Конкурс загадок «Времена года»
Цели мероприятия:
способствовать развитию мышление детей, любознательности, наблюдательности, находчивости; интереса к родному языку; учить детей сопоставлять предметы и явления; учить поэтическому видению мира; воспитывать чувство взаимопомощи, дружеского отношения друг к другу; воспитывать любовь к родной природе.
Оформление и оборудование:
1. Елочки, снежинки, плакат «Зимушка-зима».
2. Боковые стены: выставка рисунков детей о зиме; плакат с пословицами, снежинки.
3. Доска и мел.
4. Для игр: 2 корзинки, шары в фольге, 2 коробки, 2 набора зимней одежды и 2 стула.
5. Магнитофон.
6. Листы бумаги и карандаши для команд и жюри.
Ход конкурса
Вступление
Ведущая: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Что это? (Зима)
- Зима длится не один месяц, а целых три. Догадайтесь, какие названия месяцев пропущены в пословицах.
… - год кончает, зиму начинает.
… - году начало, зиме середина.
Вьюги да метели под … налетели.
- Любит русский народ зиму-зимушку. На санках покататься можно и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть. А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество.
- Сегодня соревнуются две команды в отгадывании загадок о зиме и в других зимних конкурсах.
( Представление команд «Метель» и «Снегопад»)
- Оценивает конкурс жюри в составе: _____________________________________________
Основная часть
1. Разминка для команд (правильный ответ – 1 балл)
Метель Снегопад
*Ежегодно приходят *Тройка-тройка прилетела к нам в гости: Скакуны в той тройке белы.
Один седой, другой молодой. А в санях сидит царица,
Третий скачет, а четвертый плачет. Белокоса, белолица.
(Времена года) Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
(Зима)
*Назовите-ка, ребятки, *Щиплет уши, щиплет нос,
Месяц в этой вот загадке Лезет в валенки мороз.
Дни его всех дней короче, Брызнешь воду – упадет,
Всех ночей длиннее ночи. Не вода уже, а лед.
На поля и на луга Даже птице не летится,
До весны легли снега. От мороза стынет птица.
Только месяц наш пройдет Повернуло солнце к лету.
Мы встречаем Новый год. Что скажи за месяц это?
(Декабрь) (Январь)
*Чернокрылый, красногрудый *Покружились звездочки
И зимой найдет приют: В воздухе немножко,
Не боится он простуды - Сели и растаяли
С первым снегом тут как тут! На моей ладошке. (Снегирь) (Снежинки)
*Растет она вниз головою *Все лето стояли,
Не летом растет, а зимою Зимы ожидали.
Но солнце ее припечет - Дождались поры –
Заплачет она и умрет. (Сосулька) Помчались с горы. (Санки)
*Две курносые подружки *И не снег, и не лед,
Не отстали друг от дружки, А серебром деревья
Обе по снегу бегут, обе песенки поют, уберет. (Иней)
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
*Когда начинается зима по календарю? *Какой день в году самый
(1 декабря) короткий?
( 21 декабря)
*Тонет ли снег в воде? (Нет) * Сколько лучиков у
снежинки? ( 6 )
*Кто зимой в трубе гудит? *Бежит по снегу,
(Ветер) А следу нету.
(Поземка)
2. Конкурс «Грамотеи»
- Отгадать загадку, правильно написать слово-отгадку (максимальная оценка – 4 балла)
Метель Снегопад
*Есть, ребята, у меня *Без досок, без топоров
Два серебряных коня Через речку мост готов.
Езжу сразу на обоих. Мост, как синее стекло:
Что за кони у меня? ( Коньки) Скользко, весело, светло! (Лед)
*Дали братьям теплый дом, *Маленький, беленький
Чтобы жили впятером. По лесочку прыг-прыг,
Брат большой не согласился По снежочку тык-тык. (Заяц)
И отдельно поселился. (Варежка)
*Вился, вился белый рой, *Без рук рисует,
Сел на землю – стал горой. (Снег) Без зубов кусает. (Мороз)
3. Конкурс стихов о зиме
- Участникам команд нужно вспомнить и рассказать как можно больше стихов (или отрывков) о зиме (1 балл за каждое стихотворение)
Участие принимают зрители.
4. Конкурс для команд «Кто быстрее оденет малыша»
Ведущая:
- Зима – холодное время года: то мороз, то ветер. Чтобы не простудиться, надо теплее одеваться. А дни зимой короткие. Чтобы все успеть, надо поторапливаться. К чему я это говорю? Да, конкурс у
нас такой сейчас будет: кто быстрее и теплее оденет малыша на прогулку. Малышами будут 2 зрителя, а одевать их будут участники команд. Каждый участник может надеть на малыша только одну вещь (1 варежку, 1 валенок и т.д.) Побеждает та команда, чей малыш первый окажется одетым по-зимнему (высшая оценка – 5 баллов)
5. Конкурс «Мы сами сочиняем загадки»
- Команды по очереди загадывают друг другу загадки о зиме, которые сочинили сами (оцениваются только загадки – 3 балла за каждую, отгадки не оцениваются)
6.Давайте поиграем в снежную холодную игру.
Игра в «Снежки»: сначала играют команды – за 1 заброшенный в коробку «снежок» - 1 балл, потом играют желающие зрители.
7. Конкурс «Праздничная открытка». Команды рисуют и представляют свою поздравительную открытку.
- Послушайте стихотворение Е.Благининой «Мороз» (Читают заранее подготовленные ученики)
Заключение
1. Подведение итогов. Слово жюри.
2. Награждение победителей: а) команды – 1 и 2 места;
б) активные участники игр и конкурсов.