены!
Не пейте воду из случайных источников. Овощи, фрукты мойте перед употреблением.
В поездах лучше пользоваться бутилированной водой.
Купайтесь только в специально отведённых для этого местах!
Не покупайте пищевые продукты, не имеющие документации, свидетельствующей об их доброкачественности! Не приобретайте пищу, особенно мясо и молочные продукты, у случайных продавцов на мини-рынках или на улице. Не ешьте продукты, если вы сомневаетесь в их качестве.
Содержите в чистоте жильё, особенно кухню и туалет, уничтожайте мух, переносчиков большинства заразных болезней. Боритесь с грызунами. Не ешьте продукты, загрязненные грызунами. Соблюдайте меры предосторожности при работе с шерстью, при снятии и обработке шкур животных.
В период эпидемии гриппа и др. респираторных заболеваний пользуйтесь средствами индивидуальной защиты.
При первых признаках заболеваний обращайтесь без промедления к врачу! От своевременной медпомощи напрямую зависит не только жизнь больного, но и безопасность окружающих.
28
Приложение 8. Самомассаж при насморке.
Б
ыстро унять «течь» из носа и облегчить общее состояние при простуде поможет воздействие на биоактивные точки.
Проводите массаж 2 – 3 раза в день при первых же признаках простуды. Он будет эффективнее, если после него пить много тёплой жидкости – морс, отвары из ромашек, липового цвета, зверобоя, мелиссы, зелёного чая. После массажа очищаются и расширяются дыхательные пути. Это поможет с большей пользой провести и другие лечебные процедуры – ингаляции и прогревания.
Начните с симметрических точек, расположенных в углублениях крыльев носа (1). Массируйте одновременно справа и слева указательными пальцами – 1 – 1,5 минуты.
Далее помассируйте симметричные точки, которые находятся под ноздрями – в месте соединения носа и верхней губы (2).
Следующая точка расположена на самом кончике носа (3).
Снять резь в глазах и заложенность носа поможет массаж точек, находящихся на переносице у внутренних углов глаз (4).
Тяжесть в голове снимает массаж точки в центре между бровями и круговой массаж висков (5).
Слегка наклоните голову вперёд. Нащупайте точки на характерных симметричных бугорках у основания затылка (6).
Переходите к точкам в подключичных ямках (7).
Будьте здоровы!
29
Приложение 9. В ходе работы мной был представлен лекторий учащимся 5-11 классов о профилактике заболеваний.
Рис. 1 Социологический опрос .
Рис. 2. Ответила на вопросы родителей.
30