СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсный материал "Учитель года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен материал для конкурса "Учитель года".

Просмотр содержимого документа
«Конкурсный материал "Учитель года"»

Районный конкурс «Учитель года»


Конкурсный материал

«Описание инновационного педагогического опыта»


учителя начальных классов Синцовой Ольги Александровны

МОУ Пильнинская средняя общеобразовательная школа № 2

им. А. С. Пушкина , Пильнинского муниципального района


«Исследование как универсальный способ, развития творческой деятельности младших школьников».











2018 год

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь».

Китайская пословица.

Мир в 21 век живет по новым технологиям. Новый век внёс в жизнь России огромные перемены, которые пронзили все сферы деятельности: экономическую, социальную, духовную. В системе образования эти перемены обусловлены мощным влиянием и внедрением принципов гуманистической педагогики, из недр которой рождается теория и практика личностно-ориентированного обучения и педагогика индивидуальности. И как бы не менялась жизнь, в семье и школе всегда будут расти и воспитываться дети, и вечной заботой будет забота родителей и учителя -вырастить и воспитать человека, и вечным будет вопрос- как?

Изменение стандартов образования, форм и методов обучения продиктованы объективными факторами развития современного общества. Эти изменения гармонично закрепляются в повседневной деятельности школы как инициативой учителей и учащихся, так и решениями правительства.

Так как основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе, то и задача, стоящая перед учителем – это не только насыщение учеников определенным объемом знаний, но и развитие творчества, стремление к поиску и уверенности в себе.

Меня, как учителя начальных классов волнуют вопросы: как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи?

Одним из решений этой проблемы является поисково–исследовательская деятельность.

К такому выводу я пришла в ходе реализации образовательной системы «Гармония», по которой работала в течение 4лет. В ней разработана технология проектной деятельности, которая позволяет мне успешно руководить исследовательской деятельностью детей. Сейчас я работаю по программе «Школа России». На уроках создаются условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка, обеспечивающим глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающим как личное участие каждого обучающегося, так и его интерес к учению.

Мой инновационный опыт заключается в активном использовании исследовательской технологии как универсального способа развития творческой деятельности младших школьников.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;

- развитие творческой исследовательской активности детей;

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Особенность исследовательской работы в начальной школе заключается в огромной роли учителя. Он должен направлять, корректировать деятельность обучаемых. А главное – увлечь и «заразить» детей, показать им важность их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Прежде всего, я приучаю учеников употреблять слова «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, делаем вывод, фиксируем результаты.

Необходимо привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Это немаловажная составляющая исследовательской деятельности младших школьников. В процессе совместной деятельности происходит сближение родителей с детьми, появляется общий интерес, забота о конечном материале. Дети перенимают опыт родителей, гордятся своим общим итогом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными и творческими.

Работа по программе «Школа России» предполагает исследовательскую деятельность на всех уроках.

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы с целью формирования у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому во втором полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное, т.е. ведется пропедевтическая работа, направленная на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение предметов. Задания могут быть на уроке математики, обучения грамоте, окружающего мира, изобразительного искусства.

В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности, учитель не проводит. Пропедевтическую работу ведет следующими средствами: проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), знакомятся с такими понятиями, как «исследование», «информация», «знание», осуществляются коллективные исследования (с соблюдением всех этапов) по различным темам, сделать выводы о значимости проекта.

Изучив «Методику исследовательского обучения младших школьников», я провела несколько вводных занятий.

Цель этих занятий:

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;

– выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.

Чтобы провести исследование, применяю следующую последовательность:

1.Актуализация проблемы.

(Найти проблему и определить направление будущего исследования).

2.Определение сферы исследования.

(Сформулировать основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования.

(Попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы.

(Разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

(Выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации.

(Зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов.

(Структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).

9. Подготовка отчёта.

Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Защита.

(Защитить публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Учитывая особенности развития младших школьников, второкласснику были предложены темы, которые наиболее близки и значимы для него. Варианты тем: «Моя фамилия», «Моя семья», «Моя родословная», «Моя малая Родина». Во 2 классе Емелькина Полина выполняла исследовательскую работу на тему: « Моя малая Родина», стала призером.

В третьем классе работа - исследование более расширена. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации,

Они продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследования, структурой, историей исследования, предназначением исследований, местом исследований в жизни человека, требованиями к выбору темы, планированием исследования и задачами. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.

Кудрейкина Александра участвовала в конкурсе «История новогодней игрушки», выполнила исследовательскую работу по теме «Новогодняя игрушка?», получила диплом участника конкурса.

Абашина Алина, Аплеев Никита участвовали в конкурсе «История новогодней игрушки», выполнили исследовательскую работу по теме «Новогодняя игрушка-звёздочка», получили диплом участника конкурса.

На уроках литературного чтения дети тоже с удовольствием принимают участие в исследовательских работах. Денисов Максим готовил проект по теме «Мой любимый сказочный герой», где был отмечен грамотой за участие.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с информацией. В наше время это очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнения коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники.

Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ заранее продуманы учителем.

Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.

Выполняя исследования в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Если мы изучим внимательнее планируемые результаты освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС НОО второго поколения), то обратим внимание, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

-осуществлять действия по реализации плана;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных :

-извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

-самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

-Коммуникативных:

-доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

-договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей работы, подведу некоторые итоги наблюдений в классе:

  1. Проведенное анкетирование учащихся позволило выявить позитивное отношение к организации исследовательской работы.

Дети отметили:

- заинтересованность такой организацией обучения – 100%

- работа над исследованием помогает лучше учиться – 60%

- учит дружить и помогать друг другу – 70 %

- позволяет показать, что ты умеешь делать – 65%

- заинтересовать других тем, что тебе интересно – 50%

- проверить свои силы – 36%

- подружиться с ребятами из других классов – 30%.


Б) уровень сформированности мыслительной деятельности



2 класс

3 класс

Брать готовые знания

70 %

60%

Открывать знания самому

30%

40%


В) стали ярче проявляться познавательные интересы детей, их творческое участие в проектах, конкурсах, выставках.

Доля участия учеников класса в проектах и конкурсах в течение 2017 – 2018г

Год

Всего учащихся в классе

Количество учащихся, участвовавших в проектах и конкурсах

2017-2018

23

14

2018-2019

24

19


Показатели результативности от реализации моего педагогического опыта:

  • Участница в творческой группе ФИП- «Методический центр передового педагогического мастерства».

  • Участница в научно-практическом семинаре по инновационной деятельности «Модернизация форм и методов взаимодействия школы и семей обучающихся с позиции диалога».

  • Участница в научно-практической конференции «Академия стремлений».

  • Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. Но учитель окончательно достигает своей цели, лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!