СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс научных работ учащихся «Старт в науку»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная научная  работа "Учителя Карноварской школы  - участники Великой Отечественной войны" была предсавлена ученицей 9 класса. Научный руководитель: Биккиняева Венера Аббясовна.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс научных работ учащихся «Старт в науку»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

села Карновар

Конкурс научных работ учащихся «Старт в науку»











Учителя Карноварской школы –

участники Великой Отечественной войны

(посвящается 70 – летию Победы)







Выполнила: ученица 9 класса

Арифуллина Линара

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы

Биккиняева Венера Аббясовна















с.Карновар,2015г


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………….…..3 


1. Из истории…………………….. ………………………………………….6


2. Из личного архива………………………………………………………...8


Заключение…………………………………………………………………….15


Библиографический список………………………………………………….16


Приложение…………………………………………………………………….17

 





























ВВЕДЕНИЕ

«….Учитывая всемирно – историческое значение

победы над фашизмом в Великой Отечественной

Войне 1941 – 1942 годов….»

В преддверии празднования 70 – летия Великой победы появилась идея проведения исследования «Учителя Карноварской школы – участники великой отечественной войны». В рамках исследования предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности.

Перед началом исследования я поставила следующую цель:

-привлечь внимание молодого поколения к истории родного края, участникам, свидетелям Великой Отечественной войны. 
-собрать и обобщить материал об учителях – фронтовиках Карноварской средней школы Неверкинского района, Пензенской области (ныне МБОУ СОШ села Карновар). 
-воспитать уважение к учителям - ветеранам Великой  Отечественной войны, работавшим когда-то в нашей школе. 
-сохранить страницы жизни учителей – ветеранов в памяти обучающихся

Основные задачи данного исследования:

-изучить и систематизировать материал об учителях-фронтовиках.

-опросить родственников, учителей, работавших с Мясютом Шагиазамовичем Алимовым, Али Зарифовичем Тренгуловым, Али Хусяиновичем Рамазановым,Алесандром Ивановичем Хлызовым.

-провести исследование жизни и деятельности учителей-фронтовиков.
-формировать у подрастающего поколения патриотические чувства сопричастности к истории Отечества. 
-углубить знания по военной истории села.

Следовательно, проблемой данного исследования стала недостаточная осведомлённость подрастающего поколения о жизни учителей-фронтовиков, работающих ранее в нашей школе и военной истории села в целом.

Объектом исследования являются собранные материалы об учителях - ветеранах Великой Отечественной войны.

В работе исследуются военные годы и послевоенный период жизни Мясюта Шагиазамовича Алимова, Али Зарифолвича Тренгулова, Али Хусяиновича Рамазанова, Александра Ивановича Хлызова. Из имеющегося материала, из бесед с близкими вышеперечисленных имен, из бесед с жителями села, жившими и работающими с ними в одно время, я узнала о жизненном пути этих людей, как прожили они военные и послевоенные годы. На долю этих людей выпало немало  испытаний. Им пришлось жить не только в военное время, но в голодные и холодные послевоенные годы. Они прожили трудную жизнь. Учили детей, несли в народ знания. 

Таким образом, предметом исследования следует считать военные пути, пройденные нашими учителями – ветеранами.

В ходе исследования было интересно выявить, как жили учителя-ветераны во время и после войны, что им помогло выстоять это тяжёлое время, какой вклад они внесли в историю развития нашей школы.

Методы исследования данной работы: научно-поисковые (сбор и изучение материалов по данной теме, интервью с родственниками и коллегами); аналитические (анализ собранного материала); систематизирующие (систематизация полученных данных).
«Учителя Карноварской школы – участники Великой Отечественной войны» - продолжительное исследование. В ходе подготовки я провела интервью с родственниками, знакомыми, коллегами бывших учителей нашей школы.

В первой части будет представлен общий обзор Великой Отечественной войны, во второй – мы познакомимся с жизнью этих замечательных людей. В заключении будет представлена возможность взглянуть на архивные фотографии учителей-фронтовиков.

Актуальность исследования обусловлена стремлением сохранить в истории имеющийся материал об учительстве МБОУ СОШ села Карновар, рассказать о людях, которые прошли Великую Отечественную войну и до конца жизни посвятили себя детям.




















  






















  1. ИЗ ИСТОРИИ…

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско – патриотического воспитания. День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да у времени есть своя память.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты семнадцатилетних, которые прямо с выпускного бала ушли «из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод»…

Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Они хотели, но бросились на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу…

Что толкало на это вчерашних мальчишек и девчонок? Скорее всего, для каждого поколения приходит рано или поздно тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за Россию, за народ и за все на свете».

И на таком крутом душевном переломе юноши и девушки обрели высшее мужество, которое привело к победе через четыре казавшихся бесконечными годами войны. За свои идеалы они боролись, они дрались, шли на смерть…




















  1. ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА…


Из наших двух сел, Карновара и Мансуровки, в 1941 году ушли на фронт около двухсот пятидесяти человек, более ста человек не вернулись. Среди тех, кто отправился на фронт были и учителя нашей школы: Тренгулов Махмут Зякирович, Тренгулов Али Зарифович1, Алимов Мясют2 Шагиазамович, Абузяров Хамзя Шагиазамович, Хаметов Хамзя Камилович, Мухамеджанов Кияметдин Фятхуллович, Рамазанов Али Хусяинович3, а также первые выпускники 1936 года Карноварской семилетней школы4.

Война взломала даже демографию

И в сорок – трижды проклятом году!

В школярские, ребячьи биографии

Внесла немыслимую чехарду.

Измерив, жизнь иными величинами,

Во взрослый мир вошли вы напрямик,

Став чуть ли не матерыми мужчинами,

О юности не вспомнив и на миг.

Если мы взглянем в книгу биографий участников Великой Отечественной войны, то первое, что бросается в глаза – это география сражений; Северо-Кавказский фронт, Белорусский, Прибалтийский, Украинский, Северный и другие фронта.

Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства и верности. Долго и мучительно шел наш народ к победе в Великой Отечественной войне. Это победа начиналась на полях Подмосковья. В боях под Москвой погиб учитель и директор тогда еще Карноварской семилетней школы Хаметов Хамзя Камилович.

Солдатом Хамзя Камилович стал с первых же дней Великой Отечественной войны, боевое крещение получил под Москвой. Первый его бой оказался последним. Сначала считался, пропавшим без вести и только в 1946 году семья узнала о том, что он погиб под Москвой.

Я продолжу этот недлинный список имен, а вы вслушайтесь. Каждое имя – это наша жизнь, наше счастье, наше благополучие.

Абузяров Хамзя Шагиазамович – простое на первый взгляд имя, но как много стоит за ним. В Великой Отечественной войне с июня 1941года. Дважды был ранен. Боевое крещение получил под Витебском, участвовал в Смоленском сражении. Был артиллеристом. Погиб, сражаясь за Сталинград в 1943году.

От волжских степей до просторов советской Прибалтики победно прошел с товарищами по оружию мужественный и бесстрашный воин Мухамеджанов Кияметдин Фятхуллович. Действуя, в составе штурмовой группы с боем ворвался в траншеи врага и закрепился на захваченном рубеже. Погиб во время отражения контратаки в 1944 году.

Тренгулов Махмут Закирович стал воином в самом начале войны.

Быстро освоил солдатскую науку и уже первых боях отличался храбростью и воинской сноровкой. В апреле 1944года при прорыве обороны противника на Перекопе под городом Армянск был тяжело ранен и затем скончался.

Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед. И снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили свой патриотический долг до конца перед священной матерью – Родиной.

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники… И до самой смерти своей верили в их гибель. Надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

На войне каждый совершал подвиг, и никто не думал об этом. А сами ветераны говорят о тяжелых боях очень просто. Нам не посчастливилось

Учиться у учителей – ветеранов – участников Великой Отечественной войны, но о их жизни знаем по рассказам наших родителей.

Три учителя нашей школы Алимов Мясют Шагиазамович5, Рамазанов Али Хусяинович6, Тренгулов Али Зарифович7 вернулись после окончания Великой Отечественной войны в родное село и работали в нашей школе.

Алимов Мясют Шагиазамович родился 15 мая 1918 года в крестьянской семье в селе Карновар8. В 1938 году окончил Ульяновское татарское педагогическое училище. Был членом КПСС с 1938 года. Был признан на фронт 5 мая 1942 года по 22 августа 1946 года. Входил в состав Северо – Западного 10 – го Украинского фронта. Принимал участие при форсировании рек Шпрее и Одер, а также при взятии Берлина. Памятным эпизодом в Великой Отечественной войне считал день форсирования реки Шпрее. Ночью форсировали реку и заняли на том берегу плацдарм и удержали его до прихода наших крупных сил. За этот бой был награжден орденом Великой Отечественной войны. За участие в героическом штурме и взятии Берлина Гвардии старший лейтенант Алимов Мясют Шагиазамович указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года награжден медалью «За взятие Берлина». Кроме того, был награжден орденом Красной Звезды и многими боевыми медалями. После возвращения с войны с сентября 1946 года по 1981 год работал в нашей школе. Преподавал уроки физической культуры9 и рисования. Умер в 1990 году. Многое в его жизни и боевом пути мы узнали по рассказам его вдовы Алимовой Зулейхи Аюповны – учителя начальной школы, находящейся сейчас на заслуженном отдыхе. Вместе с Зулейхой Аюповной они вырастили троих детей, которые сейчас живут и трудятся в городах Самаре и Пензе.

Тренгулов Али Зарифович10 родился 3 августа 1917 года в селе Карновар11. В 1937 году окончил Ульяновское татарское педагогическое училище. Состоял в рядах ВЛКСМ с 1934 по 1944 годы, член КПСС с 1945 года. До войны работал учителем начальных классов Карноварской семилетней школы12. Служил и воевал в составе 144 полка 210 стрелковой дивизии против японских империалистов. Добровольно участвовал при штурме укрепленной высоты Квантунской армии. Награжден орденом Красной Звезды и медалями «За победу над Японией» и «За доблестный труд». На войне встретил свою судьбу Марию Федоровну, которая была санитаркой. Вместе с ней вырастили и воспитали четырех детей. После войны работал учителем в Алеевской школе, с 1950 по 1952 год работал директором Карноварской семилетней школы, а затем учителем до 1977 года.

Рамазанов Али Хусяинович родился 3 августа 1918 года в селе Карновар13. С 1936 по 1939 года обучался в Ульяновском педагогическом техникуме. По окончанию учебы 20 сентября 1939 года был призван на военную службу Ульяновским КВК. Являлся участником Великой Отечественной войны,

принимал участие в боях в составе 53 гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии 159 гвардейского стрелкового полка. Службу проходил в звании сержант – командир орудия. Демобилизовался 25 сентября 1945 года. Награжден орденами Красной Звезды, орденом Славы 2 и 3 степени, медалями «За оборонуЛенинграда», «За победу над Германией». После войны свою трудовую деятельность рамазанов Али Зарифович начал в 1945 году учителем истории Карноварской семилетней школы14. В 1949 году был утвержден на должность заведующего Отделом Неверкинского районного комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков. В дальнейшем работал директором Сулемановской машино – тракторной станции, секретарем Неверкинского райкома Коммунистической партии Советского Союза, председателем колхоза имени Чапаева. Многие неизвестные факты его биографии мы узнали от его сына Рамазанова Тагира Алиевича – начальника пенсионного фонда. Умер 6 декабря 1968 года.

С 1965 по 1979 годы в нашей школе работал учителем русского языка и литературы, участник Великой Отечественной войны Хлызов Александр Иванович.

Хлызов Александр Иванович15 родился 9 декабря 1924 года в селе Глубокое Юргашышского района Курганской области. Получил высшее образование в Бухарском Государственном педагогическом институте. Состоял в рядах ВЛКСМ с 1938 года, Член КПСС с 1958 года. В начале апреля 1943 года при взятии города Краснодара был назначен командиром пулеметного взвода и поддерживал огнем продвижение своей роты и батальона. Это был первый очень тяжелый бой. На четвертом Укринском фронте в составе третьей дивизии накануне ноябрьских праздников форсировал Сиваш в брод. Только огневая мощь наших частей и пулеметов принесла нашим войскам победу. Принимал участие в освобождении Крыма в направлении Джанкой, был контужен во время боя. После демобилизации работал учителем Бухарской средней школы имени Фрунзе. В связи с нехваткой учителей русского языка и литературы был направлен в Карноварскую восьмилетнюю школу с женой Анной Андреевной – учителем начальных классов16. Хлызов Александр Иванович за ратные подвиги и участие в Великой Отечественной войне был награжден орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу».Умер 23 марта 1990 года.

70 лет отделяют нас последнего выстрела Великой Отечественной войны. Осыпались и заросли травой окопы, распаханы поля сражений, и все реже и реже выгребает плуг из горькой военной земли гильзу или осколок снаряда – вещественных свидетелей минувшей трагедии. И участников войны, фронтовиков становится с каждым днем все меньше и меньше - старые раны, былое перенапряжение все чаще и чаще отзываются глухим эхом небытия. И само понятие «Великая Отечественная» постепенно превращается в легенду, в героическое сказание, как когда – то поле Куликово и Бородино. Что же остается? Память. Бескрайнее уважение, безмерное преклонение перед теми, кто уничтожил и стер с лица земли «коричневую чуму» фашизма. Кто положил ради этого алтарь Отечества свою юность, молодость, зрелость, любовь и мечту. Кто до последнего дыхания оставался верным присяге, Народу, Родине.

Память – это уважение к мертвым, к их подвигу. Это подвигу ныне здравствующих героев. Память соединяет поколения. Она, как генетический код, позволяет заглянуть в прошлое, оценить и предопределить грядущее.

Задохнулись канонады.

В мире – тишина

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Как всходило солнце в гари

И кружилась мгла,

А в реке – меж берегами –

Кровушка текла.

Были черными березы.

Долгими года.

Были выплаканы слезы –

Вдовьи – навсегда…

Вот опять пронзает лето

Солнечная нить.

Только не забыть бы это!

Лишь бы не забыть!

Это память – верьте, люди –

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем, вновь придет война.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ



К сожалению, всех тех, кому посвящена данная работа нет в живых, но добрая память о них не угаснет в сердцах благодарных учеников.

Я склоняю голову перед ним и всеми ветеранами войны и тружениками тыла вынесших с честью все испытания, выпавшие на их, в то время молодые плечи.

Говорят, что жизнь не прожита зря, если человек построил дом, вырастил дерево, воспитал детей. Все это было выполнено нашим учителем. Они построили свой дом и помогали строить другим, они вырастили свой и школьный сад, они воспитали своих детей и большое число сельских ребят.

Поэтому и память о Мясюте Шагиазамовиче Алимове, Али Зарифовиче Тренгулове, Али Хусяиновиче Рамазанове, Алексадре Ивановиче Хлызове– о сельских учителях и солдатах навсегда останется в памяти односельчан, благодарных учеников.

Проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперёд, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый должен помнить, кому он обязан за то, что у него мирное небо над головой, спокойная жизнь. Человек должен помнить историю своей страны, своей малой родины, должен знать имена героев, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  • Дети военной поры / Сост. Э. Максимова. – М.: Политиздат, 1984

  • Медаль за бой, медаль за труд, М.: Молодая гвардия», 1975.

  • Никогда не забудем. Рассказы о войне. 1962.

  • О подвигах, о доблести, о славе...: Сб. рассказов и очерков/ Сост. Г.Н.Яновский; М.: Дет.лит., 1985.

  • С.П. Алексеев. Идёт война народная: Рассказы из истории Великой Отечественной войны. М. Детская литература,1986г.

  • Газетные вырезки. Районная газета

  • Документы из домашних архивов

  • Книга Памяти

  • Они ковали Победу!

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.1

Приложение 1.2.

Приложение 1.3.

Приложение 1.4

Приложение2.1.

Приложение 2.2

.

Приложение 2.3.























Приложение3.1.

Приложение3.2.

Приложение 3.3.



























Приложение4.1



Приложение 4.2.



Приложение 4.3





















Приложение5

Приложение5.2.

Приложение 6.



1 см. Приложение 3.1

2 См. Приложение 1.1.

3 См. Приложение 2.1

4 См. Приложение 5.1.

5 См. Приложение 1.1

6 См. Приложение 2.1.

7 См. Приложение 3.1.

8 См. Приложение 1.2.

9 См. Приложение 1.4.

10 См. Приложение 3.1.

11 См. Приложение 3.3.

12 См. Приложение 3.2.

13 См. Приложение 2.2.

14 См. Приложение 2.3.

15 См. Приложение 4.1.

16 См. Приложение 4.3.

29