СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Моя педагогическая инициатива»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

на тему: «Управление информационно-аналитической деятельностью учителя»

в номинации «Моя педагогическая инициатива»

Просмотр содержимого документа
«КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Моя педагогическая инициатива»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА


УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ








КОНКУРСНАЯ РАБОТА

на тему: «Управление информационно-аналитической деятельностью учителя»

в номинации «Моя педагогическая инициатива»





преподавателя

Куликовского Максима Юрьевича


















Калининградская область

Калининград

2022

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 2

Проблема избыточной отчётности в образовательном учреждении 3

Реализация программного обеспечения «Автоматизированное рабочее место Учитель» 4

Заключение 11

Список использованной литературы 13

Приложение 14

Послесловие 15


Введение


В современном мире перед специалистами в сфере информационных технологий (ИТ), начиная от учителя информатики и заканчивая профессорами высших учебных заведений, возникают новые задачи в области информатизации образования и поиска оптимальных решений в сфере управления образовательного процесса с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В теории и на практике процесс информатизации запущен и необходим как средство для решения новых, не решавшихся ранее задач: в нашем случае – это улучшенный образовательный процесс с использованием информационно-аналитических инструментов, как со стороны преподавателя, так и со стороны управленческого персонала – заместителя руководителя образовательного учреждения или руководителя. При правильном внедрении современных ИТ в управление деятельностью педагогического работника 21 века можно добиться качественного скачка к решению каждодневных задач.

Объектом исследовательской работы является информационно-аналитическая деятельность (ИАД) учителя в системе управления общеобразовательной школой.

Предмет исследованияинструментальное средство поддержки информационно-аналитической деятельности учителя.

Цель исследованияразработка и практическое обоснование подходов к совершенствованию и управлению информационно-аналитической деятельностью учителя на основе создания и внедрения нового программного обеспечения.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  1.  Проанализировать проблематику ИАД учителя школы на различных уровнях управления образовательным процессом;

  2.  Разработать и экспериментально апробировать программное обеспечение (ПО) «Автоматизированное рабочее место учителя», предназначенное для повышения уровня организации ИАД педагога в учебном заведении.

Гипотеза исследования: Для повышения результативности информационно-аналитической деятельности учителя в учебном заведении необходимо оптимизировать и регламентировать эту деятельность на основе разработки и применения специализированного программного обеспечения.

Проблема исследования заключается в недостаточной проработанности теоретических положений и практических решений по организованному управлению информационно-аналитической деятельностью учителя в школе.

Более подробное описание проблемы описано в дополнительных материалах на сайте «Экспедициямоейстраны.рф» в моём профиле: две научные РИНЦ-статьи [https://elibrary.ru/item.asp?id=43145691], [https://elibrary.ru/item.asp?id=48217662] и доклад для книги «Образовательная инженерия. Понятия. Подходы. Приложения» И. Д. Рудинского [http://techbook.ru/book.php?id_book=1191].

Актуальность исследования в аспекте прикладного управления обусловлена противоречием между требованиями, предъявляемыми к результативности и качеству педагогической деятельности школьного учителя, и его перегруженностью информационно-аналитической деятельностью. Неупорядоченный график подготовки и представления руководству разнообразной документации на протяжении всего учебного года ведёт к снижению качества подготовки и проведения учебных занятий, отчасти, ввиду отсутствия методов и средств по работе с документацией.

Актуальность выявленной проблемы и отсутствие достаточного количества теоретических и практически значимых разработок в рассматриваемой предметной области обусловили выбор темы: «Управление информационно-аналитической деятельностью учителя».


Проблема избыточной отчётности в образовательном учреждении


Несмотря на то, какие бы стандарты не были положены в систему образования, неизменной остается одна проблема – проблема избыточной отчетности в образовательном учреждении.

Перегруженность учителя бумажными отчетами принуждает тратить рабочее и личное время не на преподавание, воспитание, внеклассную работу с ученическими коллективами, а на правильное взаимодействие с менеджерами школы и учредителем образовательного учреждения. Важным становится как работник описывает и представляет свою работу, а не то, какой он человек, специалист и какие ценности пропагандирует на учебных занятиях.

Например, по результатам социологического исследования В.А. Ильина, Г.В. Леонидовой, М.А. Головчина, изучавших деятельность учителей средних школ выяснилось, что 82% учителей считают, что бумажная работа превалирует над реальной. Исследование «Teaching and Learning International Survey» (TALIS-2018), проводимое Федеральный институтом оценки качества образования (ФИОКО) в 2018 году показало, что российский учитель работал в среднем 43 часа в неделю, из них только 24 потрачено на преподавание, оставшееся время уходило на подготовку уроков и заполнение бумаг.

Помимо этого, при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

Мы видим, что в настоящее время объем отчетности в образовательном учреждении значительно увеличился. 23 декабря 2015 года на заседании Государственного совета Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации Владимира Путина был рассмотрен вопрос о сокращении отчетности учителей. Это связано с большим количеством обращений учителей, касающихся растущей отчётности, которая не связана с их должностными обязанностями.

По итогам заседания Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено принять меры для того, чтобы уменьшить нагрузку учителей, связанную с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, которые направляются в образовательные организации, и с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций.

Во исполнение данного поручения был проведён анализ документооборота образовательных организаций, которые реализуют программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением экспертов и общественности. В результате проведенного анализа было выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой, отсутствие контроля над актуальностью информации, которая находится в открытом доступе, применение нерациональных и/или морально устаревших форм документооборота школы, дублирование документов и информации. В результате был утвержден список обязательной отчетности (номенклатура дел), который должен был быть призван сократить трудозатраты педагогов на информационно-аналитическую деятельность, оптимизировать ее, сделать более результативной и эффективной.

Уменьшить отчетность в образовательных учреждениях не удастся, если не будут приведены в порядок трудовые договоры и должностные инструкции педагогов. В нашей стране действует Трудовой кодекс РФ. Как нами отмечалось выше, вопросы увеличения или уменьшения отчётности учителя регулируются нормами трудового законодательства, а не местными административными решениями. Чтобы работник вёл ту или иную отчётность, эта обязанность должна быть прописана в его трудовом договоре или должностной инструкции. Обязанности должны строго соответствовать Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональному стандарту «Педагог».

Необходимо модернизировать систему образования таким образом, чтобы устранить отсталость форм управления образованием и давление избыточной отчётностью. Мы видим выход в создании нового программного обеспечения для внутреннего взаимодействия между руководителями образовательной организации и педагогическим составом.


Реализация программного обеспечения «Автоматизированное рабочее место Учитель»


Для создания компьютерной программы «АРМ Учитель», было решено использовать бесплатную интегрированную среду разработки (IDE) Microsoft Visual Studio 2019.

IDE Visual Studio - это компьютерная программа для написания, отладки, создания кода и публикации приложений. В дополнение к стандартному редактору и отладчику, используемому в большинстве IDE, Visual Studio включает в себя компиляторы, интеллектуальное автозавершение кода, графические конструкторы для процедуры разработки ПО.

Основные преимущества интегрированной среды разработки Visual Studio:

1. Поддержка многих языков программирования (ЯП) во время разработки: существует возможность создавать приложения на разных языках, но помещать их все в одну программу или веб-приложение. Единственное ограничение состоит в том, что на каждой веб-странице может использоваться только один язык ввиду возможных проблем с переводом текста, написанного на ЯП в набор машинных кодов (компиляцией);

2. Для создания большинства приложений требуется большое количество шаблонного кода, например, для добавления веб-элемента управления, присоединения обработчиков событий и настройки форматирования необходимо указать ряд деталей в разметке страницы. Visual Studio устанавливает такие связи автоматически;

3. Интуитивно понятный стиль кодирования. По умолчанию Visual Studio форматирует код по мере ввода, автоматически вставляя отступ и цветовую кодировку. Эти небольшие различия делают код более понятным и менее подверженным ошибкам. Имеется возможность настройки параметров форматирования, автоматически применяемых в среде разработки;

4. Более высокая скорость разработки с помощью встроенных функций, например, технология IntelliSense, которая может обнаруживать ошибки и предлагать возможные способы изменения кода.

В качестве недостатка среды разработки можно отметить невозможность отладчика Studio Debugger отслеживать программный код в режиме супервизора (преимущественный режим работы процессора, в котором доступны привилегированные операции, такие как операции ввода-вывода к периферийным устройствам, изменение параметров защиты памяти, системных параметров и прочих параметров конфигурации). В разрабатываемой программе нет необходимости в данном режиме, поэтому данный изъян не повлияет на разработку.

Языком программирования для «АРМ Учитель» был выбран С#, разработанный компанией Microsoft в 2000-ом году. С# унаследовал многое от ЯП C++, Java (команды) и Visual basic (синтаксис и правила описания переменных). Данный язык активно развивается компанией Microsoft, регулярно выпускающей обновления, добавляя новые синтаксические конструкции, которые увеличивают быстродействие и надёжность (кроссплатформенность) написанной программы.

Для создания установщика будет использовано программное обеспечение Inno Setup, которое является открытым ПО.

Inno Setup как промежуточная программа в создании установщика интуитивно понятна в настройке и не требует специальных знаний или умений. Опция типов установки позволяет создавать варианты: минимальная, полная, выборочная установка с пользовательским набором функций.

Основными плюсами системы создания инсталляторов Inno Setup являются:

1. Поддержка всех современных версий операционных систем без установки дополнительных пакетов, начиная с Windows 2000;

2. Создание единого EXE-файла и файла деинсталляции программы;

3. Стандартный интерфейс мастера установки;

4. Возможность создания ярлыков на рабочем столе и в меню "Пуск";

5. Обширная документация с описанием всех функций.

Недостатком, выявленным в ходе исследования, является англоязычный интерфейс программы, который требователен к знанию технического английского языка.

В ходе исследования, было решено выполнить главную страницу с минимальным количеством кнопок и гиперссылок для бесконфликтного внедрения новой программы в работу педагога любого уровня владения компьютером.

Главная форма, отображаемая при запуске «АРМ Учитель»


Рабочая область программы имеет закреплённое разрешение 1024х576 пикселей (отношение сторон 16:9) для возможности запуска и работы в программе на большинстве мониторов. Окно программы не зафиксировано и может передвигаться по рабочему столу. Для невозможности случайного закрытия программы отключены кнопки «Свернуть» и «Закрыть».

Для будущей загрузки файлов доступно подключение файла базы данных (БД) Microsoft Office Access с расширением *.mdb. На уровне изучения информационных технологий, доступных в современных школах г. Калининграда (МАОУ СОШ №38, №57), была найдена возможность подключения БД через локально-вычислительную сеть (ЛВС) школы. Доступно подключение сетевой папки («Путь к БД»), в которой хранятся все файлы, загруженные в АРМ ответственным лицом и доступные для загрузки со всех компьютеров, где установлена программ. Также, есть возможность выбора папки, в которую будут сохраняться все копии документов, загруженные в АРМ ответственным лицом («Путь к ресурсам»).

Подключение ресурсов и базы данных «АРМ Учитель»


Для указания пути к файлу базу данных и ресурсам необходимо нажать правую кнопку компьютерной мыши (ПКМ) в любой рабочей области программы (кроме области кнопок «Документооборот», «Балтийский федеральный университет», «Выход») и выбрать пункт контекстного меню «Настройки».

Контекстное меню «АРМ Учитель»


В контекстном меню имеется пункт «О программе», который включает в себя две кнопки «Описание» и «Об авторе», содержание краткую информацию о программе и разработчике.

Контекстное меню кнопки «О программе»


После подключения базы данных и выбора ресурсной папки, АРМ «Учитель» готово к использованию.

При активации кнопки «Документооборот I семестр» открывается форма «Документооборот учителя I, II четверть». Внутри формы доступны кнопки:

1. «Балтийский федеральный университет» - гиперссылка на сайт университета https://kantiana.ru/;

2. «Август», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Декабрь» - кнопки, нажатие которые отображает список файлов, доступных для загрузки;

3. «В помощь учителю» - форма, предназначенная для загрузки вспомогательных файлов и программ;

4. «Назад» - возврат на главную форму программы.

Документооборот учителя I семестр

Окно с доступными файлами для загрузки


Окно загрузки файла имеет графу «Описание», где можно указать название документа, а также любые данные для работы с файлом. «Файл шаблона» отображает имя файла, которое появится у пользователя при нажатии кнопки «Загрузить» на его персональном компьютере, а также расширение файла.

При нажатии на кнопку «Загрузить файл» станет доступным выбор места на компьютере для сохранения.

Обзор папок для сохранения файла на компьютере


Для добавления новых файлов или удаления уже имеющихся в «АРМ Учитель» необходимо активировать режим администратора. Для активации необходимо нажать ПКМ в любой части формы.

Активация режима администратора


Потребуется ввести пароль администратора. В версии программы, разработанной в рамках конкурсной работы, используется пароль «ADMINq1w2e3r4» без кавычек и с соблюдением регистра. Для безопасности ввода пароля все символы заменены на маркеры «●», которые позволяют обезопасить АРМ от несанкционированного доступа.

Ввод пароля при входе в режим администратора


После корректного ввода пароля администратора в форме появятся две новые кнопки:

1. «Добавить», предназначенная для добавления нового файла в «АРМ Учитель»;

2. «Удалить», назначением которой является удаление файлов из «АРМ Учитель».

Режим администратора


При активации кнопки «Добавить» откроется форма со следующими элементами и кнопками:

1. «Описание» - элемент TextBox среды разработки Visual Studio для добавления описания к файлу, загруженному в программу;

2. «Прикрепить файл» - кнопка для добавления файлов с компьютера;

3. «Файл» - элемент TextBox среды разработки Visual Studio, в котором отобразится название и расширение файла, выбранного с помощью кнопки «Прикрепить файл»;

4. «Назад» - кнопка возврата в предыдущее окно программы;

5. «Добавить» - фиксирование и добавление файла в «АРМ Учитель». Файл будет добавлен в папку ресурсов, указанную пользователем.

Меню добавления файлов


Если пользователь случайно зашёл в меню ввода пароля или ввёл его неверно, то режим администратора и, соответственно, возможность добавления и удаления файлов будет невозможна.

При активации кнопки «Документооборот II семестр» открывается форма «Документооборот учителя III, IV четверть». Внутри формы доступны кнопки, которые идентичны форме «Документооборот учителя I, II четверть» за исключением названия кнопок-месяцев. Интерфейс администратора и возможность добавления/удаления файлов соответствует форме «Документооборот учителя I, II четверть».

Документооборот учителя II семестр


Файлы, доступные для загрузки в АРМ «Учитель», не имеют ограничений по расширению или размеру. Таким образом, появляется дополнительная возможность передачи педагогам дополнительного материала, например, учебных фильмов, музыкальных файлов на классные часы или архива с несколькими файлами.

Исходный код программного обеспечения «АРМ Учитель» представлен в Приложении А.

Основные технические характеристики для работы в «АРМ Учитель»:

1. Операционная система Windows XP с пакетом обновления 3 и выше (32-64 -разрядная Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 10). Проверка совместимости с операционными системами семейства Mas OS и Linux не проводилась;

2. Программное обеспечение для открытия файлов, добавляемых в АРМ;

3. Подключение к ЛВС организации для возможности подключения файла базы данных.

В ходе исследования было получено свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Автоматизированное рабочее место Учитель», выданное Федеральной службой по интеллектуальной собственности 3 июля 2022 года. Выданное свидетельство представлено в Приложении 1.


Заключение


По мере развития образования все более актуальным становится решение проблемы оценки профессионализма учителя, перспектив роста и уровня его аналитической компетентности с помощью современных компьютерных технологий, составляющих основу его профессиональной деятельности. В связи с этим у учителя возникает естественная потребность понимать возникающие профессиональные трудности и находить способы их преодоления.

Исторический анализ состояния проблемы управления информационно-аналитической деятельности педагога в нормативно-правовых документах и педагогических исследованиях позволил выявить и определить сущность, структуру и особенности изучаемой нами проблемы.

Рассматриваемая проблема управления ИАД в школе остаётся одной из актуальных в области информатизации в связи с тем, что документооборот педагогов так и не был выстроен иерархично как вид обязательной деятельности. Информационно-аналитическую деятельность рассматривают как комплекс интеллектуально-логических действий в работе. Данная компетенция показывает неразрывно связанное свойство человека, характеризующее его стремление и способность реализовать свой потенциал на практике для успешного завершения задач, поставленных перед ним.

Информационно-аналитическая деятельность одновременно является самостоятельным видом активности и основой педагогической деятельности. Суть её содержания – приведение раздельных и не согласованных между собой сведений в логическую, обоснованную систему, позволяющую дать правильную оценку всей совокупности фактов. При всей важности рассмотренных исследований и имеющегося опыта, мы отметили недостаточную разработанность проблемы управления ИАД в образовательных организациях.

Информационно-аналитическая деятельность имеет потенциал для развития педагогической компетентности, особенно для специалиста в области информатики и информационных технологий - учителя информатики, системного администратора, заместителя директора по компьютеризации в школе. На момент написания настоящей конкурсной работы наблюдается недостаточное количество, в первую очередь, программного обеспечения для решения каждодневных задач учителя.

Сохраняется ситуация задержки в рассмотрении проблем подготовки будущих педагогов по отношению к возрастающим требованиям и количеству «бумажной» работы в образовательной организации. К данному аспекту будущей деятельности маловероятно полноценно подготовиться, поэтому наличие «АРМ Учитель» в школе будет дополнительным средством для адаптации нового сотрудника.

В то же время результаты нашей конкурсной работы доказывают, что возможности совершенствования управления ИАД учителя не исчерпаны. Есть много вопросов, требующих более глубокого и серьезного исследования. На наш взгляд, именно управленческие аспекты определяют стратегические решения управления ИАД в контексте постоянно меняющейся внешней среды информационного общества.

Список использованной литературы


  1. Заседание Государственного совета Российской Федерации под руководством Президента Российской Федерации Владимира Путина (23 декабря 2015 г.). Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143 (дата обращения 05.10.2022).

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологизмов / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова – 4-е изд., доп. – М. : Азбуковник, 1997. – 944 с.

  3. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/ (дата обращения 05.10.2022).

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении плана информатизации Министерства просвещения Российской Федерации на плановый период 2021 и 2022 годов». Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/2d4f4214a4e2579489049c835d2e14a1/download/2819/ (дата обращения 05.10.2022).

  5. Приказ Министерства просвещения СССР №1296 от 27.12.1974 «Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации». Режим доступа: https://base.garant.ru/70271372 (дата обращения 05.10.2022).

  6. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обеспечению материально-технической базы с целью реализации оснащения в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах». Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/6bb121792feb70dac627085bda6f5361/download/2059 (дата обращения 05.10.2022).

  7. Распоряжение Правительства Калининградской области «О концепции создания центров образования цифрового и гуманитарного профилей в Калининградской области». Режим доступа: https://gov39.ru/national-projects/obrazovanie/sovremennaya-shkola/prikaz_29102018_205-rp.pdf (дата обращения 05.10.2022).

  8. Распоряжение правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 246-р «О плане первоочередных действий по модернизации общего образования на 2010г.». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6634478/ (дата обращения 05.10.2022).


Приложение



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ





Послесловие


В послесловии конкурсного задания, абстрагируясь от академического стиля общения, хотелось бы сформулировать проблему и возможный путь её решения. Имея опыт работы в двух школах разных регионов России (исключая работу в колледжах, так как в них с этой проблемой она выстроена на достаточном уровне), приходилось иметь дело с неопределённостью: на протяжении всего учебного года учителю необходимо сдавать различную внутреннюю документацию, которая, к сожалению, во всех школах отличается.

В школе существует негласный договор между администрацией и учителями: учитель должен сдавать ту документацию, о которой сообщают на собраниях педагогического коллектива педагогических советах, оповещают через письма в электронном журнале или звонок на личный мобильный телефон. Таким образом, отсутствует система выстроенных рабочих отношений в части рабочего документооборота, так как из года в год форма того или иного отчёта может меняться по различным причинам. Нельзя исключить и тот факт, что количество сдаваемых документов может также меняться в большую или меньшую сторону, и он нигде не прописан как обязательный: ни в трудовом договоре и должностных обязанностях, ни в профессиональном стандарте 01.001 «Педагог».

Отдельной темой для размышлений является классное руководство, особенно после объявления президентом Российской Федерации В.В. Путиным о ежемесячной специальной доплате классным руководителям «в размере не менее пяти тысяч рублей за счёт средств федерального бюджета». Именно с 1 сентября 2020 года в обязанности учителя-классного руководителя начали поступать новые формы отчётности, в том числе и по проведённой внеклассной работе.

Автор конкурсной работы, столкнувшись с описанной проблемой, делает вывод, что большинство указов, которые приходят из разных инстанций и которые необходимо было сдать «вчера», постарался эту работу оптимизировать, создав программное обеспечение (ПО).

Идея создания ПО появилась благодаря желанию понимать, что от тебя, как от учителя, требуется в определенный период рабочего времени: месяц, четверть, семестр. Основной алгоритм работы программы был описан в академической части конкурсной работы. Заместитель директора по информатизации или системный администратор школы в начале учебного года должен загружать необходимые формы документации для заполнения на 2-3 месяца вперёд (а лучше на семестр) и, таким образом, это должно стать негласным договор между руководством и учителем, что это является частью методической работы в школе.

Этапы данной работы просты: учитель в начале месяца скачивает необходимые для заполнения формы, работает с ними в нужный период, и тогда уже он не сможет сказать, что не был уведомлён о необходимости заполнить тот или иной документ. Взаимодействие через «Автоматизированное рабочее место» (АРМ) позволяет указать это в трудовом договоре как обязательный пункт требований к соискателю: необходимость проверять АРМ и загружать необходимые формы отчётности к себе на компьютер, например, в начале каждого месяца.

В данной ситуации «выигрывают» обе стороны рабочих отношений: учитель может не выполнять те задачи, которые появилась позже установленного времени (или, по крайней мере, не чувствовать себя виноватым в нарушении трудовых отношений, если администрация школы хаотично добавляет всё новые и новые формы отчётов), а руководитель может объективно требовать от своих подчинённых заполнения нужных форм и применять к нарушителям трудового договора меры в рамках действующего законодательства.

Конечно, такая идея не решает саму проблему – загруженность учителя излишней отчетностью, но автор видит в этом способе хотя бы первый этап решения проблемы: оптимизацию количества документов. В официальный договор о трудовых отношениях между руководителем и педагогом необходимо внести пункт «Обязательная проверка АРМ два раза в месяц и заполнение указанных в нём форм отчётности». Автору видится, что этот способ более эффективный, чем рассылка сообщений через системы «Элжур» и, тем более, через мессенджеры на личные мобильные телефоны педагогов. АРМ «Учитель» не требует подключения к сети Интернет, работает внутри локальной сети образовательного учреждения, имеет интуитивно понятный интерфейс работы, может модифицироваться, если получит отклик общественности, а значит, может быть жизнеспособным как один из способов решения проблемы конкурсной работы.

На сегодняшний момент есть проблема внедрения данного ПО в работу. Мы сталкиваемся с некоторыми ограничениями для установки программы и введения её в работу, так как она представляет собой лишь авторскую разработку. Несмотря на наличие официального статуса «Программное обеспечения для ЭВМ», автор не может без одобрения высших органов управления образованием проводить эксперимент по внедрению ПО в реальные школы города Калининград. Возможно, участие конкурсной работы и её всеобщая огласка поможет найти образовательной учреждение, готовое на эксперимент.