СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "А.С. Пушкин и его сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению

Просмотр содержимого документа
«Конспект "А.С. Пушкин и его сказки"»

Урок по литературному чтению.

Класс: 1 «Д»

Тема урока: А. С. Пушкина и его сказки

Цель: Познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Организация пространства: ИКТ, учебник.


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение к деятельности

(1 слайд)

-Здравствуйте ребята! -Все ли готовы к уроку, проверьте, пожалуйста?

-Приветствуют учителя.


-Проверяют свою готовность к уроку.



Личностные.




Регулятивные

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний


-Ребята, кто помнит, что мы проходили в прошлый раз, на уроке литературного чтения?


(2 слайд)

-Правильно. Раньше, народное творчество передавалось из уст в уста, и оно не записывалось. А чем прославились Кирилл и Мефодий?

-Благодаря им, у нас появилась письменность.

Отвечают на вопросы учителя.

-Первоучителей словенских, Кирилла и Мефодия

-Они создали азбуку



Познавательные.







Коммуникативные.






Регулятивные.

Открытие нового знания



















































































Физминутка

- А сейчас давайте с вами послушаем небольшой отрывок песни. (музыка – песня «Приходи сказка»)

(3 слайд)

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

-Кто знает, какие бывают сказки?

(4 слайд)

-Сказки можно разделить на две группы.

(Сказки народные, авторские)

-Почему они называются народными?

-Приведите примеры таких сказок.



-Почему называются авторскими?

-Какие авторские сказки вы читали?



(5 слайд)

-Сегодня мы отправимся в путешествие по замечательным сказкам Лукоморья. Там познакомимся еще с одним автором сказок, послушайте внимательно. Читается отрывок (аудио запись) из поэмы «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый…»).

(6 слайд) сначала портрет, потом анимация сказки Пушкина

-Кто может сказать, что такое Лукоморье?

-Кто может назвать автора этих строк?

-Откройте учебник на стр. 92. С произведениями какого автора мы с вами сегодня познакомимся? Прочитайте заголовок. Что означают А. С.?

-Правильно ребята. Посмотрите, чей портрет нарисован?

(7 слайд)

-А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране. Родился он 26 мая в 1799 году в Москве. Это больше 200 лет назад. Он писал поэмы, романы, стихи и сказки.

(8 слайд)

Его отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду.



Мать, Надежда Осиповна Пушкина была начитана, прекрасно владела французским языком.

(9 слайд)

В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Она рассказывала мальчику очень много сказок, он слушал их с удовольствием, запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах.

-А кто читал произведения А.С.Пушкина? Какие?

(10 слайд со словами)

- Скоро мы будем читать с вами отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», но сначала возьмите карточки на ваших столах. Прочитайте слова, которые на них написаны. (Мольба, Позолоченный, Рожок, Круглолицый, Светлоокий)

- Давайте разберем каждое слово.

-Какое близкое слово можно подобрать к 1 слову(мольба), от какого слова оно образованно?

-Верно, а что значит «позолоченный»?

-А как можно назвать слово рожок по-другому?

-Что значит слово «круглолицый» и из каких двух слов можно его составить?

-А слово «светлоокий»?

-Хорошо ребята, вернемся к азбуке, сейчас мы будем читать с вами отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Слушаем очень внимательно. (сначала читаю я)





Все ребята дружно встали (Выпрямится)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте)

На носочках потянулись, (Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову)

Как пружинки мы присели (Присесть)

Слушают песню.

Отвечают на вопросы учителя.








Сказки народные авторские


Потому что их придумал народ. «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»


Потому что их написал автор. «Теремок» Е.Чарушин, Гаршин «Лягушка путешественница»








Морской залив или морской берег

А. С. Пушкин



Имя и отчество






























Читают слова



Молить



Покрытый позолотой

рог


круглое лицо


светлые очи








Познавательные.







Коммуникативные.






Регулятивные.

Первичное закрепление



(11 слайд)

-Ребята, давайте найдем на слайде персонажей этой сказки. Кого вы видите?

-Хорошо, теперь читать будете вы.

(Читают ученики)

-Ребята кто погнался за месяцем? Почему?

-Что спрашивает царевич у месяца?

-Найдите в тексте, как называет месяца царевич.

-Видал ли месяц царевну?

-А в какое время суток царевич разговаривает с месяцем?

-Вспомните ребята, к кому царевич еще обращался в сказке?

-Ребята, давайте теперь прочтем еще раз, с выражением, обращая внимания на все знаки препинания.

-Какие вы молодцы, сейчас у нас будет небольшая викторина – «Назови сказку».

-Я прочитаю вам отрывки из сказок, а вы должны называть сказку.

1. «Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

2. «Старик отправился к морю

(Почернело море).

Стал он кликать золотую рыбу…»

3. «Я ль скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?»

4. «Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра – чистый изумруд;

Слуги белку стерегут…»

5. «Жил-был поп, толоконный лоб.

Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.»

6. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, со мною, дворянкой столбовою?»

-Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы учителя.





Царевич Елисей. Спасти Молодую Царевну.







К солнцу, месяцу, ветру









1. сказка «О царе Салтане…»



2. «Сказка о рыбаке и рыбке»


3. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

4. сказка «О царе Салтане…»









5. «Сказка о попе и о работнике его Балде»


6. «Сказка о рыбаке и рыбке»


Коммуникативные.









Регулятивные.

Рефлексия. Итоги

-С творчеством какого поэта мы сегодня знакомились?

-Из какой сказки читали отрывок?

-Что вам понравилось больше всего?

-Вы все сегодня очень хорошо поработали!

Ответы учеников




Личностные.



Коммуникативные.


Регулятивные

Домашнее задание

-Кому захочется, дома можно нарисовать рисунок к отрывку одной из сказок Пушкина или попробовать почитать по ролям.