«Конкурс знатоков математики»
Учитель начальных классов
Комбарова Т.К.
Цель: формировать и развивать интерес к математике
Задачи: развивать логическое мышление, математическую память, воспиты-вать познавательный интерес, чувство товарищества, коллективизма, умение работать в команде.
Ход мероприятия
В нашей жизни, ребята, без математики никуда. Нельзя без неё построить дом. Нужны замеры. Какой длины, ширины, высоты будет дом. Без математики нельзя сшить одежду. Нужны выкройки .Для этого надо снять мерки Если неправильно снять мерки .Одежда будет или мала или велика. Чтобы приготовить еду тоже нужна математика. Нужно знать рецепт
( то есть сколько и чего нужно положить)
А вот знаете ли вы математику мы сейчас и узнаем.
И так начинаем наш математический турнир. Вы поделены на 2 команды. У нас 2 капитана команд. За правильные ответы я вам буду давать фигурки.
( треугольники, кружочки, квадратики)
1. Разминка.
1 команда. Я к реке иду один из дома,
А навстречу - 100 знакомых.
Вдруг один из 100 ребят,
Тот, что был с сачком в руке,
Повернуть решил назад.
Сколько нас идет к реке? (Двое)
2команда. На столе стоят 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни.
Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
1 команда. Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 гусей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (10)
2команда. Света принесла из школы
3 пятерки за глаголы,
За предлоги – тройку,
А за суффикс – двойку.
Сколько в дневнике у Светы
Положительных отметок? (4)
Всем командам. Еду с мамой в зоосад
И считаю все подряд.
Пробегает дикобраз – это раз.
Чистит перышки сова – это два.
Третьей стала росомаха,
А четвертой – черепаха.
Серый волк улегся спать – это пять.
Попугай в листве густой – он шестой.
Вот лисенок рядом с лосем – это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот,
Рот, как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
- Кто в стихотворении был шестым? (Попугай)
2. Посчитаем не спеша.
Учитель. Без математики мир был бы неинтересен. Люди не совершали бы
научных открытий ни на суше, ни на море, ни во Вселенной.
Уметь считать просто необходимо, кем бы вы ни стали в будущем.
Внимание! 2 – ой конкурс «Посчитаем не спеша». Вопросы будут
задаваться по очереди каждой команде
1 команда. Сколько ушей у трех мышей? (6)
2 команда. Сколько лап у четырех медвежат? (16)
1 команда. У двух носорогов 2 рога. Сколько рогов у 100 носорогов? (100)
2 команда. Сколько ножек у двух сороконожек? (80)
1 команда. Сколько пальчиков у 6 мальчиков? (60 или 120)
2 команда. У одноголового змея 1 хвост. Сколько хвостов у девятиголового
змея? (1)
Сказочные задания.
1 команда. Баба Яга летела из леса на ступе со скоростью 100 км в час, а Алладин на ковёре - самолёте в лес со скоростью 50 км. в час. Кто быстрее попадёт в избушку бабушки Яги.( Алладин , потому что он летел в лес)
2 команда. Леший собрал 48 мухоморов, а Кикимора на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и кикимора?
(Ни сколько. Мухомор – ядовитый гриб)
3. Математический словарь.
Учитель. На уроках русского языка с помощью слов мы учимся грамотно, точнои красиво выражать свои мысли. Однако, и в математике мы исполь-
зуем слова, с помощью которых воспринимаем задание и решаем его.
Итак, 3 – ий конкурс «Математический словарь». В этом конкурсе
сразу задаются все вопросы сначала одной команде, затем другой.
Я зачитываю начало, а вы должны закончить его одним словом.
1 команда.
Результат сложения (Сумма)
На него нельзя делить (0)
Длину умножить на ширину… (Площадь)
При счете используем … (Цифры)
Цена, количество, … (Стоимость)
Линия, состоящая из нескольких звеньев – это … (Ломаная)
Если 8 · 8, то получится … (64)
Инструмент для построения отрезков. (Линейка)
Часть суток от утра до вечера. (День)
В математике их 4. (Действия)
Число на букву «д». (Два, девять или десять)
Ученический документ для записи заданных уроков и для отметок об успехах. (Дневник)
Её все любят.(оценка) (Пятерка)
Сколько дней в году? (365 или 366)
2 команда.
Результат вычитания. (Разность)
Действие, противоположное умножению (Деление)
Им чертят круг (Циркуль)
Делимое, делитель, … (Частное)
Ничего не бывает более ровного, чем две параллельные линии.
(Знак равенства)
Сумма длин всех сторон. (Периметр)
Прямая, ограниченная с двух сторон (Отрезок)
У него все стороны равны. (Квадрат)
Бывает на карте, в конце предложения. (Точка)
100 лет. (по историческим меркам)- (Век)
Число на букву «о» (Один или одиннадцать)
Если 9 · 9, то получится … (81)
Её никто не любит. (Двойка)
В 1 м… (100см, 10 дм, 1000 мм)
4. Конкурс капитанов.
Учитель. Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои
математические способности. Даю вам карточки с текстом одной и той
же задачи. Победит тот, кто быстрее ее решит.
Задача. У Незнайки на комбинезоне 17 карманов. Расположены так,10 карманов спереди, остальные сзади. В каждом кармане спереди по 2 конфеты, а сзади по 3 конфеты.
Сколько всего конфет у Незнайки?
(41)
Решение. 1) 17 – 10 = 7 (к.) – сзади
2) 2 · 10 = 20 (п.) – спереди
3) 3 · 7 = 21 (п.) – сзади
4) 20 + 21 = 41 (п.) – всего
Учитель. Пока капитаны выполняют задание, мы проведем следующий конкурс «Цифра 7 известна всем»
Семерка в древности была окружена большим почетом: 7 чудес света. 7
дней в неделе, в радуге 7 цветов.
Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы
употребляем пословицы и поговорки типа «Семь бед – один ответ».
Итак, каждый из вас по очереди называет пословицу, поговорку или
крылатое выражение, где встречается число 7.
Пословицы и поговорки.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Семеро одного не ждут.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь пядей во лбу.
Семь пятниц на неделе.
Быть на седьмом небе.
Двое пашут, а семеро руками машут.
На семи ветрах.
Работают до седьмого пота.
Знать предков до седьмого колена.
За семью печатями.
Лиса семерых волков проведет.
Семь дел в одни руки не берут.
Лук от семи недуг.
Сам не дерусь. Семерых боюсь.
Семь четвергов и все в пятницу.
Кота убить – семь лет счастья не видать.
Семь бед – один ответ.
Семеро пастухов одну овцу пасут.
Чем семерых посылать, лучше самому побывать.
Семь деревень, а лошадка одна.
Для бешеной собаки семь верст не круг.
Семерых одним ударом.
Ходить семимильными шагами.
Седьмая вода на киселе.
У ленивого Емели семь четвергов на неделе.
Проверка капитанов (задача)
Задание для всех
В русской народной сказке репку, хотя и с большим трудом, но вытянули. Сколько пар глаз одновременно увидели этот овощ?
(Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка – 6 пар)
5. Кто верней и кто быстрей. (4 балла)
Учитель. Говорят, что математика – гимнастика ума. В прямом смысле гимнастика – это система упражнений для физического развития. А вот в математике это словосочетание употребляется для умственного развития человека: заставляет думать. Искать простые и красивые решения, тренирует
память и даже закаляет характер.
6. Отгадайте слово
Учитель. Что здесь написано? Нужно расставить буквы в такой последовательности, чтобы получилось слово.
1 команда. По слову
2 команда. По слову
ЗАДАЧА КВАДРАТ ТРЕУГОЛЬНИК
РЕШЕНИЕ ОТРЕЗОК УРАВНЕНИЕ
7. Угадай число. (2 балла)
I. Какое число лишнее?
1 команда
7,5,2,9
(2 _ чётное)
2 команда
6,3,4, 8
(3 – нечетное)
На доске вряд написаны римские цифры от 1 до 10
Ребята посмотрите, что вы видите. Кто знает, что это такое?
Нам нужно решить примеры римскими цифрами. По 1 чел. От команды
8. Реши примеры римскими цифрами
1. VI - IV =
2. VI + IV =
3. X — IX =
4. III + IV =
5. II + VI =
Конкурс 9. «Числа в пересекающихся фигурах»
Какие фигуры вы видите ( прямоугольник, треугольник, овал)
Задание выписать числа
1-я команда: в треугольнике и овале, но не в прямоугольнике находятся 56, 74 и 382,
2-я команда: не в прямоугольнике и не в треугольнике находятся 7, 8, 13 и 88.
1-я команда: только в овале (7)
2-я команда: только в прямоугольнике ( 579,37,100 )
1-я команда: только в треугольнике (17, 89 )
2-я команда: не в фигурах (8,13,88)
Подведём итоги
Слово жюри.
8. Финальный конкурс.
И пусть острей кипит борьба,
Сложней соревнования,
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Учитель. Сейчас мы вместе будем отгадывать математический кроссворд. Я буду зачитывать вопросы, а вы будете вписывать в клеточки кроссворда свои ответы. Кто же первым угадает фамилию древнегреческого математика под №1 по вертикали?
1 п
7 р
6 о
5 г
4 а
3 ф
2 и
(Пифагор)
Вопросы:
Старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами. (Пядь)
Десятая часть метра. (Дециметр)
3. Знак, обозначающий число. (Цифра)
Её узнают, когда получают квартиру. Если большая, то радуются. (Площадь)
Промежуток времени, равный 12 месяцам. (Год)
Математический знак в виде закругленной черты. (Скобка)
Линия, которая не имеет ни начала, ни конца. (Прямая)
(Пифагор)
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по «Математике». Сегодня вы узнали много интересного, ведь современному школьнику необходимы эрудиция и широкий кругозор. Желаю, чтобы вы и впредь оставались такими же любознательными почемучками.
Слово жюри.
1. На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (6)
2. У Пети 8 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (8)
3. Когда мы видим 2, а говорим 14? (В часах).
4. По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а навстречу им 1 серая и 1 белая утки. Сколько всего уток? (2).
5. Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? (6)
Задания 2 команде.
1. Цапля стоящая на одной ноге весит 10 кг. Сколько весит цапля стоящая на 2 ногах? (10)
2. На столе стояли 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни, поставив пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3)
3. Какая цифра на циферблате расположена напротив 2? (8)
4. Четыре уха, а перьев не сосчитать. (подушка)
5. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Убрать крайний карандаш)
3 конкурс Домашнее задание
«Отдыхать – отдыхай, да дело знай»
Каждая команда приготовила к встрече домашнее задание - задачу со сказочным сюжетом. Ответить на вопрос задачи должна другая команда.
Свою задачу – сказку «Иван против Кощея» представляет команда «Квадрат».
- В подземелье 3 темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой находиться Змей Горыныч, а третья темница – пустая. Запомни, все подписи на дверях темницы неверные.
Слушаем ответ. (Василиса Прекрасная в 3 темнице, вторая – пустая, Змей Горыныч – в 1 темнице. )
Свою задачу – сказку «Гуси – лебеди» представляет команда «Треугольник».
Разложи мои пирожки по тарелкам так, чтобы в первой тарелки было 6 пирожков, во второй – 5 пирожков, в третьей – 4 пирожка, в четвертой – 3 пирожка, в пятой – 2 пирожка, в шестой – 1 пирожок. Поставь эти тарелки так, чтобы образовался треугольник: по три тарелки на каждой стороне, да чтобы сумма всех пирожков на каждой стороне равнялась бы 12.
Конкурс 1. «Приветствия команд»
Конкурс 2. «Разминка»
Каждой команде поочередно задают вопросы. После 30 с обдумывания команды дают свой вариант ответа.
1. У одного брата 4 яблока. Одно он разрезал пополам. Сколько теперь у него яблок? (4. 3 из них целых и одно разрезанное.)
2. У 4 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей в семье? (5)
3. Три человека ждали поезд 3 мин. Сколько времени ждал поезд каждый из них? (3мин.)
4. На столе 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3.)
Конкурс 3. «Ребусы»
Игрокам предстоит разгадать слова, зашифрованные при помощи числовых ребусов.
Конкурс 4. «Занимательные палочки»
Каждая команда подходит к доске, на которой записаны при помощи римских цифр примеры. Запишите обычными цифрами и решите примеры
1. VI - IV =
2. VI + IV =
3. X — IX =
4. VIII + X =
5. III + IV =
6. II + VI =
Конкурс 5. «Задачи»
Каждая команда выделяет по 2 человека, которые получают задачу. В течение 3 мин они должны ее решить.
1) 18 л морса разлили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок для 24 л морса?
2) В 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях?
3) В 3 вёдрах 24 л молока. Сколько молока в 9 таких же вёдрах?
4) 12 кг помидоров разложили для засолки в 3 банки. Сколько нужно таких банок, чтобы засолить 32 кг помидоров?
5) Для 6 гирлянд надо 48 фонариков. Сколько потребуется фонариков для 11 гирлянд?
6) На 3 улицах 39 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?
7) В кинотеатре в 3 рядах 51 место. Сколько мест в 5 рядах?
8) С 8 овец настригли 48 кг шерсти, с каждой поровну. Сколько овец нужно остричь, чтобы получить 30 кг шерсти?
9) В 6 одинаковых домах 24 подъезда. Сколько подъездов в 12 таких же домах?
10) От 4 коров получили за день 40 л молока, от каждой поровну. Сколько коров при том же надое дадут 90 л молока?
11) В 6 коробках лежало 78 кг печенья. Сколько потребуется коробок для 39 кг печенья при той же фасовке?
12) Шагающий экскаватор за 2 смены вынимает 1200 ковшей грунта. Сколько ковшей грунта будет вынуто за 3 смены
Конкурс 6. «Восстанови пример»
В конкурсе участвуют по 1 человеку от команды.
Ведущий. Приучайтесь думать точно!
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет.
Но одна и та же всюду
Даст нам правильный ответ.
(Вместо звездочек должна стоять цифра 1.)
Конкурс 7. «Числа в пересекающихся фигурах»
Задание выполняют капитаны команд.
Выпишите числа, которые находятся:
1-я команда: в треугольнике и овале, но не в прямоугольнике;
2-я команда: не в прямоугольнике и не в треугольнике.
1-я команда: в треугольнике и овале, но не в прямоугольнике находятся 56, 74 и 382, 250,12;
-я команда: не в прямоугольнике и не в треугольнике находятся 7, 8, 13 и 88.
Подведение итогов