СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конпект урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Главные герои"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фрагмент урока по сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Просмотр содержимого документа
«Конпект урока "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Главные герои"»

Литература, 5 класс.

Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Главные герои. Добро и зло в сказке.

Цель : освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий  «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы.

  • Задачи: Образовательная:

    • помочь детям раскрыть содержание сказки, её идейный замысел;

    • продолжать работу над умением давать характеристику героям произведения  и оценку поступкам;

    • доказать, что добро побеждает зло;

  • Развивающая:

    • развивать умения учащихся анализировать и давать характеристику героям;

    • оценивать поступки героев;

    • совершенствовать навыки выразительного чтения в лицах, развивать логическое мышление;

  • Воспитывающая:

    • способствовать становлению личностной нравственности школьников на основе идейного содержания сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

ИМО: презентация, учебник, печатный материал.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения,;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Содержание урока:

  1. Слово учителя. Притча.

Однажды мудрый вождь одного из индейских племен открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зло: зависть: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк – это добро: мир, любовь, надежда, истина, верность…

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Дед улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

О чем притча? (О добре и зле). Запись в тетрадь темы урока.

Используя ваш опыт и притчу, предположите, что такое зло, от кого оно исходит?

Подберите антоним к этому слову.

Какую задачу будем решать для себя? (рассмотрим противостояние добра и зла).

  1. Изучение нового материала.

-Какого волка проще вскормить? (Зло. Злой поступок можно совершить легко, к нему дорога коротка).

Сегодня я хочу предложить вам пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Итак, мы отправляемся мысленно в маленькое путешествие в деревню Бережки. (Прикрепляю карту деревни)

1 остановка « Люди и события».

Кто главные герои сказки?

Дайте характеристику главным героям сказки (каждая команда выбирает карточку)

КОНЬ – вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу в деревне, побирался.

ФИЛЬКА – молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну тебя».

ПАНКРАТ – мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, «колдун».

Какова причина страшных событий, приключившихся в деревне? (ответы детей).

Как поступил Филька?

Каковы последствия Филькиного поступка для многих, проживающих в Бережках?

КОНЬ Слеза скатилась у коня из глаз…

Природа Засвистал ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу

Люди Замерзли колодцы, не могла работать мельница…



2 остановка «Математическая».

А впервые ли произошли такие события в Бережках? (Нет. История с раненым солдатом и злым мужиком – кратко)

А какими словами рисует К. Г. Паустовский обоих героев, сотворивших зло? Изобразим это, составив диаграмму Венна.





















А как вы думаете, можно ли победить зло? Чем? (Добротой). А можно ли составить формулу доброты?

Доброта = поступки + слова.

А какие слова могут быть в роли слагаемых? (поступки: Помощь нуждающимся, уважение к старшим, быть вежливым… Слова : спасибо, добрый день, пожалуйста, будьте добры…)

Остановка 3. «Аналитическая».

  1. Ребята, а кто помог Фильке исправить то, что он сотворил? (Кратко).

ВЫВОД: Добро нужно творить сообща и помогать оступившемуся искупить свою вину.

  1. Какое полное имя главного героя7 (Филипп). Что оно означает? (Любящий лошадей). Почему автор дает главному герою, так поступившему с конем в начале сказки, такое говорящее имя? (Заранее предсказывает добрый конец сказки, ведь Филька помирился с конем).

  2. А какова дорога Фильки к добру? Каковы ступени этого пути?

  3. Почему сказка называется «Теплый хлеб»?

Чему вас научила эта сказка?

Остановка 4 «Поделись своей добротой…» (Релакс)

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Остановка 5 «СОтворческая». Синквейн «Урок».

Д/з . 1) создать иллюстрацию понравившегося эпизода и подобрать подходящую по смыслу русскую пословицу или пословицу другого языка;

2) написать письмо Фильке от своего лица;

3) создать кроссворд на знание содержания сказки ребятам, которые только будут обсуждать это произведение.