СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание "педагогический совет"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная компетенция учителя как условие повышения качества образования обучающихся

 

 Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве,  в быту, сфере досуга человека, но и в образовании. Поэтому перед нами стоят, не простые задачи - учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха.

Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов: --    умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные пробелы"; --    уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся; -     уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; -      уметь "инсценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей; -    владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся; -    использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их; --   уметь организовать понятийную работу детей.

     Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

А профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен - эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.  Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов.         Век живи - век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. А он, в свою очередь, зависит от степени развития профессиональных компетенций:

                    Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.·

                    Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.·

                    Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.·

                    Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.·

Необходимо  учитывать и условия педагогического творчества:

                    Способность к самоанализу, к саморазмышлению.·

                    Склонность к анализу – анализу того, что происходит вокруг поведения учеников.·

                    Склонность к систематизации – творческая личность умеет из маленьких эпизодов, фактов лепить целостный образ.·

                    Восприимчивость к новаторам.·

Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.

 И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Так же как театр начинается с вешалки, так и профессиональный успех начинается с познания и осознания своего "Я". Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание - вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение "Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают", лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

А что такое «компетенция»? Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:

-  компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,

-   компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,

-   компетентность в целеполагании учебной деятельности,

-    компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,

-   компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),

-    компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,

-    компетентность в разработке программ деятельности и поведения,

-    компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:

-    компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,

-    компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),

-   компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.

Что должен уметь компетентный педагог?

-   Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

-   Ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

-   видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

-   проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

-   чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

-   связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

-   закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

-   планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

-    ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

-    в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

-    привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

-     привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

-     оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

-     оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

-     видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

-     нужно быть готовым к постоянным переменам;

-     строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

-     главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

-     любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

-    по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

-    передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

-    придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

-     следовать мелочным правилам и инструкциям.

Таким образом,. компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия.

Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:

-    как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий

– носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;

-   как повысить мотивацию обучающихся;

-   как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;

-   как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.

Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются:

  • грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными)
  • умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия
  • профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

 

Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства  помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

 

Просмотр содержимого документа
«Конкурсное задание "педагогический совет"»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ  КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ  -КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  -КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

-СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ -КОМПЕТЕНЦИЯ В СФЕРЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Педагог должен понимать…    Педагог должен остерегаться…

Педагог должен понимать… Педагог должен остерегаться…

 Школа не должна научить на всю жизнь-школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.

Школа не должна научить на всю жизнь-школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.