Литература, 5 класс.
Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Главные герои. Добро и зло в сказке.
Цель : освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы.
Задачи: Образовательная:
помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел;
продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения и оценку поступкам;
доказать, что добро побеждает зло;
Развивающая:
развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;
оценивать поступки героев;
совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление;
Воспитывающая:
ИМО: презентация, учебник, печатный материал.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения,;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Содержание урока:
Слово учителя. Притча.
Однажды мудрый вождь одного из индейских племен открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зло: зависть: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк – это добро: мир, любовь, надежда, истина, верность…
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Дед улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
О чем притча? (О добре и зле). Запись в тетрадь темы урока.
Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло, от кого оно исходит?
Подберите антоним к этому слову.
Какую задачу будем решать для себя? (рассмотрим противостояние добра и зла).
Изучение нового материала.
-Какого волка проще вскормить? (Зло. Злой поступок можно совершить легко, к нему дорога коротка).
Сегодня я хочу предложить вам пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Итак, мы отправляемся мысленно в маленькое путешествие в деревню Бережки. (Прикрепляю карту деревни)
1 остановка « Люди и события».
Кто главные герои сказки?
Дайте характеристику главным героям сказки (каждая команда выбирает карточку)
КОНЬ – вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу в деревне, побирался.
ФИЛЬКА – молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну тебя».
ПАНКРАТ – мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, «колдун».
Какова причина страшных событий, приключившихся в деревне? (ответы детей).
Как поступил Филька?
Каковы последствия Филькиного поступка для многих, проживающих в Бережках?
КОНЬ Слеза скатилась у коня из глаз…
Природа Засвистал ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу
Люди Замерзли колодцы, не могла работать мельница…
2 остановка «Математическая».
А впервые ли произошли такие события в Бережках? (Нет. История с раненым солдатом и злым мужиком – кратко)
А какими словами рисует К. Г. Паустовский обоих героев, сотворивших зло? Изобразим это, составив диаграмму Венна.
А как вы думаете, можно ли победить зло? Чем? (Добротой). А можно ли составить формулу доброты?
Доброта = поступки + слова.
А какие слова могут быть в роли слагаемых? (поступки: Помощь нуждающимся, уважение к старшим, быть вежливым… Слова : спасибо, добрый день, пожалуйста, будьте добры…)
Остановка 3. «Аналитическая».
Ребята, а кто помог Фильке исправить то, что он сотворил? (Кратко).
ВЫВОД: Добро нужно творить сообща и помогать оступившемуся искупить свою вину.
Какое полное имя главного героя7 (Филипп). Что оно означает? (Любящий лошадей). Почему автор дает главному герою, так поступившему с конем в начале сказки, такое говорящее имя? (Заранее предсказывает добрый конец сказки, ведь Филька помирился с конем).
А какова дорога Фильки к добру? Каковы ступени этого пути?
Почему сказка называется «Теплый хлеб»?
Чему вас научила эта сказка?
Остановка 4 «Поделись своей добротой…» (Релакс)
Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.
Остановка 5 «СОтворческая». Синквейн «Урок».
Д/з . 1) создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка;
2) написать письмо Фильке от своего лица;
3) создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.