СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсная работа "Масленица"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

конкурсная работа ученицы 8 класса "Масленица" на республиканский конкурс "Путешествие к истокам"

Просмотр содержимого документа
«Конкурсная работа "Масленица"»


Алькеевский муниципальный район Республики Татарстан

МБОУ «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»









Республиканский конкурс «Путешествие к истокам»

Проект - маршрут

«Русский праздник - Масленица»













Работу выполнила:

ученица 8 класса

Иванова Елизавета

Руководитель:

Москвина Г.А.


2016г.



Описание историко-культурного информационного проекта

  1. Актуальность проекта.

Многонациональный народ нашей республики является создателем и хранителем богатого историко-культурного наследия. На сегодняшний день вопросы культуры, духовности, исторической памяти являются актуальными для нашего общества.

Моя малая родина, Алькеевский район Республики Татарстан, – древняя земля с богатой историей и культурой. Именно это и привело меня к идее создания местного экскурсионно-туристического маршрута по местам нашего края.

Для создания проекта я определила основные направления деятельности и методы работы над проектом:

  1. Сбор и изучение материалов (литература по теме, интернет - источники, СМИ, встречи с людьми).

  2. Составление приложения: обработка данных, написание доклада, создание виртуальной экскурсии.

  3. Популяризация маршрута: проведение праздника для школьников, публикация в СМИ, в интернете.

II. Цель моего проекта - сохранение культурного наследия малой родины через популяризацию праздников одного из основных народов населяющих наш край.

III. Задачи:

1. Познакомить с праздником «Масленица».

2. Выявить особенности данного праздника, его историю и роль в общей культуре края.

3. Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов

IV. Содержание проекта.

  1. Введение

  2. Основная часть

- История Масленицы

- Блины – символ Масленицы

- Масленичная неделя

- Чучело – главный символ праздника

- Масленица сегодня

  1. Заключение

V.Список используемой литературы.

  1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Санкт – Петербург, «Искусство – СПБ», 2001

  2. Обычаи и традиции русского народа. Иван Панкеев, Москва, «Олма - Пресс», 1999

  3. Праздники, обряды, ритуалы. В.А. Руднев, Профиздат,1984

4. Фотографии из личного архива

Интернет- ресурсы:

  • ria.ru/religion

  • mirsovetov.ru

  • ru.wikipedia.org

  • advantour.com










Введение

Современный Татарстан – многонациональная республика, где представлена 81 национальность. Татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и др.

И одним из самых популярных и распространённых праздников русского народа в Республике Татарстан, как и по всей нашей стране, является Масленица.

Когда я произношу это слово, то чувствую и даже ощущаю яркие пятна, звоны, пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони, чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называется — «масленица"?

История Масленицы

Русский народ свою масленицу величает: честная масленица – широкая масленица – весёлая масленица. В наших церковных книгах масленица называется сырною неделею, сырницей, белая мясоедь, мясопуст, масленка.

Праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря. Срок ее проведения зависел от даты главного христианского праздника Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого поста. Это соответствовало второй половине февраля – началу марта.

Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она была древнейшим истинно народным праздником, отразившим двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Как и любое традиционно значимое народное действие, складывавшееся на протяжении не одного столетия, масленица представляла собой сложный, многоплановый, регламентированный ритуал с большим количеством магических составляющих. Она впитала в себя особенности архаических аграрного и скотоводческого празднований проводов зимы и встречи весны, приуроченных ко времени весеннего равноденствия. Главной особенностью масленицы было совершение обрядов, имеющих непосредственное отношение, как к зимним, так и к весенним календарным праздникам. В сырную неделю мясо употреблять было уже нельзя, а сыр, масло, рыбу и яйца ещё можно. Именно это временное положение позволяло исполнять главное правило масленицы – накрывать обильные сытные столы с разнообразной молочной снедью: сметаной, сливками, творогом, коровьим маслом, молоком, а так же яйцами, рыбой, пирогами, блинами, квасом, пивом и вином. Богатая масленичная еда, её подчёркнутая избыточность, вероятно, исторически имели непосредственное отношение к магии первого дня нового года. Масленица вобрала в себя целый пласт разнообразных и разновременных традиций, обрядовых действий и развлечений. Наиболее важными были следующие:

1 Поминальные обряды, связанные с поминовением усопших родителей и родственников и употреблением ритуальной пищи: блинов, лепёшек, оладий, пирогов, хвороста и пр.

2. обычаи, связанные с молодожёнами: смотры молодоженов, гостевание их у родственников и знакомых.

3. масленичные развлечения: катания с ледяных горок и на лошадях, строительство снежных городков.

4. проводы масленицы: зажигание костров, проводы – похороны, масленичные поезда, ряженье.



Блины – символ Масленицы

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

Рецепты приготовления блинов. Будет, чем подивить своих родных и близких!

Блины пшеничные: 3 яйца, 4 стакана молока, 2 стакана муки пшеничной, 2 чайные ложки соли и сахара.

Три желтка разотрите с сахаром и солью, постепенно добавляя молоко и взбитые белки. Перед тем, как начать печь блины, накалите сковородку и смажьте ее маслом. Такие блинчики должны получиться тонкими.

Блинчики картофельные: 5-6 яиц, 4 столовые ложки молока и 4 столовые ложки растительного масла, 15 картофелин, 1,5 стакана муки пшеничной, соль и сахар по вкусу.

Для приготовления этих блинов необходимо сварить картофель, размять его до превращения в кашицу и посолить. В отдельную миску налейте молоко, ложку масла и добавьте 2 ложки муки, смешайте все это и варите на медленном огне, пока тесто не станет густым. Снимите тесто с плиты и добавьте в него желтки, предварительно взбитые, затем картофельное пюре, не забывая все тщательно перемешивать. Далее взбейте белки с сахаром и соедините их с получившимся тестом, все перемешайте и начинайте выпекать блины.

Блины на простокваше: 6 стаканов простокваши, 6 яиц, полстакана растительного масла, 400 граммов муки, соль, сахар.

В простоквашу добавить яйца, соль, сахар, все перемешать. Добавлять в содержимое муку, постоянно растирая ее. Испечь блины. Их подают с медом или вареньем.
Блинчики манные: по стакану манной и пшеничной муки, 6 стаканов молока, 4 желтка, 5 чайных ложек сливочного масла, чайная ложка соли.
Налейте в кастрюлю 2 стакана молока и доведите до кипения, добавьте манной крупы и сливочное масло и сварите кашу. Дайте ей остынуть. Сделайте тесто из пшеничной муки, желтков и 4 стаканов молока, все смешайте с остывшей манной кашей до получения однородной массы. Теперь можно печь блины!

Блины на пиве: 2 стакана муки пшеничной, 1 бутылка пива (0,5 л), по столовой ложке сахара и сметаны, 2 пачки творога, 50 граммов молока, соль по вкусу, сухари панировочные.

Желтки растереть со сметаной, солью и сахаром, влить один стакан пива, все смешать. Затем всыпать муки и снова мешать до получения однородной массы. Последний этап приготовления теста — добавление оставшегося пива и предварительно взбитых белков. Все смешать. Блины рекомендуется выпекать на раскаленной сковородке, смазанной жиром. Особенность приготовления пивных блинчиков заключается в том, что их не переворачивают. В поджаренную и румяную сторону блина добавляют творожную начинку, сворачивают в трубочку, обмакивают в смеси молока с яйцом, обваливают в сухарях и поджаривают на сливочном масле на сковородке. Такие блинчики придутся по вкусу даже самым взыскательным гурманам!

Масленичная неделя

Все дни масленой недели имеют свои названия: встреча – понедельник, заигрыши – вторник, лакомка – среда, разгул, перелом, широкий четверг – четверток, тёщины вечерки – пятница, золовкины посиделки – суббота, проводы, прощанья, целовник, прощённый день – воскресенье.

На первый день масленицы наш народ справляет встречу честной масленицы, широкой боярыни.

Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: « Звал, позывал честной семик широкую масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться. Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трёх – материна дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепёлочка! Приезжай ко мне во тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу масленице выезжал честной семик на салазочках, в одних протяночках без лапоток. Приезжала честная масленица, широкая боярыня к семику во двор на гораз покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей – то семик бьёт челом на салазочказ, в одних протяночках, без лапоток. Как и тут ли честная масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей – то семик бьёт челом, кланяется, зовёт во тесовой терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садилась за дубовый стол к зелену вину. Как и она ль, честная масленица, душой потешалася, умом повеселялася, речью наслаждалася».

После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Встреча оканчивается кулачным боём.

Наш степенный народ, люди зажиточные, встречу масленицы начинали посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу с матерью, а вечером сами приходили к сватам в гости. Здесь, за круговой чашей, условливались: когда и где проводить время? Кого звать в гости? Когда кататься по улицам?

К первому дню масленицы устраиваются общественные горы, качели, вислые и круглые, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы с сладимыми яствами: здесь народ торговый сбирает дань с праздности и лени; здесь копейка ставится на ребро.

Не ходить на горы. Не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами. Не отведать сладимых яств – значило в старину: жить в горькой беде, и то при старости, лежать на смерином одре, сидеть калекой без ног.

Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших.

В степных селениях первый блин кладут на слуховое окошко для душ родительских. Старухи, кладя блин на это окно, приговаривают: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок». Прежде печения блинов наши женщины – стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами.

Одну опару готовят из снега, на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают: «Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару». Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают белые, рыхлые.

Другие выходят вечером готовить опару на речки, колодези и озера, когда появятся звёзды. Приготовление первой опары содержится в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводит на хозяйку тоску в продолжении всей недели. Где нет свёкра и свекрови, где молодые встречают первую масленицу, тещи приходят к зятьям в дом учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить уму – разуму. Это призвание считалось нашими бабушками за великую честь; об нём говорили все соседи и родные. Званая тёща обязана была прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, дежники, половник и кадку, в чём ставить блины. Тесть присылал мешок манной грешневой муки и коровьвого масла. Неуважение зятя к сему обычаю считалось бесчестием и обидой и поселяло вечную вражду между тёщей и зятем.


Теща про зятя пирог пекла.

В этом пироге три осьмины муки,

Соли да крупы на четыре рубли,

Лучку да мачку на семь рублей,

Маслица с яичком на восемь рублей;

Этот ли пирог с рублём двадцать стал.

Зять – то сел, у присеста съел,

Тёща посереде похаживает,

Косо на зятя поглядывает.

«Как тебя, зятя, не разорвало?»

Тёща – то зятя употчивала,

В четыре дубинки дубовенькие.

В пятую дубинку вязовенькую.

«Дай – ка мне, тёща, домой пойти,

Все эти побои на жене взворочу!»

На заигрыши с утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.



В богатых домах к этому дню братцы устраивали горы для сестриц среди двора.

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катанье по улицам, разные обряды и кулачные бои. Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои сам на сам, один на один, а потом уже стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты; но ныне они находят редких поборников и только одни мальчики напоминают о старых потехах.

На тёщины вечёрки зятья угощают своих тещёй блинами.

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе.

Проводы масленицы и прощание отправляются на Руси с разными обрядами.

Проводы честной масленицы состояли в поезде по городу и сёлам. Для поезда сколачивали несколько дровень и саней. Такой поезд разъезжал по всем улицам; впереди и вокруг его пели, играли и плясали скоморохи и колоброды, проходившие из деревень забавляться с городскими весельчаками.





Чучело – главный символ Масленицы


Масленичное чучело (масленица, масленик, масленичная кукла). Атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле её многочисленных обрядовых действий. Это персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевший женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль. Готовили их в первые дни сыропустной недели молодые замужние женщины и девушки, собиравшиеся для этой цели в доме какой – ни будь пожилой крестьянки.

Одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы было её одевание – « наряжении». Костюм дожжен быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали ещё и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы её одежды следовало собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую в рост человека фигуру в обрядовый символ всей деревни или села и подчёркивая тем самым сопричастность с актом её создания всех членов общины. Как правило, персонаж наделяли ещё и личным именем – Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.





На проводах сжигают Масленицу. При пении песен сжигается солома.


Масленица, обманщица,

Обманула, провела,

За заулочек завела,

Дала редьки хвост

На Великий Пост.

Пошли по миру

С кузовами на боку, -

Всякий фиг казал:

Ничего не ели

До святой недели.


Масленица – блиноедка,

Масленица – жироедка,

Масленица – обируха,

Масленица – обмануха,

Обманула, провела,

До поста довела,

Все ежи взяла,

Дала редьки хвост

На Великий Пост.

Мы его поели –

Брюха заболели.

Масленица, масленица,

До чего ты довела:

До Великого Поста,

Нет хлеба ни куска,

Дала редьки хвост

На Великий Пост.


Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько!

С блинцами,

С каравайцами,

С вареничками!


Масленичная обрядность, потеряв аграрную направленность, полностью сохранила присущую празднику игровую сторону. Веселье как обязательная часть ритуального действия, должно обеспечить всем участникам развлечений и представлений благополучное, сытое, безбедное существование в продолжение всего нового года.

Масленица сегодня

Для гостей, считается большой удачей попасть на празднование Масленицы. Ведь это означает прикоснуться к настоящей русской экзотике, попасть на живые страницы русской истории, воочию увидеть самобытные традиции самого большого государства в мире. Сегодня в районе Масленицу празднуют, как и в старину – с большим размахом, народными гуляниями, забавами и играми.

Особенно широко Масленица справляется в селе Нижнее Качеево. В солнечный морозный масленичный день жители села, гости и стар и млад, спешат к зданию сельского клуба. Именно здесь работники клуба и активные жители Иванова М. А., Романова М.Ю., Родионова Г.А. и другие устанавливают печь, чучело Масленицы, шест с лентами, готовят инвентарь для конкурсов, забав и развлечений. А из соседних сёл сюда катят гости на санях разукрашенных, с бубенцами, издалека слышится их мелодичный звон.

Ну и, конечно же, как без горячих с пылу жару блинчиков, блинов, символов весны, возрождения и солнца. Миндрюковы тетя с племянницей соревнуются, кто больше и тоньше испечёт блинчики.




Круглые, румяные с традиционной начинкой – квашеной капустой, грибами, вареньем… Отведать на морозе вкуснейших обжигающих блинов ни с чем не сравнимое удовольствие, после которого самое время окунуться в настоящий водоворот масленичных забав: на санях кататься, перетягивать канат, лепить снежный дом или хороводы водить. Словом, веселись, сколь душе угодно, ведь на следующий день начинается Великий Пост, в который по христианским обычаям веселиться и чревоугодничать уже нельзя.
















Последний день Масленицы в моём селе

Словом, чтобы сполна насладиться широкой русской Масленицей.



Заключение

В своей работе я попыталась показать красоту и самобытность русского народного праздника. Я поняла, что праздники играли очень большую роль в жизни русского народа и имели отмеченную давней традицией программу. Это позволило мне сделать вывод о том, что своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества
Я увидела, что праздник способствовал укреплению родственных связей, так как обычно собирал всю ближнюю и дальнюю родню. А также я отметила ещё одну важную сторону народных празднеств, связанную с заботой о продолжении рода, так как, они предоставляли молодёжи, стекавшейся на праздник из окрестных деревень, более широкую, чем в другие дни возможность выбрать брачную пару, а радостная атмосфера снижала чувство неловкости и стеснения во взаимоотношениях молодых людей. Общение с прибывшими на праздник дальними родственниками, ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами позволяло узнать новости о событиях в стране, получить знания о далёких странах и народах, удивляться заморским чудесам и обычаям. Обсуждение новой информации способствовало осознанию общих интересов не только жителями одного села, но и помогало развитию духа солидарности во всероссийском масштабе.
Праздник позволял людям сделать передышку в череде тяжёлых крестьянских работ, отвлекая их от семейных проблем, и давал психологическую разрядку. А совместное время провождение вызывало иллюзию равенства всех людей, снимало социальную напряжённость в обществе. С помощью обрядовых действий люди обращались к тем силам, от которых как они считали, зависело их жизненное благополучие.
Меня поразило уважительное отношение русского народа к празднику, который они считали едва ли не главным событием в круговерти жизни, воспринимая его как дело святое, угодное Богу. Праздничный день требовал преображения не только внешнего, но и внутреннего состояния человека. Люди в эти дни относились, друг к другу подчёркнуто уважительно, проявляли гостеприимство ко всем прибывшим на праздник.
Мне было интересно работать над выбранной темой. Я поняла, откуда же пришла в нашу жизнь красота русской народной культуры. Да конечно, из души русского человека.