«Конкурс знатоков русского языка»
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения, электронная презентация.
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между командами учащихся 5 –ых классов.
- Представляем наши команды. (представление команд)
- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
Второй тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
3 КОМАНДА
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно
Слово жюри.
Игра со зрителями “Помоги Незнайке”
Незнайка учится печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-за которых меняется смысл стихов. Помогите ему исправить ошибки: назовите правильные слова – рифмы
От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (Мели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое зивотное. (Животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас волнушки.(Веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (Барана)
Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая Ира стоит вдалеке. (Ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис. (Лист)
Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Пятый тур. Конкурс “Найди слово”
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов
(Урок, рука, сачок, коса, лучи, роса, рак, кора, ручка и т.д.)
Игра со зрителями. Шарады.
Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).
Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).
Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,
В СБОРЕ приставка таится,
Суффикс – как в слове ДНЕВНИК.
Целям – я в космос проник. (Спутник).
Шестой тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко»
рпи | (пир) | пра | (пар) | опл | (пол) |
кушпа | (пушка) | тухпе | (петух) | кугенру | (кенгуру) |
длеп | (плед) | плеча | (пчела) | тышкамар | (мартышка) |
сылесоп | (пылесос) | биьилундк | (будильник) | дашкаран | (карандаш) |
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
Седьмоой тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
С - числительное Н - наречие
Т – местоимение Е - прилагательное
Р – глагол Д - числительное
А – прилагательное Е - существительное
Н – наречие Л - глагол
А – существительное Я - местоимение
Слово жюри.
Восьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Девятый тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Десятый тур Конкурс “Ералаш”
Задание: командам раздаются карточки с четверостишиями (на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжением строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая строка оказалась на своем месте, по смыслу написанного.
Злой кабан…. (томился в клетке)
Пароход … (сидел на ветке)
Соловей … (точил клыки)
Дикобраз …. (давал гудки)
Кошка …. (физику учила)
Буратино …. (шил себе штаны)
Маша … (хвостик свой ловила)
Кот …. (накрыт к обеду был)
Чиж … (усами шевелил)
Рак … (летал под облаками)Стол …. (гонялся за мышами)
Ведущий: Уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами будет отгадывать метаграммы и логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или отнять от него букву – и получится новое слово. Активнее участвуйте в наших конкурсах, самых активных участников в конце игры ждут призы. (Ассистенты выдают жетоны за правильные ответы. В конце игры эти жетоны подсчитываются и определяются победители).
С буквой О – арктический и антарктический,
Без нее я знак математический. (Полюс – плюс)
С Д – давно я мерой стала.
С Т – уж нету выше балла. (Пядь – пять)
С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра. (Лето – лото)
Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот)
Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
Ответы команд.
Одиннадцатый тур «Конкурс капитанов»
Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из трёх букв.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
Итог.
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!