Конспект физкультурно-оздоровительного мероприятия
во второй младшей группе
«В гости к доктору Айболиту»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме профилактики плоскостопия.
Задачи:
познакомить с причинами возникновения плоскостопия;
познакомить с основами профилактики и специальными упражнениями, способствующими укреплению сводов стопы;
вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями ее решения;
формировать у детей и их родителей практические навыки по профилактике плоскостопия;
формировать первичные ценности представления о здоровье и здоровом образе жизни.
Предварительная работа: подбор физических упражнений, изготовление оборудования, подбор музыкального сопровождения, игры и упражнения в свободной деятельности с детьми.
Оборудование: мягкие игрушки: белка, медвежонок, заяц, маска волка, массажные дорожки различного вида, массажные и синтепоновые мячи по количеству детей, спортивное оборудование (скамейки, обручи, тоннель, канат), белый материал для игры «Сугроб».
Участники мероприятия: дети второй младшей группы, родители, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, для того чтобы поговорить о проблеме профилактики плоскостопия.
Плоскостопие – одно из наиболее часто встречающихся заболеваний костно-связочного аппарата у детей. Это деформация стопы, при которой уплощается ее свод, и плоская подошва соприкасается с полом всей своей поверхностью. Мы не можем с вами утверждать есть плоскостопие у ребенка, или нет, так как это все - таки диагноз, и поставить его может только врач – ортопед. Плоскостопие может быть как врожденным, так и приобретенным в любом возрасте. Но известно, что после достижения ребенком 2-3 лет кости, мышцы и связки становятся более прочными, и с этого возраста примерно до 6 лет длится процесс формирования правильной формы стопы и это самый благоприятный период для профилактики данного заболевания.
Многие родители воспринимают это заболевание только как косметический дефект. Но эта болезнь требует более пристального внимания и своевременного лечения детей. Несмотря на изменения в костно-опорном аппарате, плоскостопие чревато возникновением последующих заболеваний голеней, коленных суставов, позвоночника и даже внутренних органов.
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания - гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.
Среди гигиенических факторов важным условием предупреждения деформации стоп является гигиена обуви и правильный ее подбор. Обеспечить ребенка правильно подобранной обувью (по размеру, из натурального материала, с жестким задником, гибкой подошвой и небольшим каблучком). Главным критерием выбора обуви должна стать не красота ее, а соответствие вышеперечисленным требованиям. Для ребенка обувь должна быть максимально комфортной и удобной: чтобы пальчики свободно располагались, а пятка была надежно зафиксированной.
Для занятий физическими упражнениями следует использовать соответствующую обувь с эластичной подошвой, обеспечивающей амортизацию при беге, прыжках и других движениях.
Регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например, хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста пристальное внимание следует уделять формированию навыка ходьбы. Не допускать постановку ноги на всю стопу, шлепанье, шарканье.
В целях профилактики плоскостопия рекомендуется шире применять различные виды ходьбы, включая ходьбу по наклонной доске (угол наклона доски 10° и более), а также ребристым доскам, рейкам или палочкам, положенным на пол так, чтобы на них приходилась середина стопы.
Кроме того, профилактике и коррекции функциональной недостаточности стоп способствуют плавание и езда на велосипеде.
При профилактике плоскостопия необходимо уделять внимание укреплению мышц стопы не только путем варьирования различных вышеперечисленных упражнений, но и путем использования специально подобранных упражнений.
Сегодня на нашем занятии инструктор по ФК нашего детского сада, Виктория Владимировна, познакомит вас с примерными упражнениями для укрепления мышц стопы, а совместное выполнение этих упражнений с детьми поможет вам лучше их запомнить, почувствовать влияние этих упражнений на стопу. Думаю, что прежде чем требовать от ребенка выполнения упражнений, следует сначала сделать их самим, чем мы с вами сейчас и займемся.
В зал приглашаются дети.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к вам на занятие пришли ваши родители. Давайте помашем им ручкой и улыбнемся.
Получен от природы в дар
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
Ребята, а что надо делать, чтобы быть здоровыми? (хорошо кушать, делать зарядку, принимать витамины )
Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать и т. д.)
Я предлагаю вам сходить сегодня в гости к самому доброму доктору. Как вы думаете его зовут? (Доктор Айболит)
Доктор Айболит живет очень далеко, за лесом, за горами и болотами. Как вы думаете, мы сможем туда добраться?
Ну, ребята, у нас впереди сложный и опасный путь.
Мы пойдем по каменистой тропинке, по бревну, перейдем пропасть по канату, проберемся через топкое болото по кочкам и проползем через темную нору. Не боитесь? Ребята, а давайте возьмем с собой мам. Берите своих мамочек за ручку и в путь!
Комплекс специальных упражнений направленных на профилактику плоскостопия ( проводит инструктор по ФК).
Массажные дорожки различного вида по пути всего следования к доктору Айболиту;
«Поможем белочке» - с помощью пальцев ног собрать мелкие предметы с пола;
«Здравствуй Мишка» - упражнения с массажными мячами;
«Я волчонка не боюсь» - подвижная игра «Зайцы и волк»
(В конце полосы препятствий дети подходят к двери, из-за нее появляется доктор Айболит).
Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Какие вы все красивые, румяные, здоровые. Звери лесные рассказали мне, что вы занимаетесь физкультурой и делаете специальные упражнения, чтобы ваши ножки никогда не болели. За это я приготовил для вас угощение. Но просто так я вам его не отдам. Угощение спрятаны в сугробе, только в каком не помню. Будем искать?
Игра «Сугроб»
(в один из игровых моментов в «сугроб» подкладываются конфеты (витамины).Доктор Айболит угощает детей витаминами).
Спасибо, ребята, что навестили меня, но мне пора возвращаться в лес к своим зверятам. До свидания, будьте здоровы. (Доктор Айболит уходит)
Воспитатель: Ну, а нам, ребята, пора возвращаться к своим мамам и папам.
Уважаемые родители, мы очень надеемся, что это занятие было для Вас полезным. И Вы будете продолжать работу по профилактике детского плоскостопия в домашних условиях.
Дети любят играть, весело прыгать, быстро бежать.
И что бы все успевать ножки нужно развивать.
Всего Вам доброго, будьте здоровы.