Конкурсное испытание «Я — учитель»
Эссе «Гражданская позиция современного учителя»
Вагина Валентина Ивановна
учитель химии, биологии и географии
МБОУ Саконской СШ
Учитель. Эта профессия ещё с детства привлекала меня. Ещё учась в школе, у меня был свой идеал учителя – мой классный руководитель, которому я хотела подражать. И уже тогда я знала, кем буду. Эту мечту я пронесла через все детские и школьные годы. В 1987 году закончила Арзамасский педагогический институт имени А. П. Гайдара по специальности учитель биологии и химии. Работала 3 года воспитателем в детском саду, а потом переводом назначена учителем химии и географии в Саконскую среднюю школу, где работаю и по сегодняшний день. 31 год я работаю в школе и ни разу не изменила своей мечте. Проработав столько лет, имея немалый опыт, я уже с точностью могу сказать: кто такой современный учитель. Время меняет ценности, приоритеты, меняется общество, в котором мы живём, лишь роль педагога остаётся неизменной. За время своей работы я поняла, что не только знания, крепкие и прочные, определяют уровень развития человека. Очень важно учитывать, какими способами они получены. Знания будут только в том случае прочны, если они востребованы жизнью, если каждый ребенок ясно и четко представляет себе свою роль в самом процессе познания. Чтобы дети учились хорошо, надо научить их учиться.
Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ…
Кто он – воспитатель человеческих душ? Каким он должен быть? Опытным, профессиональным, компетентным, творческим, интелегентным…
Когда звучит этот вопрос, то большинство людей выдают огромный список качеств, который свидетельствует образу идеального человека. Но разве бывают идеальные люди? Учителя так же, как и все, люди неоднозначные, имеющие свои сильные и слабые стороны, но, на мой взгляд, есть несколько качеств, характеризующих настоящего педагога.
Прежде всего, это стремление к самосовершенствованию, к самоанализу своей деятельности. Учитель должен соответствовать времени, в котором он живёт. Разве я думала, что буду работать на компьютере, создавать презентации, видеоуроки. Но я всему этому научилась.
Во- вторых , это взаимоотношения педагога с детьми. Дети такие разные и каждый из них единственный и неповторимый, бесценный в своей уникальности человек. Мой успех зависит от того, смогу ли я принять детей такими, какими они есть, помогу ли реализовать способности, научу ли организовывать их внутренний мир. Какими они станут, зависит только от нас. Я – счастливый человек, потому что вижу результаты своего труда. Я вижу своих учеников, каких высот они достигли, кем они стали. Особенно горжусь своими выпускниками, с которыми не теряю связи. Они приходят ко мне в гости, делятся своими успехами и неудачами, я по- прежнему даю им советы. Мой труд не напрасен, и очень надеюсь, что Лучшим достоянием Человечества станут педагоги . К.Д Ушинский утверждал: «Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живёт не в стенах, а в характере воспитателей, и оттуда переходит в характер воспитанников». Главное, чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними».
Каким должен быть педагог? Не равнодушным! Подаришь частичку себя и радости другому, тебе вернётся во сто крат больше.
Задача учителя - помочь ученикам найти свое предназначение в жизни. Каждый ребенок может быть успешным! Учитель обязан развивать то, что заложено в человеке природой. Столкнувшись с детской ленью, с нежеланием учиться, преодолевать трудности, я ищу такие способы, чтобы достучаться до каждого ученика. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост, движение в постижении трудного. Необходимо дать ребенку возможность гордиться собой. Надо уважать его мнение, но обязательно показывать, в чем он не прав.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Ведь учитель - это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет, знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец, защитник, стремящийся уберечь своих воспитанников в водовороте жизни. Если педагог хочет, чтобы его воспитанники стали хорошими людьми, ему необходимо делать всё, чтобы дети хотели стать такими, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках.
Цель моей педагогической деятельности: «Помочь ребенку раскрыть свои способности (какими бы они не были), проявить себя, самоутвердиться в этом огромном мире». Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не только хорошо знали определения из биологии и химии, обладали умением применять эти определения на практике, но и испытывали радость от процесса учения, познания, общения с учителями, с одноклассниками, единомышленниками.
И конечно, учитель должен быть оптимистом. Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает заведомо будущее счастливое общество.
Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка в глазах детей.
Гражданин – это звучит гордо, но гражданин это определенная позиция: умение принимать решение, брать на себя ответственность и быть готовым к любому риску. А еще это огромная любовь к родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать.
В своей педагогической деятельности в процессе обучения я стараюсь осуществлять индивидуальный подход к каждому учащемуся, реализуя принципы развивающего обучения. Использую на уроках такие формы обучения, которые способствуют активному развитию личности ученика (например, метод исследования, проектов, презентации и др.) Также использую такие методы обучения и воспитания, которые позволяют развивать творческое воображение, память, речь, мышление учащихся (интегрированные, нестандартные уроки); использую опыт других учителей, на основе методической литературы.
При подготовке к урокам использую компьютерные технологии (например, при изготовлении карточек, различных схем, таблиц, контрольных и самостоятельных работ, технологических карт, пользуюсь дисками, составляю презентации, использую компьютер для самостоятельных работ учащихся).
Подводя итог вышеизложенного, хочется отметить, что творческий учитель всегда находится в стадии поиска новых методов, форм и технологий в обучении учеников. Мои рассуждения ещё раз убедили меня в том, что гражданская позиция современного учителя - одно из важнейших условий развития личности ребенка, это единство сознания и деятельности учителя, где деятельность выступает одним из способов реализации его ценностей. Моя личностно-профессиональная позиция как учителя - это способ реализации моих собственных ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
Я горжусь профессией своей!
Лучше и труднее нет на свете.
Безграничная любовь живет во мне
к самым юным – нашим милым детям.
Сколько в сердце ласки и тепла,
сколько материнского терпенья,
все бы без остатка отдала
этим чудным крошечным твореньям.
Чтобы в жизни все они смогли
и понять и выполнить сумели,
чтобы с новым веком в ногу шли
и намеченной добились цели.
Будет день – их, повзрослевших,
встречу возмужавших и красивых…
и пойму, что было все не зря,
даром не пропали мои силы.
А сейчас, пока они растут,
помните, что мы за них в ответе.
Все-таки, профессия моя –
Лучшая профессия на свете!