СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс "Знаем русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие проведено в рамках Недели русского языка. Участники - обучающиеся 7-9 классов.

Автор конкурса - Баранова Н.В.

Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Знаем русский язык"»



Конкурс «Знаем русский язык»

  Я ко всем наукам ключ      имею,

                                                    Я со всей вселенною знаком –

        Это потому, что я владею

    Русским всеохватным языком.

Семен Данилов



Составитель: Баранова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы.

23.12.2014 г.

Цель: создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.  

Задачи:

  • формирование познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку;

  • формирование самоконтроля и самооценки;

  • формирование и аргументация собственного мнения, умения вести учебный диалог в группе сверстников;

  • формирование умения строить умозаклюючения и логически рассуждать



Разминка: вопросы на смекалку.



1. Что говорят, когда рыба срывается с крючка? Определите часть речи. (Эх! Междометие). 1 балл

2. Какое государство начинается на « А» и оканчивается тремя «я»? (Австрия). 1 бал

3. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос). 1 балл

4.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные. (Уши). 1 балл

5.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер). 1 балл

6.Есть ли ноги у газеты, книги? ( Есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу, газету вверх ногами). 1 балл

7. В каком глаголе имеется сто отрицаний? (Стонет). 1баллА сейчас вопросы на смекалку.

1. Конкурс капитанов. Цена — 1 б.

Слитно, раздельно, через дефис.

1 команда

2 команда

3 команда

жар-птица

чёрно-белый

кто-то

сделал бы

пол-Москвы

ненавидеть

северо-запад

негодовать

полуживой

пол-лимона

где-нибудь

иссиня-чёрный

древнерусский

давным-давно

тот же



2. Конкурс «История русского языка»

1 конверт

Правильно ли употреблён фразеологизм в данном предложении: «Сегодня у нас радостное событие — мы провожаем в последний путь наших выпускников»? (5баллов)



2 конверт

Какой день недели когда-то назывался «неделя»? (6 баллов)



3 конверт

О чём порой говорят, употребляя выражение «Это топорная работа»? Объясните свой ответ. (5 баллов)



3. «Язык художественной литературы» Цена — 5 б.

1 конверт. «Чей это портрет?»

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение?

  • Какому историческому событию посвящено?



2 конверт. «Кому принадлежат слова?»

«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение?

  • Кому принадлежат слова? Кому герой их говорит и при каких обстоятельствах?



3 конверт.

А чем не муж? Ума в нём только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение? Кто и о ком говорил эти слова?

  • Какой литературный приём использовал автор? (говорящая фамилия, основные качества — угодничество и чинопочитание)



4. «Блиц - эрудит» Цена — 1 б.

За 1 минуту ответить на вопросы. «Кто больше?»

1 команда

2 команда

3 команда

1. Сколько Н в слове туманный?

Сколько Н в слове ветреный?

Сколько Н в слове деревянный?

2. Заменить фразеологизм «зарубить себе на носу» одним словом. (запомнить)

Заменить фразеологизм «душа в пятки ушла» одним словом. (испугаться)

Заменить фразеологизм «сгореть от стыда» одним словом. (стыдно)

3. Пара слов «грустно — весело». Как называются эти слова? (антонимы)

Пара слов «больше — меньше». Как называются эти слова? (антонимы)

Пара слов «исчезать - пропадать»

4. Совпадает ли в слове «ателье» количество букв и звуков?

Совпадает ли в слове «пастбище» количество букв и звуков?

Совпадает ли в слове «ходьба» количество букв и звуков?

5. Какая часть речи имеет свойства глагола и прилагательного?

Какая часть речи имеет свойства глагола и наречия?

Слова в каком падеже не употребляются с предлогом?

(И.п.)

6. Образуйте мн.ч. слова

«шёлк» - шелка.

Образуйте мн.ч. слова

«метла» - мётлы.

Образуйте мн.ч. слова

«профессор» - профессора.

7. Причастный или деепричастный оборот всегда выделяется запятыми?

Может ли в причастном обороте быть 5 слов?

Всегда ли одиночные причастия выделяются запятыми?

8. Какого рода слово «умница»?

Какого склонения слово «имя»?

Какого склонения слово «путь»?

9. Наречие — самостоятельная или служебная часть речи?

Местоимение — самостоятельная или служебная часть речи?

Союз — самостоятельная или служебная часть речи?

10. Отгадай пословицу.

что не вырубишь топором?  (Что написано пером).

чем долг красен? (Платежом).

где черти водятся?  (В тихом омуте).



5. Конкурс «Мастерская слова» Цена — 5 б.

Выразительное чтение басен И.А. Крылова





Приложение



1. Правильно ли употреблён фразеологизм в данном предложении: «Сегодня у нас радостное событие — мы провожаем в последний путь наших выпускников»? (5баллов)

___________________________________________________________________________





2. Какой день недели когда-то назывался «неделя»? (6 баллов)



___________________________________________________________________________





3. О чём порой говорят, употребляя выражение «Это топорная работа»? Объясните свой ответ. (5 баллов)

___________________________________________________________________________



1. «Чей это портрет?»

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение?

  • Какому историческому событию посвящено?

2. «Кому принадлежат слова?»



«Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение?

  • Кому принадлежат слова? Кому герой их говорит и при каких обстоятельствах?

3. «Кому принадлежат слова?

А чем не муж? Ума в нём только мало;

Но чтоб иметь детей,

Кому ума недоставало?

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

  • Кто автор произведения?

  • Как называется произведение?

  • Какой литературный приём использовал автор в этом произведении?