.
План занятия | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок: – Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте! Давайте дружно, скажем «Здравствуйте!» друг другу. Приветствие класса (хором): - Здравствуйте! Ребята, пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками на нашем сегодняшнем занятии. Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы! | Самоорганизация на учебную деятельность. |
2. Постановка проблемы, формулирование темы занятия. | проблемное обучение, частично-поисковый | познавательные : выбор критериев для классификации материала; коммуникативные : планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации; личностные: формирование взаимоуважения регулятивные: целеполагание | Групповая работа: - Соберите пословицы из фрагментов, написанных на полосках. - Как вы понимаете смысл названных пословиц? - Какие из них связаны с нашими факультативными занятиями? - Как вы можете сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия? | Собирают пословицы: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Не спеши языком, торопись делом. Любишь кататься, люби и саночки возить. Весна красна цветами, а человек – делами. Долог день до вечера, коли делать нечего. Объясняют значение пословиц. Формулируют тему занятия: «Речевой этикет в русских народных пословицах и поговорках» |
3. Индивидуальная работа | частично-поисковый | познавательные : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами коммуникации; регулятивные: целеполагание | - Речевой этикет является составной частью культуры поведения и общения человека. Формулы речевого этикета закрепились в пословицах. - Выберите пословицу, которая может стать вашим девизом. | Читают пословицы. Объясняют одну из пословиц, приводят примеры. |
| | познавательные : поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата. | - Являясь элементом национальной культуры, речевой этикет отличается яркой национальной спецификой. Русские люди всегда отличались дружелюбием, вежливостью, общительностью. Но, к сожалению, встречаются и те, кто похож на героя стихотворения, которое вы сейчас услышите. -Вы узнаете в ком-нибудь из своих знакомых героя этих строк? Давайте отныне более тщательно следить за языком, не засорять его ненужными словами. И вы сразу заметите, насколько красивой и грамотной станет ваша речь! — Не бойтесь произносить вежливые слова. Вспомните, какие из них вы знаете? | Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение “Как его зовут?” Называют вежливые слова. |
4. Физминутка (пауза релаксации) | игра | личностные: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физминутка «Круг вежливых слов». - Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. – Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!» | Выполняют упражнения. |
5. Работа в парах | игра, проблемное обучение | личностные: работа в команде с одноклассником, под руководством учителя. коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | - Составьте вежливый диалог на темы: “Я в библиотеке”, “Я в гостях ”, “Телефонный звонок заболевшему другу”. - Очень богат наш язык, есть из чего выбирать, но, выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе. | Выбирают тему диалога, обсуждают тему в парах. |
7.Индивидуальная работа | частично-поисковый | познавательные : поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата. | Прочитайте текст «Талант общения» (см. Приложение), выпишите черты характера, говорящие о воспитанности человека. | Работают с текстом (Здоровается, умеет быть ровным, доброжелательным, не бросает хмурый взгляд, не закрывает демонстративно окно, вежлив.) |
8. Тестирование. | исследовательский | познавательные : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Давайте узнаем, умеете ли вы быть хорошими собеседниками. Тест «Хороший ли ты собеседник» (см. Приложение) | Проходят тест, анализируют данные. |
9. Инсценировка. | ролевая игра | личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивные : адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач |
- А всегда ли люди бережно относились к языку? Перенесемся на минуту в древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксенона и его раба - первого баснописца Эзопа. | Инсценируют притчу — Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь в мире, где она? — Вот, мой господин, это – язык! — Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь? — Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык- это первые слова ребенка:”мама”, “солнце”,”цветок”. Язык дает нам возможность понимать друг друга. Язык- это целый мир. - Ну, хорошо! Я велел тебе купить самую дешевую вещь в мире. — Вот она, мой господин. — Снова язык? -Да. Язык- это самая дешевая вещь в мире, язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы. |
10. Обобщение изученного | объяснительно-иллюстративный | личностные:соотношение своей части работы с общим замыслом. регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | - Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Вот что гласит народная мудрость по этому поводу.  - Выпишите в тетрадь три пословицы, которые вам более близки. Объясните ваш выбор. Очень хорошо сказал о значении слова поэт Михаил Матусовский. В стихотворении «Есть слова пострашнее, чем порох». В завершении нашего сегодняшнего разговора я предлагаю вам послушать замечательную песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты». | Читают, выписывают и озвучивают выбранные пословицы. Объясняют значение пословиц. Слушают песню. |
11. Рефлексия | частично-поисковый | регулятивные: рефлексия, коммуникативные: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Давайте вместе сформулируем правила речевого этикета Избегайте_____ и речевого _____ Говорите ______,_____,_____ Прежде, чем сказать, подумайте _______и _____ говорить Умейте находить общий язык с ___человеком Вежливость – основа _____ в любой сфере жизнедеятельности человека. Умейте __________ Слова для справок (многословие, однообразие, просто, понятно, доступно, зачем, о чём, успех, каждый, слушать) | Формулируют правила речевого этикета |
12.Самооценка | | личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; регулятивные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | - Ребята, думаю, сегодняшнее занятие не пройдёт для вас бесследно. Оцените свою работу, продолжив фразу: я открыл для себя … я узнал … я задумался … я научился | Оценивают работу на занятии |