СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект дистанционного занятия в объединении по лепке из глины для детей 1-го года обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Занятие "Петровская глиняная игрушка. Зарождение промысла. Лепка свистульки-птицы" в период дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект дистанционного занятия в объединении по лепке из глины для детей 1-го года обучения»

Тема «Петровска глиняная игрушка.

Зарождение промысла.»

Педагог дополнительного образования: Павлючкова Елена Викторовна

Дата проведения: 6.04.2020 г.

Занятие №1

Ход занятия:


На Костромской земле всегда были хорошие глины и успешно развивался гончарный промысел. Было построено 130 кирпичных заводов. Известно, что где лепят горшки, там и игрушка-свистулька обязательно появляется.

В те далёкие времена эта часть Костромской губернии являлась Буйским уездом Молвитинской волости. Гончарное ремесло было распространено повсеместно, а центр был в деревне Петровское.

В конце 19 в. почти все мужчины деревни в 27 дворов занимались гончарным ремеслом. Гончарство было сезонное, только зимой. Летом печь не топили. Торговля тоже зимой в основном шла: на санях возить посуду удобней. Гончарные деревни стояли друг от друга километрах в 80-100. То есть продавали в радиусе около 50 километров. Много было препятствий на пути домой, не так легко деньги довезти до дома. И пропивали, и в деревнях по дороге ждали их мужики, предлагая в картишки перекинуться. Знали ведь, что с деньгами едут. Поэтому петровская игрушка по России не разошлась. Здесь делалось, здесь, здесь же и продавалось. А вот время изначального возникновения промысла доныне неизвестно.

Гончаров звали сажеедами, потому что сажа накапливалась на потолке до пяти сантиметров. Всё делали мужчины от начала до конца. Единственное, чем помогали женщины,- это укладкой горшков в печи.

Глину искали постоянно. Возили за 40 вёрст. В начале зимы заготавливали. Вырубали большими кирпичами - и на поверхность, а потом на санях возили. Занимались серьёзно, ямы разрабатывали поколениями. До пяти метров копали. Иногда в них и людей заваливало. У каждой семьи была своя яма.

Сосуды, слепленные петровскими мастерами, имеют сходство с традиционными славянскими сосудами. В украшении использовали линейный, ногтевой и волнистый орнаменты.

Во второй половине 20-го века стал пропадать спрос на глиняную посуду, и промысел стал угасать. В 60-е годы меняется экономика России. У крестьян появляются деньги. До этого времени посуда менялась на продукты, стали покупать фабричные чугунки, сковородки, миски. Гончарам работать стало невыгодно. Мастера перешли только на свистульки да игрушки, но среди молодёжи почти не нашлось продолжателей и этого. Так почти и утратилась и известная когда-то Петровская игрушка.

А в былые годы мальчики садились за гончарный круг с восьми лет. Между тем официально Петровская глиняная игрушка признана народной только в 1970-е годы.


Продолжение традиции.

Часто костромскую игрушку называют «сусанинской». А как же «петровская»? Это одно и то же. Деревня Петровское находится в Сусанинском районе. Игрушки делали и в Сусанино, и в Петровском. Поэтому и называют свистульки и так, и так.

Иногда можно услышать и ещё одно название петровской игрушки - «ивановская» по фамилии мастера Иванова, благодаря наследию которого, возродили сегодня традицию игрушки.

В середине 20-го века в двух когда-то самых промысловых деревнях Сусанинского района оставалось по одному мастеру, продолжающему традиции промысла,- Павел Алексеевич Иванов (1908-1984 г.г.) и Александр Васильевич Зайчиков (1902-1979 г.г.). Сегодня их игрушки — музейная редкость и гордость коллекционеров.

В наше время Петровская игрушка активно возрождается. Появились мастера, много делающие для популяризации и возрождения народной свистульки в Костромской области.

Среди мастеров известен Михаил Шмаров, который проводит много мастер-классов, участвует в различных выставках.

В деле возрождения Петровской игрушки большая доля принадлежит студии «Весна», которую основала Людмила Николаевна Гладких, ведущий педагог по традиционной глиняной нородной игрушке и керамике. Из стен студии уже вышли молодые мастера-гончары, продолжатели традиции петровской игрушки.

В Костроме есть и Музей народных промыслов «Петровская игрушка», где так же действует мастерская.


Особенности.

Петровскую игрушку можно отнести к разряду музыкальных инструментов. В древности такие свистульки, изображающие животных, использовали в качестве оберегов, отгоняющих злых духов.

Прежде игрушки не превышали в высоту 8-9 сантиметров, но в последнее время стали лепить игрушки гораздо крупнее — до 14-17 сантиметров в высотой. Такая «гигантомания» в некоторой степени оправдана тем, что в наше время игрушка народных мастеров уходит из мира детей в мир взрослых, превратившись в камерную скульптуру. И всё-таки нельзя не признать, что с увеличением размеров свистульки немало потеряли в своей выразительности. Механическое увеличение масштабов повлекло за собой нарушение сложившегося образа. В течении многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила именно кисть ребёнка. Ребёнок должен свободно держать свистульку в руке.

На свистульках по бокам делают от двух до шести отверстий, по очереди зажимая которые, можно наигрывать музыку. Изображаю обычно волшебных птиц, коней, популярны олени, причудливые петухи и козероги. Разнообразны фигурки людей: цари, кормилицы, мужики с балалайками и гармошками.

Прежде ассортимент был не так разнообразен, современные мастера расширили его, применяя фантазию, но соблюдая традиции. Кроме свистулек делают колокольчики и просто фигурки, но редко.

Писками называют штампы, сделанные из глины или дерева. Глиняные писки покрывают суриком и обжигают.Их форма разнообразна: встречаются писки овальные, круглые, кольцевидные, спиральные, прямоугольные, звездообразные, крестообразные.

Орнамент на игрушки наносится палочкой-пиской, ножом и ногтем.Это ёлочки, ромбики, различные знаки и символы. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием-тиснением археологи называют «ямочным», он существует тысячелетия и вот в петровской игрушке сохранился до наших дней.

Особенность петровской игрушки не только в оригинальном зелёно-золотом цвете. Самое главное, что она очень красивого орнамента, который состоит из древних языческих славянских знаков, которыми также украшены наличники старых домов Костромы. А одна из основных фигурок петровской игрушки — остроносая баба со вскинутыми руками — олицетворение славянской богини Макошь, в в христианской традиции превратившейся в святую Параскеву Пятницу. Петровская игрушка — единственное в России «игрушечное» воплощение богини. Языческие традиции в этом лесном крае были так сильны, что их не удалось вытравит ни многовековым христианством, ни советским атеизмом. Славянская Макошь, украшенная древним орнаментом, как правило, ставилась крестьянами в «красный» угол, рядом с иконами.

Все фигурки имееют знак солнца. Состоит он из восьми лучей, окружённых точками. Обязательно восемь лучей: четыре части дня — малый солнечный круг, и четыре части года — большой солнечный круг. Такой своеобразный крестьянский календарь. Часто бывают «ёлочки» рядами. Это стоящие хлеба, колосья. Иногда в них вставлены ряды точек — символика дождя. Также все игрушки украшались цветами с шестью лепестками. Это символ Перуна Громовержца или знак плодородия. Ещё часто встречается ромб — символ вспаханного поля. А если там точка — поле засеяненое. Ну а сама Макошь — покровительница судьбы, плодородия и женщин. Она также вырезана в Костроме почти на всех наличниках. Любая русская народная игрушка вышла из язычества и древней обрядовости. Но петровская — просто концентрат славянских символов- культовые образы оленей с трезубцами, утки с мировым деревом на груди, «розетки» Перуна. Во многих фигурках можно прочитать целый народный календарь, поучающий, «когда тжениться, когда не жениться».

Затем игрушка покрывается поливой и приобретает зелёный цвет.

В прежние времена в состав поливы для глазури в Сусанинском промысле применяли сурик, который вреден для здоровья, поскольку в его состав входит свинец.

В наши времена сурик не применяют и глазурь приобрела зеленоватый цвет. Такая глазурь экологически чистая.

Характерный для петровской свистульки вид- три точки опоры: две ножки и хвостик-свисток.


Лепка свистульки-птицы

1) Глина хорошо размешивается, удаляются посторонние примеси в виде камушек, травинок и других «неопознанных и опознанных лежащих объектов» (нло). Кусок полученного материала должен быть средней консистенции: не быть слишком мягким (иначе он не будет держать форму) и слишком твёрдым, в этом случае глина от соприкосновения с руками быстро вберёт их тепло, то есть затвердеет и плохо поддастся обработке.

Свистулька может изображать как птичку, так и коня или другого животного. Тулово в петровской игрушке одинаково у всех персонажей, как впрочем и во многих народных промыслах, разным является верх «организма» - голова со всеми её достопримечательностями.

Начальная стадия создания игрушки - это лепка туловища, которое в отличие например от кировской игрушки свистульки должно быть полым изначально для характерного в данном случае извлечения звука из нашего будущего персонажа.

Раскатываем шар круговыми движениями руки, заглаживание производим не забывая чередовать действия правой- рабочей и левой-прокручивающей рук. Пальцы левой руки держат шар закрывая половину, а то и меньше рабочего глиняного объёма, для того, чтобы пальцы правой руки обрабатывали максимальную площадь нашего тела вращения. Движения пальцев левой руки производить по кругу, при необходимости нажать на выступающую поверхность в виде бугров подушечкой большого пальца.

2. Полученный шар плющим для получения пласта толщиной примерно 10 мм.. Можно пластину получить путём раскатывания шарика скалкой или другим предметом, имеющим цилиндрическую форму.

3. Пластину оборачиваем вокруг пальца, чтобы получить необходимую нам форму конуса (морковки). Соединительный шов ликвидируем перемещая излишнюю часть глины по пластине в сторону затирки, или же выравниваем поверхность за счёт раскатанного дополнительно жгута, распределяя его толщину по соединяемым поверхностям.

4. Придав вершине конуса необходимый для свистка изгиб и вращая по ней смоченную подушечку большого пальца, получим плоскость в виде круга пока для одного отверстия будущего так называемого «музыкального инструмента».

Свисток будем делать после полностью вылепленной игрушки, так как работая нам приданием нужной формы и характерных деталей животного, пальцы могут нечаянно деформировать созданный свисток, игрушка не издаст звука, и необходимые для этого отверстия-каналы придётся воспроизводить заново.

5. Подготовив две цилиндрические детали для ног, придаём им форму усечённого конуса: можно одну часть «колбаски» раскатать между ладонями (локтевые стороны кистей рук примыкают друг к другу под углом), заострить деталь можно обминкой нужной части цилиндра между пальцами, как выше сказано для придания детали формы свистка.

Основание конуса подготавливаем для примыкания к тулову, для чего противоположную острию «морковки» часть, можно немного сделать вогнутой, чтобы точек соприкосновение соединяемых деталей было как можно больше. Достаточно совершить несколько круговых движений подушечкой большого пальца по основанию ноги, регулируя приложенную силу, чтобы получилась необходимая нам вогнутая поверхность. На основании ног делаем насечки для наилучшего сцепления двух деталей.

Ноги должны быть достаточно высокие, выдерживаем характерные костромской игрушке пропорции. При необходимости наращиваем конечности, добавляя глину.

6. Соединение частей производим примазыванием ног к широкой части тулова птицы, предварительно сделав на нём в месте примыкания конусов насечки. Присоединяемые детали соединяем жгутом, равномерно распределив его толщину по соединяемым поверхностям; или же можно использовать излишнюю часть глины путём перемещения её с поверхности, имеющей излишний объём, как сказано выше.

Конец ног загибаем и закругляем (характерная особенность петровской игрушки).

7. Сделаем конус для головы свистульки, желательно подлинней, верхнюю часть которого загибаем. При сгибании пальцы обоих рук, обхватывающих части конуса стремятся приблизиться друг к другу чтобы свести к минимуму возникновение пустот шее и голове, ведущих в конечном итоге к малой прочности фрагмента этой детали.

К тулову приклеиваем голову используя насечки и шликер (жидкую глину), предварительно обработав основание шеи, применяя метод крепления ног.

Характерная особенность петровской игрушки - наклон головы обязателен, шея чуть отклонена назад.

8. Для гривы глину можно взять путём перегонки с шеи, используя пластический способ лепки, или же вылепить дополнительно жгутик, имеющий неоднородную толщину и увеличенный в середине (конструктивный способ), при этом тщательно замазываем места присоединения.

Если же у нас птица, формируем хохолок и клюв, используя тот или иной метод как и у коня.

9. Продекорируем игрушку после, а пока же займёмся изготовлением свистка. Как мы знаем свук возникает в свистке от того, что воздух, вдуваемый с силой в канал мундштука, рассекается об острый клиновидный срез стенки. Часть воздуха выходит наружу, другая часть попадает в полость свистка.

Одно отверстие расположено вдоль тулова свистульки, другое начинаясь в «хвостике» - мундштуке. Первое (будем считать основным — оно несколько больше в толщине) со стороны живота- внутренней части тулова; создавая его желательно взять стержень потолще, можно прямоугольного сечения.

Отверстие из мундштука расположено под углом к первому. При отсутствии свиста меняем угол наклона какого- либо отверстия или обоих (желательно угол между отверстиями делать чётким и острым). Погружаем стержень в глину смоченным, так как глина, прилипшая к палочке не позволяет полученному каналу иметь ровные стенки, гладкость которых необходима для получения чистого звука.

Ещё одна характерная особенность костромской игрушки — наличие на боках двух круглых отверстий, помогающих издавать «переливчатые трели», что нужно сделать и нам.




10. Теперь можно переходить к декорированию — заключительному этапу лепки свистульки. Используем предложенный узор, который наносим заострённой влажной палочкой, не забывая периодически её очищать.

В ылепленной игрушке желательно иметь высоту около 15,5 см. Если изгиб шеи животного недостаточен, изменим линию шеи.