Сценарий занятия-конкурса рисунков «Подвиг народа»
(к 80-летию Великой Победы, 22 июня – День памяти и скорби)
Пешко О.С., учитель истории и искусства
СШ 33, Брест
Цель: Формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому страны через творческое осмысление подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Расширить знания школьников о событиях и героях войны.
Развивать творческие способности, эмоциональное восприятие истории.
Воспитывать чувство благодарности к ветеранам и осознание ценности мира.
Форма работы:
Беседа с элементами дискуссии.
Просмотр тематических материалов (фото, видео).
Конкурс рисунков (индивидуальная/групповая работа).
Выставка работ и подведение итогов.
Оборудование:
Проектор, экран (для показа презентации/видео).
Бумага, краски, карандаши, фломастеры.
Музыкальное сопровождение (военные песни, метроном).
Шаблоны для рефлексии (стикеры, анкеты).
Ход занятия
1. Организационный момент (5 мин)
Приветствие, объявление темы.
Вводный вопрос: «Что для вас значит "Подвиг народа" в годы войны?» (краткие ответы учащихся).
2. Основная часть (30 мин)
а) Погружение в тему (10 мин)
Мини-лекция с презентацией:
Важные даты (22 июня 1941 – День памяти и скорби, 9 мая 1945 – День Победы).
Герои войны (дети-герои, труженики тыла, солдаты).
Показ архивных фото/видео (например, «Брестская крепость», «Блокада Ленинграда»).
Звучит метроном (минута молчания в память о погибших).
б) Обсуждение (10 мин)
Вопросы для дискуссии:
Какой подвиг вас впечатлил больше всего?
Как художники и писатели отражали войну в своих работах? (примеры: плакат «Родина-мать зовёт!», картины Ю. Непринцева «Отдых после боя»).
в) Инструктаж к конкурсу (10 мин)
Объявление условий конкурса:
Темы рисунков: «Битва за Родину», «Труженики тыла», «День Победы», «Память поколений».
Техника: акварель, графика, коллаж (на выбор).
Время выполнения: 25-30 минут.
Раздача материалов.
3. Практическая работа – создание рисунков (25 мин)
Учащиеся работают под фонограмму военных песен («Катюша», «День Победы»).
Педагог оказывает помощь, подсказывает идеи.
4. Рефлексия (10 мин)
Метод «3 слова»: Каждый участник называет 3 слова, которые у него ассоциируются с сегодняшним занятием.
Анкета-смайлик: На доске – три колонки: «Было интересно», «Остались вопросы», «Хочу узнать больше». Учащиеся приклеивают стикеры в нужную колонку.
5. Подведение итогов (10 мин)
Организация мини-выставки (работы размещаются на стенде).
Голосование за лучший рисунок (если конкурс командный – жюри из учителей/старшеклассников).
Награждение: Грамоты за «Самый эмоциональный рисунок», «Точность деталей», «Оригинальность идеи».
Заключительное слово:
«Ваши рисунки – это дань памяти героям. Пусть их подвиг никогда не будет забыт!»
Дополнительные идеи:
Пригласить ветерана/труженика тыла для рассказа (если возможно).
Организовать экскурсию к памятнику ВОВ после занятия.
Приложение
Р
ассказ для детей о плакате «Родина-мать зовёт!»
Ребята, вы знаете, какой плакат стал символом Великой Отечественной войны?
Этот плакат нарисовал художник Ираклий Тоидзе в самом начале войны – 23 июня 1941 года, всего через день после нападения фашистов на СССР.
Как появился этот плакат?
Утром 22 июня художник работал над рисунками к сказке «Витязь в тигровой шкуре». Вдруг в комнату вбежала его жена, Тамара, и крикнула: «Война!» Её лицо было полным ужаса и решимости – она понимала, что страна в опасности.
Тоидзе сразу же схватил карандаш и сказал: «Стой так и не двигайся!» Он быстро сделал наброски. Всю ночь он работал, и уже к утру плакат был готов.
Что изображено на плакате?
На нём – женщина в красном, похожая на мать или сестру. Она держит в руке листок с военной присягой, а её лицо выражает тревогу и силу. Кажется, будто она смотрит прямо на тебя и говорит: «Вставай на защиту Родины!»
Этот образ назвали «Родина-мать» – как символ всей страны, которая зовёт своих сыновей и дочерей на борьбу с врагом.
Почему этот плакат так важен?
Его расклеивали по всему Союзу – на улицах, вокзалах, заводах.
Он вдохновлял солдат идти на фронт.
Его узнавали все – даже те, кто не умел читать.
Позже этот образ использовали в других плакатах, памятниках (например, «Родина-мать» в Волгограде).
Интересный факт
Художник, возможно, вдохновлялся стихами Андрея Белого:
«Позволь же, о родина-мать, в сырое, пустое раздолье, в раздолье твоё прорыдать…»
Заключение. Этот плакат – не просто картинка. Это крик души народа, который помогал людям не сдаваться. Давайте и мы будем помнить, какой ценой досталась Победа!
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему женщина на плакате выглядит именно так?
Какие эмоции у вас вызывает этот образ?
Хотели бы вы нарисовать свой плакат о мире?
(Можно показать репродукцию плаката или предложить детям изобразить свою версию.)
Этот рассказ можно включить в сценарий занятия перед конкурсом рисунков, чтобы вдохновить детей на творчество!
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%91%D1%82!
Приложение 2.
«Отдых после боя». Юрий Непринцев, 1951 год
Название | Отдых после боя |
Страна, художник | СССР, Юрий Михайлович Непринцев |
Год | 1951 |
Жанр | Военная живопись, пейзаж в военно-патриотическом искусстве, групповой портрет |
Стиль | Реализм |
Находится | Государственная Третьяковская Галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Размеры | 192 см. х 300 см. |
С детства интересовавшийся рисованием Юрий Непринцев не только пережил Великую Отечественную войну, но и поучаствовал в ней. Судьбой ему было уготовано как увидеть воочию настоящих героев, так и запечатлеть их в своих произведениях. После прочтения «Василия Теркина», художник был так восхищен, что немедленно решил воплотить образ этого героя в картине «Отдых после боя», которая стала самой популярной в стране, а ее репродукции разлетелись по всему Советскому Союзу.
Мы видим на картине не героические свершения, когда солдат бежит навстречу смерти, или жестокую схватку с фашистами, а именно бытовой момент между сражениями, в котором живописец воплотил все положительные характеристики советской личности. На полотне изображены солдаты на привале в окружении тянущихся к небу деревьев. Первый план показывает нам бойцов, ведущих оживленный разговор, лица которых расплылись в улыбке, а сидящий с правой стороны солдат просто заливается смехом. Скорее всего они нанесли удар неприятелю и заслуженно отдыхают после выполненного задания.
Скромные, молодые парни, каждодневно совершающие большие и малые героические поступки, но полностью отрицающие в этих поступках хоть каплю героичности. Всех солдат мы наблюдаем в полушубках, которым не страшны суровые русские зимы. Развеселые лица могут натолкнуть на мысль о забывчивости ребят о своем положении, но бросающиеся автоматы и танки, стоящие на заднем плане, говорят о том, что даже на отдыхе они пребывают начеку и способны отразить атаку в любой момент.
Центральное место занято балагуром, имеющим сходство с Василием Теркиным и бурно рассказывающим какую-то историю, энергично жестикулируя руками. Наличие у героя красного кисета предполагает то, что это может быть подарком его любимой девушки, ведь именно такие предметы часто отправляли жены своим мужьям с целью признания преданности и любви.
Не взирая на то, что полотно изображает чудовищные моменты в истории, использование преимущественно светлых тонов и белого цвета настраивает на позитив, радость и веселье. Момент отдыха на картине сравним с лучиком солнца в черном и страшном хаосе сражений, который позволит русским бойцам с новыми силами ринуться в бой. Полотно предстает как напоминание всем нам о Победе над фашистскими захватчиками простыми людьми, свойственным и счастье, и мужество, и страх.
https://muzei.club/otdyh-posle-boya
4