Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №22» города Смоленска
«Смоленск: прошлое, настоящее и будущее»
Конкурсные материалы регионального конкурса музеев Смоленской области «Музей года»
в номинации «Музейная экспозиция гражданско-патриотической направленности»
школьного историко-краеведческого музея
Руководители музея:
учитель истории Лескова А.В.
(89529987750)
2017
Музей МБОУ «СШ №22» – структурное подразделение школы, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Оно является необходимым элементом образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности по гражданско–патриотическому воспитанию.
Профиль музея МБОУ «СШ №22»: историко-краеведческий и этнографический.
Организация музея происходила по инициативе педагогических работников и обучающихся с привлечением ветеранов, выпускников школы в 2004 году на основании приказа директора школы в результате поисковой и исследовательской деятельности.
Выделены были два помещения и оборудования для хранения фондов, создание выставок и экспозиций площадью 37 кв.м. и 32 кв.м, имеет три большие экспозиции: «История школы - часть истории Отечества», «Героические страницы родной Смоленской земли», «Русская старина» - этнография родного края. Так же имеется книга учета основного и вспомогательного фонда, журнал учета посетителей, положение и программа работы музея, наличие музейного актива, состоящего из педагогов, ветеранов, выпускников школы.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Цель работы музея:
- гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- расширения образовательного пространства, совершенствования образовательного процесса;
- формирования исторического сознания и идентичности обучающихся, расширения их кругозора;
- развитие познавательных интересов и способностей обучающихся;
- развитие социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов материальной культуры, источников по истории школы и истории Смоленщины, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность, овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
- активного освоения обучающимися историко-культурной среды.
Основными задачами музейной деятельности являются:
-формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
-формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
-утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
-привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
-проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
-передача жизненного опыта от поколения к поколению;
-активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
Основные направления деятельности музея являются:
- выявление и сбор музейных предметов и музейных коллекций;
- комплектование музейных фондов;
- учет, изучение и хранение музейных предметов;
- организация поисковой, исследовательской, проектной деятельности учащихся на основе материалов музея;
- проведение экскурсий, уроков, бесед, предметных недель;
- встречи с ветеранами, тружениками тыла.
Материалы музея используются на уроках истории Смоленщины и истории России, а также во внеклассной работе по предмету. 25 сентября и 9 мая проводились экскурсии по военной тематике. Учащиеся, формируя информационные компетенции, делают презентации, используя разнообразные источники информации. На основе музейных материалов были созданы следующие экспозиции:
1. История школы до и после ВОВ.
2. История школы в 50-90 гг XX в.
3. Выдающиеся выпускники нашей школы.
4. 1812 г - триумф России.
5. Боевые традиции Смоленщины в годы ВОВ.
6. Герой Афганской войны - выпускник школы №22.
7. Интерьер русской избы.
8. Русский народный костюм.
9. Декоративно-прикладное искусство.
10. Предметы труда и быта русской старины.
Ежегодно обучающиеся принимают участие в городской историко-краеведческой олимпиаде, где занимают призовые места. Также написан реферат о Герое России капитане подводной лодки «Лембит», который был представлен на XVIII городском конкурсе рефератов (призер ).
Поддерживается связь с выпускниками школы прошлых лет. Собран материал о Шорниковой Л.М., выпускнице 1953 года, которая работала учителем школы №22, о З.Г.Розенгард, участнице Сталинградской битвы, выпускнице 1941 г, о В.В.Соротокиной, выпускнице 1949 г, затем учительницей школы. Материалы музея пополнились сценарием и презентацией о Маресьеве (написан к городской исторической игре «Эпоха»). В музее имеется стенд, информирующий о жизненном и творческом пути М.Д.Ломакиной, участнице партизанского отряда «Тринадцать».
Частыми гостями музея являются выпускники школы и ветераны Великой Отечественной войны. Их воспоминания положены в основу созданной фонотеки. (18 человек)
Наиболее заинтересованные учащиеся составляют актив музея. Они систематизируют материал, поддерживают порядок, проводят экскурсии.
Количество экспонатов 631, из них подлинных – 503.
Первой частью этнографической экспозиции является « Интерьер русской избы», где главную роль ,как в настоящей избе играет печь. В старину говорили: «На печи крестьянин дом строил…», так и в нашей экспозиции, рядом с печью, как и полагается, есть закуток хозяйки со всей ее домашней утварью, а в переднем углу располагается святой красный угол и под ним обеденный стол со скамейками, где раньше происходили важные события в жизни крестьянской семьи.
Следующей частью экспозиции представлены предметы быта и труда русской старины, куда включены более 155 предметов основного фонда этноса. Это предметы домашней утвари из дерева и глины, различные орудия и инструменты труда, и предметы ткацкого рукоделия из льна.
В третьей части экспозиции представлены в основном детские творческие работы декоративно-прикладного искусства. Среди них древние образы символов солнца, земли, плодородия, жизни, счастья, а так же имитация изделий народных промыслов: плетение из лыка, глиняной игрушки, народной росписи и резьбы по дереву.
Старшеклассники подготовили презентацию по славянской мифологии, сделали и подарили музею славянского идола. А так же создана выставка с презентацией элементов русского народного костюма различных областей России.
В нашей школе вошло в традицию проводить неделю эстетического цикла. На неделе проводятся различные мероприятия для начальной школы и среднего звена.
На неделях эстетического цикла : «Ярмарка творческих талантов», «По страницам русского народного календаря», «Весна-праздник торжества жизни», в музее проходят театрализованные представления, деревенские посиделки: осенние, зимние, весенние, а так же календарные народные праздники, беседы, экскурсии.
В течение года в музее проводятся занятия факультативов, кружков, уроки окружающего мира в начальной школе, изо, технологии, музыки, экскурсии, различные конкурсы, брейн-ринги и выставки.
Можно сказать,что этнографическая экспозиция во всем своем многообразии работы представляет собой не только как собрание материального и духовного , где каждый предмет есть форма-содержание, отлитое в века….. Это основа мировоззрения, миропонимания, национального самосознания.
Группой учащихся кружка «Русская старина» создан фотоальбом всех мероприятий, праздников, музейных часов, театрализованных представлений. Собрано более 160 фотографий жизни и деятельности школьной этнографической экспозиции «Русская старина».
Текст экскурсии по теме: «История школы - часть истории Отечества»
Великий поэт А.С. Пушкин сказал: «В начале жизни школу помню я…». История школы материализуется в судьбах людей, в ней живущих.
В 1935 году, когда наша страна была на подъеме: росли города, строились здания, на Покровской горке стала красоваться большая средняя школа №22. Многих учеников из переполненных соседних школ (№11, №10, №28) переводят в нее. Первым директором школы был Белютин А.В. Замечательный педагогический состав работал в ней. Это – Власов Иван Георгиевич (учитель черчения), Малахова Августа Дмитриевна (учитель литературы), Корейво В.И. (завуч), Пармон Александр Павлович (учитель биологии), Макаров Василий Тимофеевич (учитель физики), Демина Феодория Никифоровна (учитель литературы), Дыманд Л.К. (учитель немецкого языка), Халецкий Парфирий Николаевич (учитель математики), Буланов Федор Деомидович (учитель географии), Илларионов Андрей Захарович (учитель истории).
Школа сразу стала одной из лучших в городе. Такую характеристику дают ей ученики, закончившие ее в 1938 – 1941 гг. и поддерживающие связь со школой.
Но спокойную мирную жизнь оборвало наступление фашистской Германии 22 июня 1941 года. Прошел выпускной вечер 21 июня 1941 года. На следующий день бывшие ученики встретились в школе и узнали о начале войны. Мальчиков забрали в народное ополчение. Среди них Левитин Самуил Вениаминович, окончивший школу с отличием, Агранат Аркадий Григорьевич, Савик Валентин Антонович, Иванов Всеволод, Хилькевич и др. Мальчишки надели солдатские шинели, и пошли защищать родину.
На защиту Родины стали не только ребята, но и девчонки. « У войны не женское лицо», но, несмотря на это, Зинаида Григорьевна Розенгард (девичья фамилия Агранат) тоже пошла на фронт и принимала участие в Сталинградской битве. Во время учебы в школе Зинаида Григорьевна получила значок «Активиста Осовиахима СССР и ПВХО II степени», а также звание инструктора ПВХО. Это определило судьбу девушки. После месяца учебы и присяги вчерашняя школьница стала бойцом – прибористом на зенитной батарее. Много чего случилось за время войны. Победу встретила в Прибалтике. После войны Зинаида Григорьевна работала в школе №24 учителем. После вела большую общественную работу: член Совета ветеранов войны Ленинского района, член Совета ветеранов педагогического труда. Была удостоина звания Почетный гражданин города Смоленска.
Защищать свою Родину пошли и учителя. Среди людей, чья жизнь в годы войны стала сплавом мужества и самоотверженности, были учителя школы Илларионов Андрей Захарович, Макаров Василий Тимофеевич.
В 1941 году до полной оккупации в полуразрушенном здании школы размещался медсанбат 129-ой стрелковой дивизии, защищавшей город. Во время оккупации в школе находился немецкий госпиталь. На работу в нем привлекались молодые девушки окрестных районов в качестве санитарок.
После освобождения Смоленска 25 сентября 1943 года здание школы напоминало решето от бомб и снарядов. Главной задачей учительского коллектива под руководством Михаила Исааковича Лившица и учеников стало восстановление школьного здания, отопительной системы и возобновление образовательного процесса.
Школа начала работать уже в сентябре 1944 года. Учителя жили в подвале под лестницей и вместе с учениками восстанавливали ее.
Образовательный процесс продолжался: ученики старались наверстать упущенное за время войны, а учителя, несмотря на голод, невыносимые бытовые условия, продолжали свое благородное дело.
В свободное от занятий время вместе с учениками они помогали солдатам разминировать местные леса. Завхоз организовывал старшеклассников на ремонтные работы для восстановления отопительной системы школы. Во время бомбежки центральное отопление было выведено из строя. Поэтому в зимнее время классы отапливались печками – буржуйками. Для поддержания тепла нужны были дрова. Ребята вытаскивали плоты с Днепра и на грузовой машине привозили в школу. Дети ходили работать в госпиталь, что считалось престижно и уважаемо.
Начитавшись книг о войне, пережив трагические события, все мальчишки первого послевоенного выпуска 1949 года ушли на флот, чтобы защищать рубежи своей Родины, чтобы никогда впредь нога врага не ступила на любимую землю. Среди них Всеволод Алексеевич Позняков, капитан второго ранга (награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине» III степени, 18 медалями). Всеволод Алексеевич не только посвятил всю жизнь морю, но и создал музей морского флота имени Нахимова с целью воспитания патриотических чувств и увековечивания памяти моряков – смолян. Он часто бывал в нашей школе, радушно принимал у «себя» в музее и передал школьному музею много экспонатов.
Война жесткой рукой коснулась нашей школы. Большая заслуга в восстановлении школы принадлежит следующим учителям: Лившиц М.И., Аронова Ф.З., Аронова Ц.З., Погоняйло П.Ф., Маркин А.И., Шорников М.Е., Капидол В.И., Титова Ю.В., Руссиянова А.М., Белоконь Ф., Лейкина С.И., Погоняйло А.Ф., Клебанова Т.Я., Лягина Л.Г., Синявская Т.К., Титова Н.В.. Некоторые из них долгое время работали в нашей школе и передали эстафету ныне работающим учителям: Рябовой В.В., Зыликовой Н. П., Китаевой Т.В., Евдокимовой В.Н..
Детство, опаленное войной, закалило сердца молодых людей, воспитало в них целеустремленность, волю, стремление к победе. В 40 – 50 годы окончили школу ученики, которые в жизни стали хорошими учителями, врачами, инженерами. Это Шорникова Л.М., Павлюченкова Е.И., Ивлева Н.В., Дрожжина М.В., Крутикова Л., Сербер В., Сербер Г., Игнатова (Торшина) Л.А., Орлова (Солдатенкова) Л.Г., Хотилин И.Л., Федотов В.В., Михалкин В.И., Себин В.М., Хлуденева Н.Г. и другие.
Жизнь страны вошла в мирное русло. Много учеников, которыми славится наша школа. Среди них Стеклов Михаил Ефимович – член Союза журналистов России, краевед, историк педагогики, бывший профессор СГПУ, заслуженный работник культуры, Сонин Валерий Абрамович – ученый, педагог, публицист, доктор психологических наук, бывший профессор СГПУ, заслуженный работник высшей школы, Крутиков Кирилл Кириллович – доцент СФМЭИ, доцент технических наук, Запрягаев Анатолий Иванович – известный смоленский поэт, который подарил школе 3 сборника своих стихов.
В школе как в зеркале отражаются происходящие перемены в обществе. За 50 – 80 годы школу с золотой медалью закончили 44 человека. Среди них: Олег и Юрий Пугачевы, которые не раз были победителями городских олимпиад по физике, Ганюшкин Анатолий Дмитриевич – заведующий кафедрой психологии – педагогики СГПУ, кандидат психологических наук, Ганюшкин Валерий Дмитриевич – кандидат с/х наук, бывший проректор Великолукского с/х института,
С серебряной медалью школу закончили 53 человека. Среди выпускников школы Новиков Сергей Витальевич – директор ООО «Смоленские новости» и главный редактор газет «Смоленские новости», «В десятку!», «МедЭкспресс», автор и ведущий программы «Диалог» на телеканалах SCS и ТНТ – «Феникс», член президиума Союза журналистов Смоленской области, Богачев Роберт Стефанович – доктор медицинских наук, бывший проректор Смоленской медицинской академии, Горбачев В. – бывший главный врач санатория имени Н.М.Пржевальского.
Ученики окончили школу с отличием, а также стали в жизни прекрасными учителями, врачами, учеными, поэтами, журналистами и самое главное – хорошими людьми. Ими не только славится школа и Смоленская область, а также наша страна Россия.
В 50-е – 80-е годы в школе проводилась активная поисковая работа по местам захоронения воинов, павших во время войны, поддерживалась связь с ветеранами, о чем свидетельствуют много альбомов поисковых отрядов дружины. Существовала октябрятская, пионерская и комсомольская организации. В октябрятской организации состояли дети с 1-го по 3-й классы, в пионерскую организацию вначале вступали самые - самые лучшие ученики с 10 лет, они давали клятву и носили галстуки. В комсомольскую организацию с 14 лет вступали особо отличившиеся. В школе существовал комитет комсомола. Ученики старалась учиться хорошо, чтобы завоевать почетное звание «Ленинского отряда» и прославить своими делами школьную дружину. Они старались быть похожими на учеников, стоявших у истоков школьной жизни. Ими руководили талантливые учителя: Каган Л.Н., Боброва Л.А., Монархович Ф.И., Трефилов И.Н., Дрожжина М.В., Ермакова Н.Д., заслуженный учитель Корнеенкова Л.П., отличники народного образования Лобастова Е.С. и Турлакова И.И. ,Сафронова А.А., Тиможенкова А.М., Глущенкова В.Ф., Дудкина А.И., Прохоров А.В., Конева С.В., Белова Т.В., Гапеева О.И., Новикова З.Г., а также ныне работающие в школе – Евдокимова В.Н., Рябова В.В., Зыликова Н.П., Китаева Т.В.. Сведения эти я почерпнула из сохранившихся материалов прежнего школьного музея и воспоминаний очевидцев.
Благодаря этому наша школа была одной из лучших в городе.
В школе всегда велась активная общественная работа. Проходил фестиваль « 15 республик – 15 сестер », были веселые старты, организовывались турпоходы, проходил смотр художественной самодеятельности.
«Капитанами» корабля по имени «школа» были профессиональные директора: Кучеров В.Е., Трефилов И.Н., Кубо В.Е., Синицын В.Г., Полоников В.В., Подобед Г.Н., Гильденкова О.С. Они создавали атмосферу творческого сотрудничества, высокого интеллектуального и жизнеутверждающего настроя. Поэтому каждый год в феврале месяце выпускники приходят на вечер встречи, как бы возвращаясь в свой родной дом.
Конец 80-х годов XX – начало XXI века – время перемен в стране и в школе. Перестали звучать пионерские горны, ушли в прошлое комсомольские собрания, на смену пионерской организации пришли «Гагаринцы». Но традиции прошлого не меркнут. По-прежнему номер школы звучит при подведении итогов городских и областных олимпиад, профессиональных конкурсов. Ребята продолжают плеяду медалистов, успешно выступают в спортивных соревнованиях, литературных конкурсах, в Днях науки, конференциях, поддерживают отношения с ветеранами войны. Все это благодаря директорам школы. Под их руководством педагогический коллектив использует современные образовательные технологии, проводит предметные недели, викторины, уроки креативного мышления. Для дополнительного образования работает драматический и танцевальный кружок, различные спортивные секции. Также специальные курсы, которые углубляют знания, помогают ориентироваться в выборе профессии. 82 лет – это точка отсчета для нового взлета, и надеемся, что в школе всегда будет храниться интеллектуальный, нравственный, эстетический климат, в котором жила и живет школа.
В ходе работы музея по воспоминаниям очевидцев и архивным материалам восстановлена историю школы, создана презентацию и проводится экскурсии в школьном музее.
В результате работы многих учеников и учителей, наш музей в 2004 году занял III место в районном смотре – конкурсе военно – исторических музеев как музейный уголок, а уже в 2006 и 2007 годах занял III место как музей МОУ СОШ №22. В 2008 и 2009 гг Грамотой за собирательскую работу по этнографии, в 2010 г - за активную поисковую и собирательскую работу, в 2011 г - за использование новых технологий и активную исследовательскую работу, в 2012 г получил Грамоту за массовое участие в рамках городского смотра-конкурса стендов, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 г, в 2014 г участвовал в смотре-конкурсе «Лучший школьный музей», посвященном 70-летию Победы, в 2015 г –Грамотой за активную экскурсионную работу.
Кроме того, обучающиеся презентовали свои работы на городских, областных и всероссийских конкурсах. Участница VI городской олимпиады по школьному краеведению (февраль 2014 г) стала призером, где она выступала с проектом «Жизненный и творческий путь Шорниковой Л.М., выпускнице 1955 г» (Грамота https://multiurok.ru/history_social-studies/), в 2015 г - XVIII городской конкурс рефератов учащийся стал призером за проект о Позднякове В.А, выпускнике 1949 г (Грамота https://multiurok.ru/history_social-studies/), так же стал призером за эту работу в Областной слет по школьному краеведению. В 2015 г Всероссийский конкурс исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории» (Грамота https://multiurok.ru/history_social-studies/) учащийся стал призером за проект о З.Г.Розенгард, выпускнице 1941 г. На VIII олимпиаде по школьному краеведению (февраль 2016) Гончарова В. победителем (Грамота https://multiurok.ru/history_social-studies/).
Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.