Тема | Саша Черный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» |
Цели деятельности педагога | Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые результаты | Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение |
М е т а п р е д м е т н ы е: Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий. Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их героев. Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи. |
Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям |
Формы и методы обучения | Индивидуальная, фронтальная, объяснительно-иллюстративный |
Основное содержание темы, понятия и термины | Звуки гласные и согласные особенности их произношения. Звуки в начале, середине и конце слова |
Образовательные ресурсы | Алфавит; картинки - слова; предметные картинки; карточки: (пословицы, игры), книжка раскладушка о буквах. |
Этап урока, цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I Организационный момент | Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку Проверь, дружок Готов ли ты начать урок Всё ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка! Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей | Воспринимать на слух речь педагога | Наблюдение учителя |
II Речевая разминка | | Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота. | Чтение стихотворения: хором, с вопросительной интонацией, ворчливо, весело. Выразительно. | Отработка выразительного чтения целыми словами. | Задание на карточке. |
Актуализация знаний, сообщение целей | Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познавательной деятельности | Предлагает прочитать зашифрованные слова: пчелап (пчела) лясть (листья) роткод (доктор) сакоаб (собака) Организует диалог с учащимися по вопросам: – Какое слово лишнее? Почему? – Что просит сказать доктор , когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук? – Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук? – Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук? – Как шуршат листья? (Ш-шш…) Произнесите звук ш. Какой это звук? – В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят. Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках | | | |
III. Изучение нового материала | Речевая минутка. Работа с карточками. Знакомство со стихотворением Саши Черного «Живая азбука». Словарная работа | Вместе с учащимися читает чистоговорку: Жу-жу-жу – я на веточке сижу. Жа-жа-жа – прилетели два чижа. Жи-жи-жи – в реке плавают ужи. Же-же-же – смотрите радуга уже. Жо-жо-жо – сапожок, снежок, творожок. лужок, дружок, пирожок. Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание. Вариант I – Обведите красным карандашом объекты, названия которых начинаются с гласного звука (Приложение 1). Вариант II – Обведите синим карандашом объекты, названия которых начинаются на согласную (Приложение 2). Организует беседу по вопросам: – Назовите фамилию автора. – Как называется стихотворение? – Как вы понимаете это название? - Что такое азбука? - Как автор назвал азбуку? - А почему она живая? – Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что изображено на иллюстрации? – Как вы думаете, о чём это произведение? - Прочитайте стихотворение. - Давай объясним значение слов. Полночь – глубокая ночь. Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе. Затеяли проказу – начали шалить | Читают. Рассматривают карточки и анализируют задание. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение | Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий. Формировать общее мнение в совместной деятельности. Формулировать ответы на вопросы учителя. Строить высказывания, понятные для партнёра. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | Задание на карточке. Устные ответы |
| Анализ прочитанного текста. Игровой момент. Физкультминутка (Приложение 3) | Превесёлый – очень весёлый. Маскарад – бал, на который приходят в масках и костюмах. Задает вопросы по прочитанному тексту: – Что произошло в полночь? – Кто начал шалить? – Почему буквы «затеяли проказу»? – Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»? – Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему? - Давайте подберём костюмы для других букв « Л», «Н», «Т», «Ч», «В» Проводит игру «Узнай букву на маскараде». Демонстрирует изображения животных (лиса, носорог, тигр, черепаха, волк и др.). Проводит физкультминутку | Отвечают на вопросы учителя Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме. Договариваться в совместной деятельности. Использовать речь для регуляции своих действий | Устные ответы. Наблюдения учителя |
IV. Продолжение изучения нового материала | Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поётся, а «Б» – нет». | Задаёт вопросы учащимся: – Назовите автора произведения? – Прочитайте называние рассказа? – Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе? Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод | Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух. | Принимать и сохра- нять учебную задачу. | Наблюдение учителя. |
| Анализ произведения Знакомство с понятием «гласные и согласные звуки». Выборочное чтение. | - Найдите в тексте звуки, которые можно петь. Прочитайте их. – Как называет их писатель? - Объяснить выражение «хорошо поставленными голосами»; -Найдите и прочитайте объяснение этого выражения в тексте. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.) - Ребята, какие звуки нельзя пропеть? – Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя): – Ааааа! – Ооооо! – Ууууу! Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные. Если воздуху встречает преграду: губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные. Найдите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум. - Вспомнить их название. - Прочитайте строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными. | Работают с текстом. Слушают. Работают с текстом. Читают. | Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя). | Устные ответы Чтение текста. |
V. Подведение итогов | Обобщение полученных на уроке сведений | 1 Беседа по вопросам: - Ребята назовите произведения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке? - Что общего в этих произведениях? - Какие буквы поются, а какие нет? – Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы? – Чему учит рассказ Ф. Кривина? 2. Собери пословицы (соединить стрелочками) 1 вариант. Обведите в кружочек гласные буквы 2 Вариант Обведите в кружочек согласные буквы. (Приложение 4) | Размышляют и отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Осознанно строить речевое высказывание. Формулировать своё мнение и позицию | Оценивание учащихся |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Индивидуальная | Давайте оценим нашу работу на уроке. -Кто доволен своей работой на уроке – поднимите зеленый смайлик. -Кто чувствовал себя неуверенно – желтый. -Кто не справился с заданием – красный смайлик. Отличная работа! Урок окончен, и план выполнен. Ребята спасибо большое всем за урок. За то, что упорно и дружно трудились! (Приложение 5) | Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. | Познавательные: умение делать выводы Регулятивные: Определять цель выполнения заданий на уроке | Оценивание учащихся |
Полотенцем растирались.
И обратно возвращались.