СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурс знатоков русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуально-познавательная игра по русскому языку для учащихся 1-4-х классов. Содержит интересные и познавательные задания для развития кругозора учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к конкурсу знатоков русского языка»

Приложение к «Конкурсу знатоков русского языка».

Песня «Сова, филин»



  1. Мышка в норку кошку тащит,

Кошка глазоньки таращит.

Что не так здесь, угадайте,

Пояснение мне дайте!



Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…



  1. Кот залаял, заворчал,

Пса на дерево загнал.

Что не так здесь угадайте,

Пояснение мне дайте!



Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…



  1. А под утро колбаса

Вовсе проглотила пса.

Что не так здесь, угадайте.

Пояснение мне дайте!



Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…



  1. Булка в магазин сходила,

Девочку себе купила.

Что не так здесь, угадайте

Пояснение мне дайте!



Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…



  1. Подумал бант: «Ах, красота,

На шее повяжу кота».

Что не так здесь угадайте,

Пояснение мне дайте!

Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…





  1. Мяч футбольный глупым был –

Мальчиком стекло разбил.

Что не так здесь, угадайте,

Пояснение мне дайте!



Припев:

Сова, филин, сова, филин, сова…





































Составьте цепочку слов из всех букв алфавита по порядку:

















































Игра- лесенка: составить цепочку слов на букву «Д»

2 бук.


3 бук.


4 бук.


5 бук.


6 бук.


  1. бук.


8 бук.


9 бук.


10 бук.


11 бук.


12 бук.


13 бук.


14 бук.


15 бук.


16 бук.


17 бук.




Исключи лишнее слово на карточках:

Стул, стол, кресло, диван.

Масло, кефир, мясо, сыр.

Береза, сосна, клен, тополь.

Астра, флокс, василек, гладиолус.

Синий, розовый, мокрый, фиолетовый.



Исключи лишнее слово на карточках:

Стул, стол, кресло, диван.

Масло, кефир, мясо, сыр.

Береза, сосна, клен, тополь.

Астра, флокс, василек, гладиолус.

Синий, розовый, мокрый, фиолетовый.



Исключи лишнее слово на карточках:

Стул, стол, кресло, диван.

Масло, кефир, мясо, сыр.

Береза, сосна, клен, тополь.

Астра, флокс, василек, гладиолус.

Синий, розовый, мокрый, фиолетовый.

Игра «Как кто?»



Ясный, как крот

Стройный, как осёл

Здоровый, как пёс

Мрачный, как лиса

Могучий, как день

Трусливый, как заяц

Верный, как тополь

Слепой, как дуб

Хитрый, как туча

Упрямый, как бык







Протокол оценивания конкурса Знатоков русского языка

Команда_____________________________________

Судья _____________________________________

Название конкурса

Количество баллов






























































Сводный протокол оценивания конкурса Знатоков русского языка

Название конкурса

Команда


Команда

Команда



Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов













































































































Итого




















































Вопросы для болельщиков. За правильный ответ – жетон. Награждается самый активный болельщик.


  1. Сколько человек тянуло репку? (три)

  2. Сколько лет прожил старик со своею старухой у «самого синего моря»? (тридцать лет и три года)

  3. Сколько зубов у Бабы-Яги? (один)

  4. Какой месяц в сказке «12 месяцев» подарил девочке подснежники? (апрель)

  5. Кто написал сказку о четырех соединенных несчастьем друзьях: осле, псе, коте и петухе? (Братья Гримм «Бременские музыканты»)

  6. Какое слово выкладывал из льдинок Кай в замке Снежной Королевы? (вечность)

  7. «Тощий, смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме…» О каком герое идет речь? (Старик Хоттабыч)

  8. Кто из литературных героев потерпел крушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

  9. В какой басне И.А.Крылова герои не могли сдвинуть воз с места? («Лебедь, Рак и Щука»)

  10. Что делает ёж зимой? (спит)

  11. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик»? (Артемон)

  12. Растет ли дерево зимой? (Нет)

  13. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина)





1.Сказочный летательный аппарат. (ковёр-самолёт)

2.Альбомчик для автографов родителей. (Дневник)

3.Волшебные слова, которые нужно было сказать, чтобы попасть в пещеру. (Сим-сим, откройся. Сезам).

4.Лучший друг Карлсона (Малыш).

5.Жених Мухи-Цокотухи. (Комар).

6.Звуковое явление во время грозы. (Гром).

7. С помощью какого прибора можно определить стороны света? (Компас)

8. Аппетитный герой русской народной сказки (Колобок)

9.Русский Санта-Клаус. (Дед Мороз).

10. Что у петушка сделано из золота? (Гребешок)

11. Её нельзя носить решетом. (Вода).

12. Опасная профессия дяди Стёпы (Милиционер).

13. Он приходит во время еды. (Аппетит).







Просмотр содержимого документа
«Протокол оценивания конкурса знатоков русского языка»

Протокол оценивания Конкурса знатоков русского языка

Команда_____________________________________

Судья _____________________________________

Название конкурса

Количество баллов






























































Сводный протокол оценивания конкурса Знатоков русского языка

Название конкурса

Команда


Команда

Команда



Количество баллов

Количество баллов

Количество баллов































































































































Просмотр содержимого документа
«Разработка Конкурса знатоков русского языка. Тарбакова Л.В»

Конкурс знатоков русского языка. Начальная школа.

Разработка Тарбаковой Л.В. учителя МБОУ Новоназимовская СОШ №4

Участники: 3 сборные команды учащихся 1-4 классов.

К каждой команде для подсчёта результатов прикреплён член жюри. После обработки листка с ответами каждой команды её (прикреплённым) членом жюри, результат команды вносится в сводный протокол.

Учитель: - Конкурс Знатоков русского языка открывается! (Слайд №1)

- Девиз нашей игры: «Русский язык неисчерпаемо богат». В этом вы сегодня убедитесь.

Слайд №2

Учитель: - Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие – в страну Знатоков русского языка. (Слайд №3)

I –задание. -Рассмотрите, пожалуйста, слайд (№4) и дайте ответы на вопросы: как сказать правильно?

  • Здравствуйте или привет? ( Ответ: здравствуйте.)

  • Умываюсь, улыбаюсь, извиняюсь ? (Неверный ответ: извиняюсь (возвратная частица – «сь» – извиняю самого себя)

  • Одеть или надеть (одежду на себя) ? (На себя одежду надеть. Другого человека – одеть).

  • Победить – я (что сделаю? ) (Правильный ответ: Я одержу победу.)

  • Пылесосить – я (что делаю?) _(Правильный ответ: Я буду пылесосить,)

  • Дудеть – я (что делаю?) (Правильный ответ – Я дужу. _______

  • Шелестеть – я (что делаю?) __(Правильный ответ – Я шелещу. _____________

Стонать – я (что делаю?) (Правильный ответ – Я стону. _______

II- задание. – Сейчас мы с вами разучим одну игру – «Сова, филин, сова, филин, сова». (Слайд №5) Я дам каждому участнику текст песенки, которая нам нужна будет в игре. Давайте попробуем хором её спеть. Скажите, а какие ошибки допущены в смысловом содержании песенки? Исправьте их.

III-е задание. - И вот наш маршрут привёл нас в город Фразеологизмов. (Слайд №6) Фразеологические обороты или кратко – фразеологизмы, это устойчивые сочетания слов – обороты речи, которые придают нашему русскому языку яркость, точность и выразительность. Фразеологизм произносится как единое целое сочетание, и нельзя его делить на части.

- Давайте проверим, как вы знаете фразеологизмы. (Слайд № 7)

Добавьте слово, чтобы получился фразеологический оборот.

Прикусить язык

Морочить голову

Клевать носом

Хлопать ушами

Умывать руки

- Объясните его значение.



IV-е задание. – Объясните значение фразеологизмов. (Слайды 8.)

V-е задание. Отгадай фразеологизм по картинке и объясни его значение. (Слайды 9-21)

VI- задание. – Составьте фразеологизмы со словом «тянуть». (Слайд №22)

VII- задание. – Чья команда объяснит за 2 минуты большее количество фразеологизмов. (Слайд №23)

VIII- задание. - Отгадайте ребусы. (Слайды №24-27)

IX- задание. – Игра «Как кто?» Найди предмет по признаку. (Слайд № 28)

-В нашем путешествии объявляется привал. (Слайд №29)

Подвижная физминутка.

- Сейчас мы прибыли на станцию Неделя. ( Слайд №30)

X – задание. – Объясните названия дней недели. (Слайд №31)

(Раньше слово «неделя» обозначало «седьмица». Неделей назывался тот день, в который было принято ничего не делать. Сейчас этот день называется - воскресенье по первому дню христианского праздника Пасхи ( Светлое Христово Воскресенье с 17 века).

Понедельник –это день после неделанья (раньше неделя, сейчас воскресенье)

Вторник – второй день недели.

Среда – третинник – третий день. Так как раньше неделя начиналась с воскресенья, то среда была в то время четвёртым днём недели – серединой.

Четверг – четвёртый день.

Пятница – пятый день.

Суббота – общее название выходного дня русского народа с разными народами: с ивритского языка «шаббат» - покой, отдых, с испанским «сабадо», с румынским – «самбата», общий корень с арабским, персидским и грузинским языками.

XI- е задание. – Отправляемся в город Синонимов. (Слайд №32)

Подбери синонимы. (Слайд №33)

XII-е задание. – Прибыли в город Антонимов. (Слайд №34)

Подбери антонимы к словам. (Слайд 35)

XIII-е задание. – Прибыли в загадочный город Палиндромов. (Слайд №36)

- Объясните, как образованы палиндромы. (Слайд № 37) Приведите свои примеры палиндромов.

XIV-е задание. – Делаем остановку в городе Многозначных слов ( омонимов). Слайды № 38-39). Объясните значения многозначных слов.

XV-е задание. – Станция «Анаграммы». Угадай анаграмму. (Слайды 40-41)

XVI-е задание. – Наш маршрут привёл нас на станцию «Метаграммы». Как они образуются. Приведите пример. (Слайды № 42-43)

XVII-е задание. – Станция «Шарады». Угадай шараду. (Слайды № 44-45, ответ №46)

XVIII-е задание. – Игра-лесенка. Составить слова на букву «Д» из 2,3,4,5 и т.д. букв. (Слайд № 47)

XIX-е задание. – Найди лишнее слово. (На листках). (Слайд № 48)



XX-е задание. Составьте цепочку слов из всех букв русского алфавита по порядку. ( Слайд №49)

Слайд №50 «Молодцы!»

Просмотр содержимого презентации
«Конкурс знатоков русского языка. Тарбакова Л.В»

Конкурс Знатоков русского языка  Разработка Тарбаковой  Людмилы Вячеславовны  учителя начальных классов  МБОУ Новоназимовская  СОШ №4

Конкурс Знатоков русского языка

Разработка Тарбаковой

Людмилы Вячеславовны

учителя начальных классов

МБОУ Новоназимовская

СОШ №4

Девиз : Русский язык неисчерпаемо богат…

Девиз :

Русский язык

неисчерпаемо богат…

-Отправляемся  в страну Знатоков русского языка

-Отправляемся

в страну Знатоков русского языка

КАК ПРАВИЛЬНО?

КАК ПРАВИЛЬНО?

  • Здравствуйте или привет?
  • Умываюсь, улыбаюсь, извиняюсь…
  • Одеть или надеть (одежду на себя)
  • Победить – я (что сделаю? )________
  • Пылесосить – я (что делаю?) ______
  • Дудеть – я (что делаю?) _______
  • Шелестеть – я (что делаю?) ________
  • Стонать – я (что делаю?) _________
Игра: «Сова, филин,  сова, филин, сова…»

Игра: «Сова, филин,

сова, филин,

сова…»

-Теперь отправляемся  в город Фразеологизмов

-Теперь отправляемся

в город Фразеологизмов

Доскажи словечко Прикусить … Морочить … Клевать … Хлопать … Умывать …

Доскажи словечко

Прикусить …

Морочить …

Клевать …

Хлопать …

Умывать …

Объясни значение  фразеологизма

Объясни значение

фразеологизма

Составьте фразеологизмы со словом… резину канитель язык тянуть лямку кота за хвост время

Составьте фразеологизмы со словом…

резину

канитель

язык

тянуть

лямку

кота за хвост

время

За две минуты объясните значение как можно большего количества фразеологизмов Яблоку негде упасть Ни свет ни заря Кануть в лету С три короба В двух словах Семь пятниц на неделе Без году неделя На широкую ногу В час по чайной ложке На всех парусах Ни пуха ни пера Кривить душой По щучьему велению Душа в душу Казанская сирота Себе на уме Ахиллесова пята Открывать Америку

За две минуты объясните значение как можно большего количества фразеологизмов

Яблоку негде упасть

Ни свет ни заря

Кануть в лету

С три короба

В двух словах

Семь пятниц на неделе

Без году неделя

На широкую ногу

В час по чайной ложке

На всех парусах

Ни пуха ни пера

Кривить душой

По щучьему велению

Душа в душу

Казанская сирота

Себе на уме

Ахиллесова пята

Открывать Америку

Отгадай ребусы:

Отгадай ребусы:

000 ТЯ Р 1 НА 1 ОЧКА ПО 2 Л С 3 ЖИ 3 О 3 3  АЖ 3 Б Ш 3 Х ВИ 3 НА _5_   Ш О 5 7 Я 7 40 А И 100 РИЯ 100 ЛБ

000

ТЯ

Р 1 НА

1 ОЧКА

ПО 2 Л

С 3 ЖИ

3 О

3

3 АЖ

3 Б

Ш 3 Х

ВИ 3 НА

_5_

Ш

О 5

7 Я

7

40 А

И 100 РИЯ

100 ЛБ

Разгадайте ребусы

Разгадайте ребусы

Разгадайте ребусы

Разгадайте ребусы

Игра «Как кто? » Ясный, как крот Стройный, как осёл Здоровый, как пёс Мрачный, как лиса Могучий, как день Трусливый, как заяц Верный, как тополь Слепой, как дуб Хитрый, как туча Упрямый, как бык

Игра «Как кто? »

Ясный, как крот

Стройный, как осёл

Здоровый, как пёс

Мрачный, как лиса

Могучий, как день

Трусливый, как заяц

Верный, как тополь

Слепой, как дуб

Хитрый, как туча

Упрямый, как бык

-Наконец, привал!!!

-Наконец, привал!!!

-А вот и станция  «Неделя»!!!

-А вот и станция

«Неделя»!!!

Объясни происхождение  названий дней недели: Неделя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье

Объясни происхождение

названий дней недели:

  • Неделя
  • Понедельник
  • Вторник
  • Среда
  • Четверг
  • Пятница
  • Суббота
  • Воскресенье

-Теперь отправляемся  в город Синонимов

-Теперь отправляемся

в город Синонимов

Вспомни, что такое  «синоним»: Аромат - Объявление - Успех - Верный - Радостный - запах афиша удача преданный весёлый

Вспомни, что такое

«синоним»:

  • Аромат -
  • Объявление -
  • Успех -
  • Верный -
  • Радостный -

запах

афиша

удача

преданный

весёлый

-Теперь отправляемся  в город Антонимов

-Теперь отправляемся

в город Антонимов

Вспомни, что такое «антонимы»: гигант жарко ответ злоба грустный лежать

Вспомни, что такое

«антонимы»:

гигант

жарко

ответ

злоба

грустный

лежать

  • Карлик -
  • Холодно -
  • Вопрос -
  • Доброта -
  • Весёлый -
  • Стоять -
-Теперь отправляемся  в город Палиндромов

-Теперь отправляемся

в город Палиндромов

Объясни, что такое «палиндром»:

Объясни, что такое «палиндром»:

  • дед
  • заказ
  • боб
  • казак
  • «Я вижу маму - жив я»
-Теперь отправляемся  в город Многозначных слов

-Теперь отправляемся

в город Многозначных слов

Вспомни, что такое «многозначные» слова:

Вспомни, что такое

«многозначные» слова:

  • Золотой
  • Язык
  • Ключ
  • Звезда
-А вот и станция  «Анаграммы»!!!

-А вот и станция

«Анаграммы»!!!

Объясни, что такое «анаграммы»: Во мне картину на стене Повесят, чтоб ловила свет, Но буквы переставь во мне – Меня наклеишь на конверт. Рамка – марка.

Объясни, что такое

«анаграммы»:

Во мне картину на стене

Повесят, чтоб ловила свет,

Но буквы переставь во мне –

Меня наклеишь на конверт.

Рамка – марка.

-А вот и станция  «Метаграммы»!!!

-А вот и станция

«Метаграммы»!!!

Объясни, что такое метаграммы:

Объясни, что такое

метаграммы:

  • колос – голос – волос
  • боль – моль – соль
  • олень – осень
-А вот и станция  «Шарады»!!!

-А вот и станция

«Шарады»!!!

Объясни, что такое «шарады»: Мой первый слог – предлог, И во втором мы проживём всё лето А целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.

Объясни, что такое

«шарады»:

Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживём всё лето

А целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.

ЗА - ДАЧА

ЗА - ДАЧА

Игра- лесенка

Игра- лесенка

Найди лишнее слово

Найди лишнее слово

Составь цепочку слов  из всех букв русского алфавита

Составь цепочку слов

из всех букв русского алфавита

Молодцы!!!

Молодцы!!!