Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве, в быту, сфере досуга человека, но и в образовании. Поэтому перед нами стоят, не простые задачи - учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха.
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
-- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные пробелы";
-- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
-- уметь организовать понятийную работу детей.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.
Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.
Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций:
Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.·
Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.·
Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.·
Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.·
Необходимо учитывать и условия педагогического творчества:
Способность к самоанализу, к саморазмышлению.·
Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.·
Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.·
Восприимчивость к новаторам.·
Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.
И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Так же как театр начинается с вешалки, так и профессиональный успех начинается с познания и осознания своего "Я". Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.
А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
- компетентность в целеполагании учебной деятельности,
- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
- компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
- компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
- видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
- нужно быть готовым к постоянным переменам;
- строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
- главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
- любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
- по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
- передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
- придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
- следовать мелочным правилам и инструкциям.
Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий
– носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
- как повысить мотивацию обучающихся;
- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
- как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются:
- грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными)
- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия
- профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.