Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «С кем я живу»
Цели: помочь каждому ребенку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами его семьи; продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
Оборудование: сюжетная картинка «Семья»; мяч; листы, простые, цветные карандаши.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, дети! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга необычным способом: будем передавать друг другу мяч, здороваться и говорить своему товарищу что-нибудь приятное! Поприветствовали друг друга, а теперь послушайте стихотворение:
Кто чей?
― Чей ты, чей, лесной ручей?
Ничей!
Но откуда ж ты, ручей?
Из ключей!
Ну, а чьи же те ключи?
Ничьи!
Чья березка у ручья?
Ничья!
А ты, девочка-лапочка?
― Я мамина,
папина и бабушкина!
(О. Бедарев)
Беседа «Что такое семья?» А вот чьи вы ― это мы сегодня и попробуем выяснить. Сегодня наш разговор пойдет о вас и о ваших семьях. Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей.) Да, семья ― это близкие друг другу люди, они живут вместе и помогают друг другу.
Упражнение «Кто кому кто?» Посмотрите на эту картинку: здесь изображена большая семья. (Демонстрируется сюжетная картинка «Семья».) Давайте разберемся, кто в этой семье кому и кем доводится.
Давайте поближе познакомимся с каждым членом семьи. А начнем мы это знакомство с мамы. С чем можно сравнить мамину улыбку?
Д е т и. С солнышком.
Педагог. Да, от маминой улыбки нам становится очень хорошо, радостно, светло и тепло, как от солнышка. А сами вы улыбайтесь своей маме? (Ответы детей.)
Педагог. Хотите послушать стихотворение про маму?
Прожила на свете мама
Уж немало лет,
Никого дороже мамы
В целом мире нет.
Позже всех она ложится,
Раньше всех встает,
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
Ты живи на свете, мама,
Много, много лет.
Никого тебя роднее
В целом мире нет! (К Тангрыкулиев)
Сейчас мы поучимся дарить хорошее настроение и себе, и своим родным.
Этюд «Утреннее фото». Давайте представим, что сейчас утро.
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет
― Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам...
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(А. Костецкий)
Потянуть руки вверх.
Потянуть руки вперед.
Подставить ладошки солнышку.
Провести ладонями по лицу,
наклониться и дотронуться до обуви.
«С добрым утром».
Широко развести руки в стороны;
шагать на месте.
Улыбнуться друг другу, взяться за руки.
А вы наблюдали когда-нибудь, что делает мама дома по хозяйству? (Ответы детей).
Беседа «Чем порадуем родителей? Я предлагаю вам послушать одно стихотворение:
Мой день
Утром я проснулся сам,
Утром я оделся сам,
А потом умылся сам,
Съел свой завтрак тоже сам,
Днём я прогулялся сам
И потом вернулся сам.
Дома поиграл я сам,
Книжку почитал я сам,
Вечером разделся сам,
Спать улёгся в тишине…
Увидал звезду в окне.
Не скандалил и не хныкал.
Вот и всё.
Спасибо мне!
- Узнал ли кто-нибудь из вас в этом стихотворении себя?
Объясните, плохо или хорошо вёл себя мальчик в стихотворении, и как бы вели себя вы, понравится ли ваше поведение маме или папе, если вы будете такими, как этот мальчик?
- Дети, расскажите, как вы ведёте себя дома и что умеете делать самостоятельно?
- Как вы можете порадовать маму? Папу? (Ответы детей).
Игра «Мы очень любим».
Педагог. Семья – это люди, которые любят друг друга. Вставайте в круг. Выберем ведущего, он встанет в центр круга. А остальные представят, что они – мама, папа, бабушка, дедушка – словом те, кто очень любит нашего ведущего. Он будет нам по очереди кидать мяч, а мы – называть его ласковыми словами.
Игра «Родители и дети».
А теперь давайте поиграем. Мы превратимся в родителей. Представьте себе, что вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть. Например, «Будь всегда аккуратным». (Далее выбирают одного из детей пароль воспитуемого ребенка, его сажают в круг и по очереди дают ему советы. В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.)
Рисунок «Моя семья»
Подведение итогов.