Конкурс «Знаем русский язык»
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Семен Данилов
Составитель: Баранова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы.
23.12.2014 г.
Цель: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
Задачи:
формирование познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку;
формирование самоконтроля и самооценки;
формирование и аргументация собственного мнения, умения вести учебный диалог в группе сверстников;
формирование умения строить умозаклюючения и логически рассуждать
Разминка: вопросы на смекалку.
1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл
2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 бал
3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл
4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши). 1 балл
5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл
6.Есть ли ноги у газеты, книги? ( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл
7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1баллА сейчас вопросы на смекалку.
1. Конкурс капитанов. Цена — 1 б.
Слитно, раздельно, через дефис.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
жар-птица | чёрно-белый | кто-то |
сделал бы | пол-Москвы | ненавидеть |
северо-запад | негодовать | полуживой |
пол-лимона | где-нибудь | иссиня-чёрный |
древнерусский | давным-давно | тот же |
2. Конкурс «История русского языка»
1 конверт
Правильно ли употреблён фразеологизм в данном предложении: «Сегодня у нас радостное событие — мы провожаем в последний путь наших выпускников»? (5баллов)
2 конверт
Какой день недели когда-то назывался «неделя»? (6 баллов)
3 конверт
О чём порой говорят, употребляя выражение «Это топорная работа»? Объясните свой ответ. (5 баллов)
3. «Язык художественной литературы» Цена — 5 б.
1 конверт. «Чей это портрет?»
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
2 конверт. «Кому принадлежат слова?»
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
3 конверт.
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Кто автор произведения?
Как называется произведение? Кто и о ком говорил эти слова?
Какой литературный приём использовал автор? (говорящая фамилия, основные качества — угодничество и чинопочитание)
4. «Блиц - эрудит» Цена — 1 б.
За 1 минуту ответить на вопросы. «Кто больше?»
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1. Сколько Н в слове туманный? | Сколько Н в слове ветреный? | Сколько Н в слове деревянный? |
2. Заменить фразеологизм «зарубить себе на носу» одним словом. (запомнить) | Заменить фразеологизм «душа в пятки ушла» одним словом. (испугаться) | Заменить фразеологизм «сгореть от стыда» одним словом. (стыдно) |
3. Пара слов «грустно — весело». Как называются эти слова? (антонимы) | Пара слов «больше — меньше». Как называются эти слова? (антонимы) | Пара слов «исчезать - пропадать» |
4. Совпадает ли в слове «ателье» количество букв и звуков? | Совпадает ли в слове «пастбище» количество букв и звуков? | Совпадает ли в слове «ходьба» количество букв и звуков? |
5. Какая часть речи имеет свойства глагола и прилагательного? | Какая часть речи имеет свойства глагола и наречия? | Слова в каком падеже не употребляются с предлогом? (И.п.) |
6. Образуйте мн.ч. слова «шёлк» - шелка. | Образуйте мн.ч. слова «метла» - мётлы. | Образуйте мн.ч. слова «профессор» - профессора. |
7. Причастный или деепричастный оборот всегда выделяется запятыми? | Может ли в причастном обороте быть 5 слов? | Всегда ли одиночные причастия выделяются запятыми? |
8. Какого рода слово «умница»? | Какого склонения слово «имя»? | Какого склонения слово «путь»? |
9. Наречие — самостоятельная или служебная часть речи? | Местоимение — самостоятельная или служебная часть речи? | Союз — самостоятельная или служебная часть речи? |
10. Отгадай пословицу. |
что не вырубишь топором? (Что написано пером). | чем долг красен? (Платежом). | где черти водятся? (В тихом омуте). |
5. Конкурс «Мастерская слова» Цена — 5 б.
Выразительное чтение басен И.А. Крылова
Приложение
1. Правильно ли употреблён фразеологизм в данном предложении: «Сегодня у нас радостное событие — мы провожаем в последний путь наших выпускников»? (5баллов)
___________________________________________________________________________
2. Какой день недели когда-то назывался «неделя»? (6 баллов)
___________________________________________________________________________
3. О чём порой говорят, употребляя выражение «Это топорная работа»? Объясните свой ответ. (5 баллов)
___________________________________________________________________________
1. «Чей это портрет?»
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
2. «Кому принадлежат слова?»
«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
3. «Кому принадлежат слова?
А чем не муж? Ума в нём только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.