СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная программа «Мой край родной – край донской»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсная программа «Мой край родной – край донской» предназначена для обобщения знаний об истории, культуре донского края                                                               

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная программа «Мой край родной – край донской»»

Конкурсная программа «Мой край родной – край донской»


Цель: систематизировать знания детей об истории, культуре донского края

Образовательные:

Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о Донском крае

Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.



Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.



Развивающие:

Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.



Ход мероприятия




1. Орг. момент

- Сегодня, дорогие ребята, мы проводим конкурс, его мы посвящаем родному донскому краю. Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных и гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков.

В далекие-далекие времена, там, где сейчас расположена Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи. Это была ничейная земля. Изредка здесь проходили кочевники. Летом по степи гуляли горячие ветры, зимой нависали вьюги и вихрями кружили снежную пыль. Вот сюда бежали от неволи и тяжелого труда люди. Здесь они становились казаками.


- А скажите мне, что означает слово «казак»?


- Слово «казак» означает вольный. Пришли казаки и принесли с собой свои песни, пословицы, загадки. И позвала нас песня в степь широкую, раздольную казачью.

Слушание казачьей народной песни.

Участие в соревновании примут две команды «Нахаленок» и «Федотка»


I. Представление команд

«Нахаленок» « Федотка»


Девиз команд:

«Казак без друзей «Донской казак хват:

Что дуб без корней» Силой и умом богат»


Приветствие:

Ваши мало каши ели, Кто не горит,

Чтобы наших одолеть. Тот небо коптит.


II. Разминка

Говоря о Донской земле, нельзя обойтись без упоминания о жизни и творчестве нашего земляка Михаила Александровича Шолохова. Есть много городов и сел, которые известны всему образованному миру. Но Вешенская, Кружилинский, наша станица Каргинская – это шолоховский край, родина Михаила Александровича Шолохова, мир его героев. Истоки обычаев и нравов шолоховских героев, корни их характеров – в глубине вешенской истории.

Ответьте на вопросы:

  • Какие рассказы М.А. Шолохова вы знаете?

  • Назовите имя Нахаленка? (Миша)

  • Сколько лет было ему? (7)

  • Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области (Азов)

  • Откуда взялось название «Ростов – на – Дону»? (по имени митрополита Дмитрия Ростовского)

  • Как называли жилища на Дону? (Курень, хата)

  • Сколько юбок надевала на себя казачка в праздник? (4-5)

  • Станица Ростовской области, где растёт уникальный дуб, которому более 400 лет. (Вёшенская).

III. Конкурс знатоков пословиц о казаке. «На Дону пословица недаром молвится»

За 5 минут вы можете заработать дополнительные баллы, если запишите как можно больше пословиц о казаке.


Казак с конем и ночью, и днем.

Казак без коня что солдат без ружья.

Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.

Без коня казак кругом сирота.

Казаку конь себя дороже.

Казак сам не поест, а коня накормит.

Донской казак чести не кинет, хоть головушка сгинет.

Казаки в бою не робеют - любого врага одолеют.

Казаку всегда мила родная сторона и т.д.


IV. Домашнее задание команд . Инсценировка.

Одним из увеселений донских казаков был народный театр. Его представления шли под открытым небом, на площадях, среди шумных толпы зрителей. Вашему вниманию представляется постановка «Казак Чигуща и окружной атаман» (команда «Федотка»)

«Суд атамана Бури над купцом – аршинником» (команда «Нахаленок»)



V. Конкурс капитанов. (разгадывание кроссворда)

По горизонтали:


1. Один из притоков Дона носит название хищного животного. Какого? (Медведица).

2. Как называлась первая столица Войска Донского? (Новочеркасск)

3. Кому был сооружен памятник рядом с Новочеркасским собором (Ермак).

4. Какая самая крупная рыба у нас в Дону? (Белуга)

5. «Лазорики» называют этот цветок на верхнем Дону? (тюльпан)


По вертикали:


6. Какое самое прожорливое животное живет у нас в степях?

7. Сюда пришли когда-то запорожцы

Один из них что был высок и рус

Сказал: «Так бачте, бачте тихо хлопцы

Здесь речка вьется будто мий ус»

О какой реке идет речь в этих строках? (Миус)

8. Какая самая мелкая рыба водится в Дону? (бычок)

9. Современное название реки Танаис. (Дон)

10. Какое растение у нас на Дону называют «шелковой травой»? (ковыль)

11. Какое основное энергетическое богатство нашей области? (уголь)


VI. Конкурс юных музыкантов.

Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Лежа в колыбели, он слушал песни матери, подрастая, жил в атмосфере песен про казачьи подвиги, которые пел его дед. Казак и сам начинал петь, «играть» песни. Казаки считали, что поют по нотам, а «играют» песню от души и сердца, научившись этому у своих дедов, бабушек и родителей.


- Назовите казачьи песни, которые вы слышали.

«Любо, братцы, любо», «Пчёлочка златая», «Птица ворон», «Когда мы были на войне», «Ой, при лужке», «Не для меня», «Мы – донские казаки», «Полно, вам, снежочки, на талой земле лежать», «Казачья молитва», «По Дону гуляет..», «Полюшко, поле», «Как за Доном, за рекой» и т.д.


VII. Итог мероприятия.

Чем полезен был наш конкурс?

Как каждый из вас мог бы оценить свою работу в команде?

Пока жюри подводит итоги, мы с вами вспомним пословицы о родном крае. Я начну, вы продолжайте.

-Всякому мила родная……..(сторона)

-Человек без родины - соловей без……..(песни)

-Любовь к родине в огне не горит и в воде не…….(тонет)

-Родина-мать, умей за нее…….(постоять)

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не…….(жалей)

-Где кто родился, там и …….(пригодился)

-Дома и стены…….(помогают)

-Родная землица и во сне……(снится).

Предлагаю вам послушать песню и посмотреть фотоколлаж. .

 Вот и закончился наш конкурс. Представляем слово нашему уважаемому жюри