Конкурсная работа «Педагогическое портфолио»
учителя русского языка и литературы Гончаровой Ирины Ивановны
в рамках профессионального конкурса педагогического мастерства «Учитель года»
«Педагогическое портфолио
учителя русского языка и литературы Гончаровой Ирины Ивановны»
1 слайд Друзья, я рада видеть Вас!
2 слайд Без лишних слов и без прикрас
3 слайд Мне разрешите с этой сцены
Себя представить вам сейчас
4 слайд Мне дали имя при рожденье – Ира,
Ирина – «мирная»: и мир во мне и мой,
И с этим миром я иду по жизни
С улыбкой и поднятой головой.
5 слайд Люблю, когда вокруг мои родные,
Моя семья, и две мои звезды,
Что ярче всех горят на небосклоне
И греют душу в пасмурные дни.
6 слайд Люблю творить и сочинять ночами,
Смотреть на звезды и встречать рассвет.
И путешествовать по городам и весям,
Родного края открывать секрет.
7 слайд Люблю свою профессию – учитель,
И без нее не мыслю я себя:
В ней вдохновенье, творчество, стремленье,
В ней мир чудесный детства и добра.
8 слайд Вот снова утро, школа, детский взгляд:
Упрямый, вдохновенный, любопытный –
Как много разных, как их всех понять,
Как дать познать чудесный мир открытий
Как быть им путеводною звездой,
Раскрыть, увлечь, зажечь и дать им крылья?!
Как все успеть и быть самой собой?!
Я знаю, я смогу, ведь я – учитель!
9 слайд Деятельность учителя я определила бы словами Сократа: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»
К современному учителю и образованию – общество предъявляет новые требования, которые реализует Федеральный государственный образовательный стандарт.
10 слайд Именно ФГОС определяет новые способы организации деятельности, формирующие универсальные учебные действия обучающихся.
11 слайд Реализуя новые принципы и подходы к образованию, я пришла к использованию в своей работе деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.
12 слайд Русский язык один из трудных предметов школьного образования.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование базовых компетенций.
Поэтому деятельностный подход на моих уроках направлен на:
включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
усиление практической направленности обучения;
создание на уроках атмосферы сотрудничества;
13 слайд Задачи по формированию базовых компетенций и УУД при организации деятельного подхода решаются мною на различных этапах урока с помощью активных форм работы. Многими из них я пользуюсь достаточно давно, они всем известны, но в разрезе деятельностного метода они становятся инновационными.
14 слайд Технология создания проблемных ситуаций используется мною на этапе мотивации знаний, когда предполагается наличие разных вариантов решения проблем и налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. Так, вводя новое понятие «категория состояния», школьникам предлагается определить части речи в заранее подготовленном тексте. Учащиеся, как правило, ошибочно относят категорию состояния к наречию или краткому прилагательному. Возникает ситуация противоречия, мотивирующая изучение нового материала
15 слайд На этапе открытия нового знания, когда идет поиск, анализ, информации использую технологию проектной и исследовательской деятельности с организацией индивидуальной работы и работы в группах. Создавая проект, учащиеся работают с различными источниками информации, создают собственные тексты, развивают устную речь.
16 слайд Проекты моих учащихся представлены в виде:
рефератов, докладов («Творчество поэтов Серебряного века» - 11 класс; «Д.Н.Семеновский – поэт нашего края» - 6 класс)
тематических презентаций, публикаций («Ученый-лингвист нашего края Н.Грамматин» - 6 класс);
исследовательских работ («Наш дар бессмертный – речь: деятельность ученого-лингвиста С.И.Коткова» 6-7 класс)
буклетов («Деятельность ученого-лингвиста С.И.Коткова» - 7 класс)
17 слайд Согласно требованиям стандарта речевая деятельность обучающихся должна быть приближена к реальным жизненным условиям. Это возможно благодаря использованию на уроке информационно-коммуникационных технологий, позволяющих ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.
ИКТ позволяют организовать такие формы работы как дистанционное обучение. Так, например, мои учащиеся имеют возможность дополнительного обучения по русскому языку в программе «Телешкола». Курс «Русский язык» предполагает изучение материала с учетом индивидуальных способностей, ученик сам делает выбор заданий, соответствующий его уровню, формы работы, как в режиме тестирования, так и письменные. Каждый урок оценивается: тест, практическая работа, самостоятельная работа.
ИКТ активно используется мною на уроках в качестве наглядного материала и контроля знаний.
18 слайд Основной единицей обучения является текст. Поэтому на этапе работы с текстом использую элементы технологии развития критического мышления. Разнообразные виды деятельности с текстом позволяют развить метапредметные умения:
пересказ, редактирование текста;
анализ текстов разных стилей и жанров;
самостоятельное создание собственных речевых высказываний.
Большая часть работы с текстом на уроке связана с осмыслением теории, которая анализируется и адаптируется нами в опорные конспекты и алгоритмы. Усваивая то или иное правило, ребята продумывают пошаговые действия и составляют самостоятельно инструкцию по работе с ним. Практическая направленность работы над текстом актуальна в свете подготовки школьников к итоговой аттестации по русскому языку.
19 слайд Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности. В практике работы эффективно использование на данных этапах таких приемов обучения как синквейн и кластер, которые позволяют соединить аналитическую и творческую деятельность.
20слайд Использование технологий деятельностного подхода позволяет работать мне более профессионально, делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, особенно в условиях малокомплектной школы.
21 слайд Успеваемость по моим предметам – 100%. Качество знаний имеет средний и высокий уровень при стабильном результате.
22 слайд Отмечается высокая творческая активность учащихся. Школьники результативно выступают на предметных олимпиадах, конкурсах разных уровней, что видно из таблицы.
23 слайд Мои выпускники успешно проходят итоговую аттестацию, средний балл по русскому языку за последние 3 года составил 78 баллов.
24 слайд В совершенствовании преподавания русского языка большое значение имеет внеурочная и воспитательная деятельность. Урок не может вместить все, что интересует учащихся и что необходимо для практического овладения русским языком.
Большое внимание я уделяю краеведческой работе и издательской деятельности.
25слайд В рамках изучения краеведения мной создана авторская программа духовно-нравственного воспитания «Помни имя свое», которая стала лауреатом конкурса международной педагогической творческой олимпиады.
26 слайд Мы с ребятами ведем поисковую и исследовательскую деятельность, работаем над созданием проектов, реализуем региональный проект «Путешествие по губернии». Последние наши работы, признанные победителями в различных конкурсах, стали – «Белые журавли» (проект создания сайта памяти землякам к 70-летию Победы), «Живи, родник!» (исследование вновь открытого родника), «Золотые купола» (туристический маршрут по родному краю).
27 слайд Группа учащихся под моим руководством издает школьную газету «Школьные вести», где представлен тематический и актуальный материал, выпущена номер к юбилею школы, конкурсный номер, посвященный году культуры, был представлен на региональном этапе «Медиашкола».
28 слайд На школьный печатный орган активно сотрудничает с районной газетой «Наше время», где опубликованы работы учащихся и материалы по следам наших поисков и исследований.
29 слайд Своим опытом работы я делюсь с коллегами на педагогических советах, заседаниях районного методического объединения, провожу мастер-классы для коллег и молодых специалистов; мною разработаны и используются в практике коллег рабочие программы по предметам: русский язык, литература, искусство, мировая художественная культура, краеведение, основы религиозной культуры и светской этики.
30 слайд Если вас заинтересовала моя деятельность, я приглашаю посетить мои личные странички на сайтах: «Наша сеть», «Про школу ру», «Мультиурок»,«Инфоурок», «Видеоурок», на которых размещены мои методические наработки.
34 слайд Подводя итоги всему сказанному, отмечу, что вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы каждый ученик мог раскрыть себя, реализовать, стать личностью, а воспитать личность может только личность
Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –
возвращается вера, надежда, любовь,
возвращается помощь, поддержка, участье,
возвращается радостью, мудростью, счастьем…
Литература:
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград:
Учитель, 2008 .
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.
Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
Федеральный государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Сравнительная таблица Стандартов http://sch109.trg.ru/DswMedia/sravnitel-nayatablicastandartov.docx
Образовательные стандарты ФГОС http://www.glushsosh.siteedit.ru/page19
5