Час общения «Дом счастья»
в рамках региональной акции «Ангелы здоровья»
Автор составитель: старший воспитатель
ГОУ ТО «Киреевская школа для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Миллер И.В.
Цели: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.
Задачи:
Совершенствовать нравственные качества личности; развитие самотворчества в коллективе, формирование ориентации в социальной и культурной жизни общества (т.е. формирование убеждений, мировоззрений, системы социальных установок).
Способствовать формированию детского коллектива на основе личностно-ориентированного подхода, формированию межличностных отношений, т.е. воспитанию уважения друг к другу, терпимости.
Способствовать воспитанию в детях добрых, человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
Ход классного часа.
Добрый день! Я пригласила вас на час общения , т.к. общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
-Чтобы узнать тему нашей встречи предлагаю вам разгадать ребус
ОЧАГ
В толковом словаре Ожегова написано, что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (это указано на слайде). Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - утверждал Л. Толстой. В народе существует пословица: «Каждый сам творец своего счастья». Творец – это значит строитель.
-Как вы думаете, можете вы быть строителями?
-А что мы будем строить сегодня?
-Дом счастливой семьи.
-Что нам для этого надо выяснить?
-Какая наша цель?
-Попробуем выяснить ,что необходимо для счастливой семьи. Мы построим дом, в котором семья может обрести счастье. Каждый кирпичик нашего дома-это ценное качество ,которое лежит в основе счастья семьи.
Как вы думаете, что нужно, чтобы дом был счастливым? (ответы детей)
А в каком доме будет счастье и в каком доме можно построить счастливую семью и воспитать больше здоровых, достойных граждан мы узнаем, когда создадим проект такого дома счастья - дома мечты, где все будут жить по - сказочному счастливо, в любви и согласии.
Учитель: С чего начинают строительство дома?
Учащиеся: С фундамента!
- Что вы считаете, является фундаментом дома? (ответ - Семейные ценности.)
- А как вы понимаете, что такое семейные ценности? (Ответ ребёнка)
Воспитатель: Семейные ценности – это то, что важно, ценно, уважаемо, всеми членами семьи, это общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь.
- А что, по-вашему, можно отнести к семейным ценностям?
(ответ детей: верность, доверие, любовь, связь с предками, дом)
- Ребята, а что является основой семейного счастья? (ответ детей: любовь)
- Правильно, благополучие и счастье семьи и в нашем доме невозможно без кирпичика «Любовь».
- А что значит любить? Как вы думаете?
(Любить, значит понимать друг друга. Значит, жить дружно и счастливо. Когда в семье царит настоящая любовь она становится высочайшей ценностью).
- Скажите, пожалуйста, а какие бывают типы любви в семье?
(ответ: супружеская, родительская любовь, детская, братская любовь)
- Молодцы, очень хорошо справляетесь!
-
Посмотрите внимательно фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», где Дядя Федор пишет письмо родителям, отправляясь с котом Матроскиным в деревню.
Подумайте и выполните задание.
-Почему мальчик поссорился с родителями и сбежал из дома? (Мама не разрешала ему держать дома животных).
-Как вы думаете, почему в семье Дяди Федора произошла такая ссора с мамой? (Учитель выслушивает мнения детей.)
Назовитете слово, обозначающее то ,чего не было между мамой и Дядей Федором.
(Взаимопонимание) Кладем кирпич ВЗАИМОПОНИМАНИЯ
- А теперь послушайте внимательно притчу, и ответьте на вопрос : что было в одной семье и чего не зхватало в другой?
Притча
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо. Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
... Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Уважение легче воспитывать в культурной обстановке, когда в семье друг на друга не кричат, не ругаются, часто говорят «спасибо», «пожалуйста». А если и делают какие-то замечания, то в тактичной форме, чтобы не обидеть.
Закладываем кирпич -ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ
Воспитатель: Говорят люди: "Было бы :., а остальное купим" (Чего нельзя купить не за какие деньги). Вспомним пословицы и поговорки о здоровье.
Учащиеся: приводят примеры. (Здоровье - дороже всего. Болен - лечись, а здоров - берегись. Здоровье дороже богатства. Здоровье дороже денег: здоров, буду - и денег добуду).
Воспитатель: Закладываем кирпич здоровья. И помним, что в здоровом теле - здоровый дух!
ФИЗМИНУТКА
Мы семья-всегда мы вместе,(кладем руки на плечи друг друга)
Нам нельзя стоять на месте ( шагаем на месте)
И друг другу если можем,
Мы всегда во всём поможем.(взяться за руки)
Маме дружно помогаем-
С полок пыль мы вытираем,(поднимаем руки вврех)
Моем гладкие окошки,(руки перед собой)
Со стола смахнём мы крошки,
Протрясём половики,(руки вверх-вниз)
Чисто вымоем полы.(нагнутся и коснуться носков)
Потрудились, отдохнули,
Сели разом на диваны.(присесть)
Взяли книжки и журналы
И дождались тишины.
Воспитатель: Отлично подзарядились, а теперь продолжаем!
- Как вы думаете, какого кирпичика еще не хватает, чтобы семья прожила долго и счастлива исходя из нашей физминутки? (ответ: труд)
- Да, важной характеристикой является совместный труд и ведение хозяйства. Закладываем кирпич ТРУД
Основа жизни семьи – честный, добросовестный общественный полезный труд. Труд помогает удовлетворить необходимые для жизни потребности в пище, в одежде, в отдыхе. От труда всех членов семьи зависит ее благополучие.
- Ребята, а что мы должны учитывать при строительстве своего дома, основываясь на опыт старших, как вы считаете? (ответ: традиции)
- Правильно, это кирпичик «традиции». - Традиции – это обычаи, привычки, которые передаются из поколения в поколение. Во многих семьях существует традиции праздновать день рождения и другие знаменательные даты.
И в нашей школе сложись свои традиции отмечать новый год, рождество, 23 февраля, 8 марта, день победы, дни рождения. Давайте с вами заглянем в наш семейный альбом (просмотр «семейного» фотоальбома).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «Хорошее настроение». Именно она регулирует погоду в доме.
Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется труба?
Ученик: Труба символизирует выход всех отрицательных эмоций?
Из приведенных глаголов выберите те , которые «можно» появлять в семье и «нельзя» проявлять в семье (кричать, обижать, любить, радоваться, плакать, уважать, сердиться, помогать, обманывать, ревновать, смеяться, ругаться, жалеть, болеть, унывать, мечтать, злоупотреблять, отдыхать, курить, делиться впечатлениями, понимать, прислушиваться, унижать, быть внимательным, заботиться, конфликтовать, уметь прощать, мириться, осознавать свои ошибки, поддерживать, огорчать, доверять, пить)
МОЖНО на крыше размещаем, НЕЛЬЗЯ – из трубы на облаках пишем.
- Ах да, совсем забыли, что за дом без окон? Для окон я вам предлагаю 4 цвета: Желтый, синий, зеленый, красный. (звучит песня «Родительский дом»)
Зеленый цвет – принесет в дом спокойствие;
Желтый цвет – принесет в дом тепло;
Синий цвет – принесет мир и покой;
Красный цвет – принесет в дом благополучие.
- Как вы считаете, что должно пройти в наш дом, через эти открытые окна?
А теперь, выберите цвет и поместите его в окошко.
- Вот наш дом и построен. Посмотрите, какой получился красивый дом. Вы выбрали прочный строительный материал - Семейные ценности, Любовь, взаимопонимание, взаимоуважение, здоровье, труд, традиции и хорошее настроение.
- А теперь этот дом, давайте согреем теплом лучей солнца. Ведь солнце – это символ тепла и доброты. - А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки посмотрим, друг на друга и улыбнемся. И пусть наш дом наполнится теплом наших улыбок.
- Ребята, для вас домом является наша школа. Это не только место, где вы получаете знания, но и место где всегда тепло и уютно, где есть наш уважаемый директор, учителя, воспитатели, которые вас каждого любят, понимают, уважают, ценят независимо от учебных успехов или качества характера.
- Дорогие дети! У нас с вами получилась теплая, семейная встреча и мне бы хотелось узнать ваше мнение, интересно ли вам было строить дом «Счастья»? и что вам запомнилось?
Спасибо за внимание!