СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха у детей с ОНР старшего возраста на тему: «Звук и буква [З] «Дикие животные»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: осуществлять работу по автоматизации звука [З], активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Просмотр содержимого документа
«Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха у детей с ОНР старшего возраста на тему: «Звук и буква [З] «Дикие животные»»»

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха у детей с ОНР старшего возраста.







Тема: «Звук и буква [З] «Дикие животные»»







Подготовил: учитель-логопед Подшивалова Т. В.

МКДОУ д/с №14 г. Усть-Катав, Челябинская область



Цель занятия: осуществлять работу по автоматизации звука [З], активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные».

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепление знаний о механизмах образования данного звука – изолированно, в слогах, в словах, в предложениях;

  • формирование понятий «звук», «слог», «слово», «предложение»;

  • формирование навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи;

  • формирование навыков чтения;

  • обогащение (активизация) словарного запаса по лексической теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

  • продолжение развития мелкой и общей моторики;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие неречевых психических процессов.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитание интереса к содержанию занятия;

  • воспитание умения выполнять игровые правила;

  • воспитание в детях умения дружно работать в коллективе



Оборудование: звуковые замки, игровой человечек согласных звуков, схема звука [З], профили артикуляции звука, слоговые и звуковые дорожки, предметные и сюжетные картинки, конверты с графическими моделями (фишки), звуковая линейка, игрушка – заяц, конверт с загадкой, волшебный сундучок, раскраски, ноутбук, презентация по лексической теме.





Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Дети стоят вокруг логопеда. Логопед показывает конверт с загадкой.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной.

И стоит среди травы,

Уши больше головы.

Зимой белый, летом серый (Заяц).

Открывают коробку, достают зайца. Проходят на стульчики. Массаж лица и артикуляция. Научим зайца.

  1. Сообщение темы занятия.

-Он принес нам свой звук. Звук его имени.

Дети называют первый звук в слове (З).

Логопед предлагает детям посмотреть картинки, которые принес заяц.

-Давайте вместе назовем их. (Называют). Какой звук мы слышим в начале этих слов? (Звук З) Правильно. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться правильно произносить звук З.

Дети проходят за рабочие столы вместе с гостем Зайцем.

-Ребята, в лесу у животных есть свои дома. Где живет заяц? (под кустиком).

-А у звуков есть свои звуковые замки-домики. Расскажем зайцу, что они обозначают (красный, синий, зеленый).

  1. Анализ артикуляции звука.

Детям предлагается рассмотреть положение губ, зубов, языка, голосовых связок; определить характер воздушной струи.

-А теперь посмотрим на меня и произнесем вместе «З-З-З».

  • Что делают губы?

  • В каком положении наши зубы?

  • Что делает наш язычок?

  • Что делают голосовые связки?

  • Какая воздушная струя?

Губы в улыбке. Зубы разомкнуты. Язык упирается в нижние зубы. Голосовые связки работают. Воздушная струя сильная, плавная.

  1. Характеристика звука.

-А теперь давайте вспомним:

Звук З – гласный или согласный? Почему?

Звук З – звонкий или глухой?

Звук З – твердый или мягкий? Почему?

Звук З какой? Это согласный звук потому, что язык соприкасается с нижними зубами.

Звонкий, голосовые складки вибрируют, твердый (согласный, твердый, звонкий).

  1. Закрепление звука в изолированном виде.

Комары поют свою песенку: З-З-З.

Дети длительно произносят звук З.

  1. Связь звука с буквой.

Звук З обозначаем буквой З. На что похожа буква З? На цифру 3.

  1. Развитие фонематического слуха.

-Ребята, мы уже с вами знаем, что все звуки любят прятаться. Где они от нас прячутся, ребята? (Они от нас прячутся в слогах и словах).

-Правильно. Вот и звук З очень любит прятаться. Поймайте звук З, я буду называть звуки, а вы, если услышите звук З, хлопните в ладоши.

-Сейчас я буду называть слоги и слова, а вы, если в слове есть звук З, хлопните в ладоши.

Ам, ош, оз, та, зы, зу, ус, ыш, ес; дом, зонт, сок, роза, тапки, сын, замок, звезда, сахар, волк, каша, змея, каска, заяц, лиса, зубы. сундук, олени, мальчик, кресло, арбуз, капуста, забор, сапоги, медведь, глаз.

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук З.

Игра со звуковыми линейками (открыть столько окошек-сколько звуков услышите).

Пальчиковая гимнастика. «Оркестр».

Дети пропевают слоги, имитируя разные инструменты.

ЗА-ЗА-ЗА

ЗО-ЗО-ЗО

ЗУ-ЗУ-ЗУ

  1. Закрепление звука в слогах.

Дети прочитывают слоги:

обратные – АЗ, УЗ, ОЗ, ИЗ;

прямые – ЗА, ЗО, ЗУ.

Физ. Минутка: психогимнастика и подвижная игра.

-Дети, заяц живет в лесу, давайте побываем на лесной полянке и превратимся в зайцев. Зайцы кого боятся? (Волка). Представим, что волк рыщет по полянке (зайцы испугались). А еще кого они боятся? (Лису) – крадется лиса (зайцы испугались). Все опасности миновали и зайцам стало весело.

Скок, поскок!

Скок, поскок!

Зайка прыгнул на пенек.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх!

Лапки вниз!

На носочках подтянись.

Подышали теплым воздухом, а теперь холодным ветерком.

Садятся на стулья и играют в игру на ноутбуке.

Закрепление звука в игре по лексической теме.

«Чья?», «Чьи?», «Чей?» (заячья шубка, заячий хвост, заячья голова, заячьи уши…).

Проходите за столы, мы поиграем в игру с конвертиками.

Закрепление звука в словах.

Детям предлагаются слова по картинкам назвать хором и индивидуально.

  1. Игра «Где спрятался звук?» Выделение звука из начала, середины и конца слова.

  2. Проводится звукобуквенный анализ слога ЗА и УЗ, и графическая запись слогов.

Дети выкладывают фишками слоги, выделяя первый звук в слоге, потом последний звук.

  1. Ребята звуки мы произносим, а буквы пишем. Нарисуйте букву З глазами, пальчиком в воздухе, на столе.

Итог занятия.

-С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку З. Какие слова со звуком З вы запомнили?

Дети характеризуют звук, анализируют артикуляцию, произносят звук изолированно, в словах.

Оценка деятельности детей.

-Молодцы, ребята! Все были внимательные и поэтому справились с заданиями хорошо.

Заяц принес вам подарки – это раскраски.