Тема: Согласная буква Т.
Цели:
1) учить распознавать звуки [т] и [т] и соответствующую букву; обучать технике выразительного чтения;
2) развивать речь, память, наблюдательность;
3) воспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
А девиз у нас каков?.. (Больше дела – меньше слов!)
2.Актуализация знаний.
- Работу на уроке мы начинаем с артикуляционной гимнастики? С какой целью? (Артикуляционная гимнастика…)
«Улыбочка», …
3. Введение в тему.
- Внимательно послушайте меня: Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Что я сейчас прочитала вам?.. (Скороговорку)
- А для чего мы разучиваем скороговорки?.. ((Чтобы чётко проговаривать звуки…)
- А какой звук выделяется в этой скороговорке?.. [т]
- Определим, какой у нас будет урок?..
- Урок открытия новых знаний. «Звуки [т], [т'] и буквы Т, т»
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке?.. (Познакомимся с новым звуком, научимся читать).
Составим план работы.
- Работаем со звуком.
- Познакомимся с новой буквой.
- Читать слоги, слова, затем предложения с новой буквой.
4. Характеристика звука.
- Сначала мы звук произносим и слушаем его, даём характеристику, то есть рассказываем какой он. Что это? (Картинка - три)
- Где находится новый звук? (В начале)
- Произнесите звук [т] и понаблюдайте, что происходит при произношении звука: [т] … (Рот немного приоткрылся, язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. )
- Значит, это … (Согласный звук)
- А как он произносится?.. (Твёрдо)
- А может ли звук [т] быть мягким? И для ответа на этот вопрос проанализируйте еще одно слово… (Картинка – пять)
- Где находится новый звук? (В конце)
Игра "Поймай звук".
Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [т], встают мальчики, если слышите мягкий звук [т’] – девочки.
- Буфет, стол, секретер, кровать, кушетка, табурет, кресло… (Слово-ловушка, в нём нет новых звуков)
- А как называть одним словом все эти слова?.. (Мебель)
- Можете ли вы привести примеры мебели с нужными нам звуками [т] и [т’]?...
- Вот мои примеры: стул, тахта, сервант – это слова с твёрдым звуком [т]. Стенка – слово с мягким звуком [т’].
Звонкий – глухой.
- А что ещё мы можем рассказать про согласные звуки?..(Выяснить, звонкий или глухой)
- Помните приёмы: нужно положить ручки на шею или закрыть уши руками. Произнести звук и послушать его. Выполните… Что вы заметили?.. Ваше горлышко спокойное, не вибрирует. Это?.. (Глухой звук)
Значит, делаем вывод: согласный звук [т] всегда глухой, может быть твёрдым или мягким.
Построение схемы слов.
Три и пять
5. Знакомство с буквой Т.
- Как обозначается этот звук на письме? Буквой т.
- Звуки [т] и [т’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Т (тэ).
- Найдите на ленте букв букву тэ…
– На что похожа буква Т?
Т в антенну превратилась
И на доме очутилась.
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Буква Т тебя укроет
От дождя, лт снега, зноя.
- Почему две буквы т ?. Одна большая и маленькая.
- Когда пишут большую букву?..
- Назовите имена на букву Т?..
- Города на букву Т?..
- Наш родной город называется Туймазы. В этом году наш район отметил две юбилейные даты: Туймазинскому району исполнилось 85 лет со дня образования и 55 лет городу Туймазы. В текущем году Туймазинскому району присвоено почетное звание «Район трудовой доблести и славы России».
6. Работа в паре. Развитие речи.
Посчитайте сколько букв т встретилось в пословицах. Чья пара закончит работу поднимает руки домиком. (8 букв)
Жить — Родине служить.
Где кто родится, там и пригодится.
Та земля мила, где мать родила.
- Прочитайте пословицы. О чём эти пословицы?.. (О Родине).
7. Чтение. Работа с «Азбукой» с. 53
- Познакомились с новым звуком, узнали какой буквой обозначается на письме новый звук. Следующий этап работы?.. (Чтение слогов с изученной буквой)
- Выполним перед чтением дыхательную гимнастику. Для чего выполняем дыхательную гимнастику? (Дыхательная гимнастика… развивать дыхательную систему, речевой аппарат, правильное ритмичное дыхание)
Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
Читающие дети работают по карточкам.
а) Чтение слогов на с. 53
- Рассмотрите слоги. Как они образовались?..( Слоги образованы слиянием согласного звука с гласным.)
Какая первая буква во всех слогах? (Первая буква т)
– Вижу букву – называю звук…
Физминутка «Тик – так»
Тик – так, тик – так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт.
А внутри сидит кукушка,
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
А часы идут по кругу,
Иногда вдруг отстают,
А бывают все спешат
В долг бежать хотят.
Если их не завидут,
То они совсем встают.
Вот и кончилась игра
Нам за парту сесть пора.
б) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)
- Прочитайте слова. Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?.. (Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным)
кот окуни
котик Никита
кто как
б) Работа с текстом «Хитрый кот».
Чтение хором.
Чтение по цепочке.
Чтение текста одним учеником (3-4 человека).
Беседа по содержанию и озаглавливание:
- Чей был кот?.. (Тани)
- У кого были окуни?.. (У Сани и Никиты)
- Почему слова Таня, Саня, Никита написаны с большой буквы?.. ( Имена людей пишутся с большой буквы.)
- Что сказано про кота?..
- Рассмотрите первый рисунок в учебнике.
-Кто на нём изображён? (кот)
-Что делает кот? (прыгает на окно)
-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.
- Прочте это предложение вслух. (Кот скок на окно.)
Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением.
-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? (Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)
-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.
- Прочитайте предложение вслух.(Кот скок с окна.)
- -Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)
-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением.
-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)
-Каких домашних животных вы знаете?..
-У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)
- Как можно назвать этот рассказ?.. Пересказ текста учащимися.
- Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)
- Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)
в) Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке.
Рассмотрите внимательно рисунок на с.52 и ответьте на вопросы:
- Кто изображён на рисунке?.. (Называют животных и растения изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения.)
- Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?.. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке» и т.д.))
- Прочитайте выразительно отрывок из поэмы…
- На каком дереве была «златая цепь»?.. (На дубе)
– Как автор называет кота?.. (Учёный)
– Что делает кот?.. (Ходит по цепи кругом)
Словарная работа.
Лукоморье - изгиб морского берега.
Златая – золотая.
Кот учёный – умный кот.
8. Закрепление.
- Подведём итог урока:
Сегодня на уроке я познакомился с…
Научился отличать…
Научился читать…
-Кто запомнил, почему говорят лукоморье? ( море изогнуто в форме лука)
-С творчеством и книгами какого поэта познакомились? ( А.С. Пушкина)
- Понравился ли вам урок?...
9. Рефлексивно-оценочный.
- Мне больше всего удалось?..
- Я могу похвалить одноклассника за …
- Я не доволен своей работой на уроке, потому что …
- Я доволен своей работой на уроке, потому что …
Оценивание.
- Ребята! Я очень хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке. Вы - молодцы!
_________________________________________________________________