СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Учитель года - 2023", номинация " Учитель здоровья". Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе (УМК « Школа России»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считается, что только учитель физической культуры может быть " Учителем здоровья". Я думаю, что это- заблуждение! Любой учитель, заботящийся о здоровье своих воспитанников, может считать себя "Учителем здоровья". Я - одна из этих учителей!  На  уроках и во внеурочной деятельности всегда стараюсь применять здоровьесберегающие технологии. Это отражается и в данной разработке урока.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Учитель года - 2023", номинация " Учитель здоровья". Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе (УМК « Школа России»)»

Т ехнологическая карта урока литературного чтения в 1 классе (УМК « Школа России»)

Учитель: Закуцкая Марина Александровна,

учитель начальных классов МБОУ Гуреевской СШ № 8



Тема

Саша Черный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет»

Цели деятельности педагога

Создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; научить читать по ролям

Тип урока

Комбинированный

Планируемые результаты


Личностные: формирование положительного отношения и интереса к урокам литературного чтения; опыт оценки своих эмоциональных реакций на прочитанное произведение

М е т а п р е д м е т н ы е:

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников и самостоятельно оценивать правильность выполненных действий.

Познавательные: умение сравнивать литературные произведения и их  героев.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, владеть диалогической формой речи.


Предметные: умение выразительно читать текст с передачей различных интонаций и умение читать произведение по ролям

Формы и методы обучения

Индивидуальная, фронтальная, объяснительно-иллюстративный

Основное содержание темы,
понятия и термины

Звуки гласные и согласные особенности их произношения. Звуки в начале, середине и конце слова

Образовательные ресурсы

Алфавит; картинки - слова; предметные картинки; карточки: (пословицы, игры), книжка раскладушка о буквах.





Х ОД УРОКА


Этап урока,

цель

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые

действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок; проверка готовности оборудования и класса к уроку

Приветствует учащихся. Проверяет готовность
к уроку

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок

Всё ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка!

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Воспринимать на слух речь педагога

Наблюдение учителя

II

Речевая разминка


Быть здоровым, жить активно – это стильно, позитивно

Наши верные друзья: спорт, здоровье, красота.

Чтение стихотворения: хором, с вопросительной интонацией, ворчливо, весело. Выразительно.

Отработка выразительного чтения целыми словами.

Задание на карточке.

Актуализация знаний, сообщение целей

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познавательной деятельности

Предлагает прочитать зашифрованные слова:

пчелап (пчела) лясть (листья)

роткод (доктор) сакоаб (собака)

Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Какое слово лишнее? Почему?

– Что просит сказать доктор , когда осматривает горло? (Аа-аа-ааа…). Произнесите звук а. Какой это звук?

– Как жужжит пчела? (Ж-ж-ж.) Произнесите звук ж. Какой это звук?

– Как рычит собака? (Р-ры…) Произнесите звук р. – Какой это звук?

– Как шуршат листья? (Ш-шш…) Произнесите

звук ш. Какой это звук?


– В русском языке есть звуки, которые тянутся, их можно пропеть. А есть звуки, которые шипят, жужжат, свистят.

Сегодня на уроке мы прочтем два произведения о гласных и согласных звуках





III.

Изучение нового материала

Речевая минутка.






Работа с карточками.










Знакомство
со стихотворением Саши Черного «Живая азбука».









Словарная
работа


Вместе с учащимися читает чистоговорку:

Жу-жу-жу – я на веточке сижу.

Жа-жа-жа – прилетели два чижа.

Жи-жи-жи – в реке плавают ужи.

Же-же-же – смотрите радуга уже.

Жо-жо-жо – сапожок, снежок, творожок. лужок, дружок, пирожок.

Раздаёт учащимся карточки с картинками и предлагает выполнить задание.

Вариант I

– Обведите красным карандашом объекты, названия которых начинаются с гласного звука (Приложение 1).

Вариант II

– Обведите синим карандашом объекты, названия которых начинаются на согласную
(Приложение 2).

Организует беседу по вопросам:

– Назовите фамилию автора.

– Как называется стихотворение?

– Как вы понимаете это название?

- Что такое азбука?

- Как автор назвал азбуку?

- А почему она живая?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника. Что изображено на иллюстрации?

– Как вы думаете, о чём это произведение?

- Прочитайте стихотворение.

- Давай объясним значение слов.

Полночь – глубокая ночь.

Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе.

Затеяли проказу – начали шалить

Читают.







Рассматривают карточки и анализируют задание.














Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

Осуществлять самоконтроль и оценку правильности выполнения действий.



Формировать общее мнение в совместной деятельности.








Формулировать ответы на вопросы учителя.

Строить высказывания, понятные для партнёра.

Принимать и сохранять учебную цель
и задачу







Задание на карточке.









Устные ответы










Анализ прочитанного текста.







Игровой момент.



Физкультминутка (Приложение 3)

Превесёлый – очень весёлый.

Маскарад – бал, на который приходят в масках
и костюмах.

Задает вопросы по прочитанному тексту:

– Что произошло в полночь?

– Кто начал шалить?

– Почему буквы «затеяли проказу»?

– Почему автор назвал шалость букв «превесёлым маскарадом»?

– Какой костюм надела буква «А»? буква «Б»? буква «Е»? Почему?


- Давайте подберём костюмы для других букв

« Л», «Н», «Т», «Ч», «В»

Проводит игру «Узнай букву на маскараде».

Демонстрирует изображения животных (лиса, носорог, тигр, черепаха, волк и др.).


Проводит физкультминутку




Отвечают на вопросы учителя









Угадывают буквы, которые могли бы надеть костюмы этих животных




Осознанно строить речевое высказывание.

Формулировать свое мнение и позицию по заданной теме.




Договариваться
в совместной деятельности.


Использовать речь для регуляции своих действий




Устные ответы.









Наблюдения учителя

IV.

Продолжение изучения нового материала

Первичное знакомство с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поётся,
а «Б» – нет».




Задаёт вопросы учащимся:

– Назовите автора произведения?

– Прочитайте называние рассказа?

– Как вы думаете, о чём пойдет речь в рассказе?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором чаще всего описывается какой-то один эпизод

Отвечают на вопросы. Читают рассказ вслух.







Принимать и сохра- нять учебную задачу.







Наблюдение учителя.








Анализ произведения







Знакомство
с понятием «гласные
и согласные
звуки».









Выборочное чтение.





- Найдите в тексте звуки, которые можно петь. Прочитайте их.

– Как называет их писатель?

- Объяснить выражение «хорошо поставленными голосами»;

-Найдите и прочитайте объяснение этого выражения в тексте. (Это голоса людей, научившихся хорошо, правильно петь.)

- Ребята, какие звуки нельзя пропеть?

– Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно как угодно громко и долго петь (каждый тон в отдельности или последовательно переставляя):

– Ааааа!

– Ооооо!

– Ууууу!

Эти звуки и называются гласными от слова глас – голос, то есть они голосные.

Если воздуху встречает преграду: губы, зубы, а иногда и нос, то образуются согласные.

Найдите строки из рассказа, где описывается, какие звуки издают шум.

- Вспомнить их название.

- Прочитайте строки, где описывается, почему эти звуки называют согласными.



Работают с текстом.








Слушают.













Работают с текстом.

Читают.





Учитывать ориентиры действия, предложенные учителем






Осуществлять поиск существенной информации (из рассказа учителя).












Устные ответы




















Чтение текста.








V. Подведение итогов

Обобщение
полученных
на уроке сведений

1 Беседа по вопросам:

- Ребята назовите произведения, с которыми мы сегодня познакомились на уроке?

- Что общего в этих произведениях?

- Какие буквы поются, а какие нет?

– Как рассудить спорщиков, если согласные хотят петь, а гласные убеждают всех, что только они – способные певцы?

– Чему учит рассказ Ф. Кривина?

2. Собери пословицы (соединить стрелочками)

1 вариант.

Обведите в кружочек гласные буквы

2 Вариант

Обведите в кружочек согласные буквы. (Приложение 4)

Размышляют и отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Осознанно строить речевое высказывание.

Формулировать своё мнение и позицию

Оценивание учащихся

VI. Рефлексия учебной деятельности

Индивидуальная

Давайте оценим нашу работу на уроке.

-Кто доволен своей работой на уроке – поднимите зеленый смайлик.

-Кто чувствовал себя неуверенно – желтый.

-Кто не справился с заданием – красный смайлик.

Отличная работа!

Урок окончен, и план выполнен.

Ребята спасибо большое всем за урок.

За то, что упорно и дружно трудились!

(Приложение 5)

Дети высказывают своё мнение о том,

чему они научились.

Познавательные:

умение делать выводы

Регулятивные:

Определять цель

выполнения заданий на

уроке

Оценивание учащихся





















П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1



































Приложение 2



































П риложение 3

Физкультминутка



На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровье в чем секрет!

Всем друзьям физкультпривет!





П риложение 4

Речевая разминка


В здоровом теле - здоровый дух!

Здоровым будешь - всего добудешь!


всего добудешь!



В здоровом теле -







здоровый дух!

Здоровым будешь -









П риложение 5

Рефлексия