СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фрагмента урока "Развитие быстроты двигательной реакции на звуковой, зрительный и тактильный сигнал

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке используется групповой, фронтальный, индивидуальный способы организации учащихся с применением элементов спортивных и подвижных игр

Просмотр содержимого документа
«Конспект фрагмента урока "Развитие быстроты двигательной реакции на звуковой, зрительный и тактильный сигнал»

План-конспект фрагмента урока по физической культуре в 7 классе

по теме «Развитие быстроты двигательной реакции на звуковой, зрительный и тактильный сигнал»

Место проведения: спортзал

Инвентарь: малый мяч, теннисные ракетки, кубики, кегли, бумажная «дубина», колокольчик, спортивные номера, линейки 25-30 см или карандаши, повязки на глаза

Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 153» Кировского района г. Казани Мандрыка Лариса Анатольевна

Цель урока:

- Развитие двигательной реакции учащихся с помощью упражнений в парах, группах, подвижных и спортивных игр

Задачи урока:

- Развитие двигательной реакции учащихся на звуковой, зрительный и тактильный сигналы

- Знакомство с понятиями «простая» и «сложная» двигательная реакция

- Формирование стремления и потребности к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом

Использованная литература: ресурсы Интернета, журналы «Физическое воспитание в школе», журналы «ФК в школе»



Части урока и их содержание

Время дозировка

Методические указания

Примечания

Основная часть урока

20 минут



Существует простая и сложная двигательные реакции. Простая двигательная реакция характеризуется заранее известными двигательными действиями на заранее известный сигнал. Сигнал может быть звуковым, зрительным или тактильным.

Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например: вытянуть вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой ученик держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку. Затем он неожиданно отпускает линейку, а партнер должен как можно быстрее схватить ее.



Вопросы к учащимся: какая двигательная реакция проявилась в этом упражнении – простая или сложная, какой сигнал побудил нас к действию, у кого линейка преодолела наименьшее расстояние, у кого упражнение не получилось.



Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой или обеими по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из трех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку.




Вопросы к учащимся: какой сигнал побуждает нас к действиям, кто справился и не справился с упражнениями.


Эти две игры легко применять дома не только для развития быстроты двигательной реакции, но и для организации досуга. Однако мы с вами находимся на уроке физической культуры и должны рассмотреть это качество с точки зрения спорта.


Вопрос к учащимся: в каких видах спорта проявляется быстрота двигательной реакции, в каких видах спорта это качество особенно необходимо.



Продолжаем изучать упражнения на развитие быстроты двигательной реакции. Усложняем двигательные действия: добавляем проявление силы, ловкости и не один сигнал.



Упражнение «Поединок с ракетками»

Двое учеников берут по ракетке настольного тенниса (ее может заменить учебник или кусок фанеры и т.д.) и кладут на нее кубик. Ракетку с кубиком берут в левую руку, отводят ее в сторону. По сигналу, свободно передвигаясь, каждый пытается взять кубик с ракетки партнера, не уронив при этом свой.


Упражнение «Кто опрокинет кеглю»

Соединив руки скрестно, перетягивая партнера к себе, ученики пытаются заставить друг друга опрокинуть кеглю, которая стоит на полу между ними.


Для развития двигательной реакции на звуковой сигнал можно придумать огромное количество игр и упражнений. Но, прежде чем их применить, я предлагаю вам «настроить» слух с помощью игры, которую можно использовать в любом возрасте, в любой компании.


Игра «Биг-Мак»

Организуется большой круг. Все разбиваются на пары и выбирают для себя словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. (например: Бик-Мак, кошки-мышки, елки-палки и т.д.) Всем завязываются глаза, или просто их закрывают, и до конца игры не открывают. По условиям игры можно произносить только свое выбранное слово. Затем перемешивают всех так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с завязанными глазами и, выкрикивая только свое слово, находят друг друга.



Для ознакомления с народной игрой болгарских ребят, можно провести игру «Колокольчик и дубина».

В очерченный круг встают два игрока, у одного завязаны глаза в руках «дубина» из бумаги, к ноге второго привязан колокольчик. Игрок с колокольчиком передвигается по кругу так, чтоб колокольчик звучал. Игрок с завязанными глазами, реагирует на звук и имеет право только на один удар. Второй пытается увернуться.



Упражнения на развитие двигательной реакции на зрительный сигнал.

Учащиеся выстраиваются у лицевой линии баскетбольной площадки по парам в затылок друг другу в две шеренги. По сигналу учителя из разных исходных положений учащиеся стартуют в одном направлении, при этом игрок, стоящий во второй шеренги, пытается догнать игрока с первой.


Наиболее яркий пример проявления быстроты двигательной реакции присутствует в игре баскетбол. В этой игре необходимо уметь быстро реагировать на звуковой (свисток, хлопок, окрик и т.д.), зрительный (жесты руками, полет мяча) и тактильный (толчок, похлопывание по плечу и т. Д.) сигналы. Но мы ее усложним тем, что будем играть без ведения и мячом малого размера.


Игра «10 передач»

Класс делится на две команды. Передавая мяч друг другу, команда между собой должна выполнить 10 передач подряд. Вторая команда пытается завладеть мячом и помешать им выполнить эти передачи. Как только мячом завладела другая команда, счет начинается заново.


Спортивная задача: как могут четыре человека отжиматься от пола одновременно, при этом, не касаясь пола ногами.





2 минуты

































































5 минут




















3 минуты


























2 минуты












3 минуты




















5 минут















Упражнения выполняются в парах.

Линейку держать таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром ладони партнера (на расстоянии 1-2 см от нее).

Предплечье должно оставаться неподвижным






















Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.

































Партнеров выбирать по уровню развития ловкости, а также по принципу: левша с левшой, правша с правшой.







Партнеров выбирать по весовой категории.






















Как только пара объединилась, игра для них закончилась.






Игра развивает ловкость, слух и быстроту двигательной реакции.












Упражнения выполняются в парах.


Интервал и дистанция 3 шага.


















Для удобства одна из команд надевает майки с номерами.






Разделить класс на две группы. Если они ее решат, то пусть продемонстрируют. Если не решат – задать ее на дом





Дать понятия звукового, зрительного и тактильного сигнала






Линейку можно заменить карандашом


Расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать быстроту реакции.




Дома сравнить свою быстроту двигательной реакции с быстротой двигательной реакции родителей, сделать вывод: улучшается или ухудшается быстрота двигательной реакции с возрастом.













Сначала объяснить эту игру с простой двигательной реакцией (удар по ладоням только двумя руками), а затем усложнить тремя вариантами: партнер, чьи ладони снизу, сам решает, как ударить по ладоням партнера – только правой рукой, только левой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками поочередно



Еще раз дать понятие сложной двигательной реакции и тактильного сигнала.









Необходимо подвести учащихся к ответу о том, что практически во всех видах спорта (единоборствах, игровых) необходима быстрота двигательной реакции















При нехватке времени применить только одну игру















Следить за цензурностью слов.

Как вариант можно использовать игру «Кис-Мяу»: смысл тот же, но команды состоят из нескольких человек, и объединяются в группы выкрикивая: одна команда «Кис», другая «Мяу»


Игра проходит на высоком эмоциональном уровне.








Игру провести только для ознакомления с одной парой.












Уделить особое внимание технике безопасности.


Можно использовать звуковой и зрительный сигнал























Спортивная задача на дом: как в мокром лесу могут отдохнуть одновременно сидя 10 человек и больше, не имея при этом никаких приспособлений