Существует простая и сложная двигательные реакции. Простая двигательная реакция характеризуется заранее известными двигательными действиями на заранее известный сигнал. Сигнал может быть звуковым, зрительным или тактильным. Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например: вытянуть вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой ученик держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку. Затем он неожиданно отпускает линейку, а партнер должен как можно быстрее схватить ее.
Вопросы к учащимся: какая двигательная реакция проявилась в этом упражнении – простая или сложная, какой сигнал побудил нас к действию, у кого линейка преодолела наименьшее расстояние, у кого упражнение не получилось. Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой или обеими по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из трех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Вопросы к учащимся: какой сигнал побуждает нас к действиям, кто справился и не справился с упражнениями. Эти две игры легко применять дома не только для развития быстроты двигательной реакции, но и для организации досуга. Однако мы с вами находимся на уроке физической культуры и должны рассмотреть это качество с точки зрения спорта. Вопрос к учащимся: в каких видах спорта проявляется быстрота двигательной реакции, в каких видах спорта это качество особенно необходимо. Продолжаем изучать упражнения на развитие быстроты двигательной реакции. Усложняем двигательные действия: добавляем проявление силы, ловкости и не один сигнал. Упражнение «Поединок с ракетками» Двое учеников берут по ракетке настольного тенниса (ее может заменить учебник или кусок фанеры и т.д.) и кладут на нее кубик. Ракетку с кубиком берут в левую руку, отводят ее в сторону. По сигналу, свободно передвигаясь, каждый пытается взять кубик с ракетки партнера, не уронив при этом свой. Упражнение «Кто опрокинет кеглю» Соединив руки скрестно, перетягивая партнера к себе, ученики пытаются заставить друг друга опрокинуть кеглю, которая стоит на полу между ними. Для развития двигательной реакции на звуковой сигнал можно придумать огромное количество игр и упражнений. Но, прежде чем их применить, я предлагаю вам «настроить» слух с помощью игры, которую можно использовать в любом возрасте, в любой компании. Игра «Биг-Мак» Организуется большой круг. Все разбиваются на пары и выбирают для себя словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе. (например: Бик-Мак, кошки-мышки, елки-палки и т.д.) Всем завязываются глаза, или просто их закрывают, и до конца игры не открывают. По условиям игры можно произносить только свое выбранное слово. Затем перемешивают всех так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с завязанными глазами и, выкрикивая только свое слово, находят друг друга. Для ознакомления с народной игрой болгарских ребят, можно провести игру «Колокольчик и дубина». В очерченный круг встают два игрока, у одного завязаны глаза в руках «дубина» из бумаги, к ноге второго привязан колокольчик. Игрок с колокольчиком передвигается по кругу так, чтоб колокольчик звучал. Игрок с завязанными глазами, реагирует на звук и имеет право только на один удар. Второй пытается увернуться. Упражнения на развитие двигательной реакции на зрительный сигнал. Учащиеся выстраиваются у лицевой линии баскетбольной площадки по парам в затылок друг другу в две шеренги. По сигналу учителя из разных исходных положений учащиеся стартуют в одном направлении, при этом игрок, стоящий во второй шеренги, пытается догнать игрока с первой. Наиболее яркий пример проявления быстроты двигательной реакции присутствует в игре баскетбол. В этой игре необходимо уметь быстро реагировать на звуковой (свисток, хлопок, окрик и т.д.), зрительный (жесты руками, полет мяча) и тактильный (толчок, похлопывание по плечу и т. Д.) сигналы. Но мы ее усложним тем, что будем играть без ведения и мячом малого размера. Игра «10 передач» Класс делится на две команды. Передавая мяч друг другу, команда между собой должна выполнить 10 передач подряд. Вторая команда пытается завладеть мячом и помешать им выполнить эти передачи. Как только мячом завладела другая команда, счет начинается заново. Спортивная задача: как могут четыре человека отжиматься от пола одновременно, при этом, не касаясь пола ногами. | 2 минуты 5 минут 3 минуты 2 минуты 3 минуты 5 минут | Упражнения выполняются в парах. Линейку держать таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром ладони партнера (на расстоянии 1-2 см от нее). Предплечье должно оставаться неподвижным Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях. Партнеров выбирать по уровню развития ловкости, а также по принципу: левша с левшой, правша с правшой. Партнеров выбирать по весовой категории. Как только пара объединилась, игра для них закончилась. Игра развивает ловкость, слух и быстроту двигательной реакции. Упражнения выполняются в парах. Интервал и дистанция 3 шага. Для удобства одна из команд надевает майки с номерами. Разделить класс на две группы. Если они ее решат, то пусть продемонстрируют. Если не решат – задать ее на дом | Дать понятия звукового, зрительного и тактильного сигнала Линейку можно заменить карандашом Расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать быстроту реакции. Дома сравнить свою быстроту двигательной реакции с быстротой двигательной реакции родителей, сделать вывод: улучшается или ухудшается быстрота двигательной реакции с возрастом. Сначала объяснить эту игру с простой двигательной реакцией (удар по ладоням только двумя руками), а затем усложнить тремя вариантами: партнер, чьи ладони снизу, сам решает, как ударить по ладоням партнера – только правой рукой, только левой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками поочередно Еще раз дать понятие сложной двигательной реакции и тактильного сигнала. Необходимо подвести учащихся к ответу о том, что практически во всех видах спорта (единоборствах, игровых) необходима быстрота двигательной реакции При нехватке времени применить только одну игру Следить за цензурностью слов. Как вариант можно использовать игру «Кис-Мяу»: смысл тот же, но команды состоят из нескольких человек, и объединяются в группы выкрикивая: одна команда «Кис», другая «Мяу» Игра проходит на высоком эмоциональном уровне. Игру провести только для ознакомления с одной парой. Уделить особое внимание технике безопасности. Можно использовать звуковой и зрительный сигнал Спортивная задача на дом: как в мокром лесу могут отдохнуть одновременно сидя 10 человек и больше, не имея при этом никаких приспособлений |