Конспект библиотечного занятия для логопедической группы начальной школы
Тема: «Путешествие на морское побережье»
Цели: закрепить знания о рыбах морей; развивать темпо–ритмическое восприятие; закрепить умение согласовывать движения со словами; развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх; воспитывать любовь к природе.
Логопедические задачи: проговаривание чистоговорок, проговаривание звуков Р, С, Ш, Л, логопедических распевок; выполнение дыхательной гимнастики; выполнение двигательных упражнений; проведение речевой и подвижной игр, упражнения на развитие моторики.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, картинки с изображениями рыб, музыкальные файлики, бумажная маска кита
Занятие проводят педагог-библиотекарь (ведет) и логопед (помогает ребятам, показывает и напоминает правильное произношение звуков).
Ход занятия:
Педагог: ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на побережье Черного моря, где много морских обитателей, которые хотят с вами подружиться и поиграть в разные игры. На каком транспорте мы можем отправиться в путешествие?
Дети: маШина, поезд, автобуС, Самолёт….
Педагог: черноморское побережье находится далеко, на юге нашей страны, и я предлагаю вам поехать на поезде. Занимаем места в вагончиках и отправляемся в путь!
Дети: изображают движение поезда, выполняя команды, двигаются по читальному залу (это разминка)
Проецируем на экран фотографии морского берега со стороны суши.
Педагог: Приехали! Ребята, вот мы и на морском побережье.
Вам нравится? Что мы видим? (Ребята: Синее моРе, яРкое Солнце, пеСок,...) Подойдем к берегу, будем загорать и с песком играть.
Дети: выполняют упражнение на координацию речи с движением.
К берегу бежит волна,
Вслед за ней еще одна,
Эта – выше, эта – ниже, эта вовсе не видна.
А на берегу морском,
Будем мы играть с пеком,
Будет башня из песка,
Как до неба - высока.
Педагог: «Ребята, кто живет в море? Правильно! В море обитает множество рыб. Названия каких рыб вы знаете?
Дети: акула, пикШа, Рыба-пиЛа, Рыба-ёж, тРеСка, тунец, СкумбРия, мойва, летучая Рыба, муРена, Рыба-кЛоун, СайРа, палтуС.
Смотрим на экране изображения рыб, читаем и проговариваем вместе названия, стараемся проговаривать чисто.
Педагог: Какие они все разные! Чем отличаются рыбки друг от друга? (Ответы: по размеру, и по цвету, по форме)
Молодцы!
Далее дети по одному и хором проговаривают чистоговорки, читая с экрана.
Та–та–та – вокруг такая красота;
Ит–ит–ит – плывет огромный кит;
Ты–ты–ты – и в дали плывут киты;
Усты–усты–усты – омары и лангусты
Педагог: (Ребята, кит – это не рыба, а млекопитающее животное, которое живет в воде, рождается не из икринок, а из мамы).
Поздороваемся с китом и научим его играть в игру: «Кит и рыба» (аналог иры «Море волнуется – раз»
Игра проводится под музыку с использованием маски кита.
Педагог:
«Хорошо нам плыть на воле
И качаться на волнах.
В голубом морском просторе
Только кит наводит страх»
(с окончанием музыки дети приседают и не шевелятся: рыбки нырнули на глубину)
(Выплывает кит, педагог в маске кита ходит и ловит тех, кто шевелится.
Педагог: а теперь предлагаю поиграть в игру «Рыбки» (коммуникативная игра)
Дети: становятся в пары и выполняют движения рукам по тексту, проговаривая текст игры:
Рыбки плавают, резвятся,
Рыбки любят поиграть.
Рыбки быстро уплывают,
Ты попробуй их поймать (дети хлопают в ладоши друг друга)
Рыбка, плыви (дети прижимают ладони друг к другу, и качают ими вправо - влево)
Скорее плыви (на последние слова игрок старается поймать ладошку товарища).
Педагог: ребята, а где плавают рыбки?
Дети: в море, в воде, в волнах, под водой…
Педагог: сейчас мы заглянем под морские волны, сыграем в игру «Морские обитатели»
Дети: под музыку передвигаются по залу и изображают рыб, водоросли, крабов, морские камни.
Пытаемся угадать, кто перед нами. Затем педагог и логопед подходят и спрашивают: «Здравствуйте! Вы кто?» Ребята отвечают: «Здравствуйте, я -водоросль» и т.д.
Педагог: на берегу моря нас встречают черепашка, поиграем с ней?
Дети: выполняют коммуникативный массаж «Черепаха».
(Коммуникативный массаж Черепаха. Цель - преодоление непринятия чужих прикосновений.
Дети встают парами, ведущие произносят слова и показывают движения, а дети повторяют, выполняют движения.
Педагог: Шла купаться черепаха!
ребята повторяют; «Шла купаться черепаха»
(пальчики шагают по спине)
Педагог: «И кусала всех от страха!»
Ребята повторяют «И кусала всех от страха!»
(легкие пощипывания на спине)
«Кусь, кусь, кусь, кусь –
Никого я не боюсь!» (поглаживающие движения ладонями по спине)
Затем дети разворачиваются и подставляют спинки тому, кому сами только что делали массаж.
Хитрость в том, что если сделаешь больно или неприятно, тебе ответят тем же)
Педагог: ребята, пока мы играли с черепашкой, на берег выбежали крабы, предлагаю поиграть и с ними.
Включаем видео «Пальчиковая игра-гимнастика «Краб»
Педагог: вот и подошло к концу наше путешествие и теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя повернись, снова в школе очутись!
Предлагаю вам вспомнить, кого мы сегодня встретили на морском побережье. (Ребята произносят названия).
Все ребята – молодцы! До свидания!
Коммуникативный массаж Черепаха https://ya.ru/video/preview/11179007922126879927
Пальчиковая игра-гимнастика «Краб»: https://yandex.ru/video/preview/5019579053147743089