Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель урока:
обучающая: познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом;
развивающая: способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
воспитательная: через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Планируемые результаты обучения и формирования УУД:
Метапредметные:
регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на вопросы учителя; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные:соотносить содержание рассказа с пословицей; формулировать правила поведения.
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, как вы думаете важно ли настроение при работе? Что может помочь лучше и хорошо трудиться? (погода, желание, хорошее слово…)
Давайте повернемся друг к другу , улыбнемся и пожмем руки.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
А эпиграфом нашего урока будут такие слова.
Добрые слова сказать несложно, но они очень долго живут в человеческих сердцах.
Ребята, как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний.
– Кто из вас был внимательным? С какого слова мы начинаем наш день? (Здравствуйте).
Стих:
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет. (Здравствуйте)
– Какие слова вы говорите утром родителям?
– Что вы говорите, когда благодарите? (Спасибо)
Стих:
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы-
Кому сказали?
Сколько раз? (Спасибо)
– Как называются такие слова? (Вежливыми)
– Что такое вежливость? (Ответы учащихся)
– Кто знает историю появления этого слова?
– Давайте познакомимся с историей возникновения слова вежливость.
До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слова «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами. Позднее слово «вежество» превратилось в «вежливость».
– Это качество важно для всех людей. Помогают нам быть вежливыми произведения.
3. Сообщение темы и целей урока.
Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.
Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
– Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева. (Приложение 1.
– Кто из вас читал книги Осеевой?
– О чём они?
– Обратите внимание на выставку книг. У них один автор – Осеева. Она написала много произведений. Можно ли по обложке догадаться, о чём они?
– В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет. Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.
– Как я уже говорила, она много написала произведений для детей. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из её рассказов.
– Откройте учебники на странице 168. Прочитайте название.
– Попробуйте предположить, о чём мы будем читать? (ответы детей)
– Работая с текстом, мы будем читать и думать.
– Но, давайте прежде чем приступить к чтению произведения разомнемся.
4. Речевая гимнастика
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
5. Комбинированное чтение 1 части. Работа по содержанию
На с.168 текст читает учитель, на с. 169 читают дети по «цепочке»
Физминутка
6. Работа по содержанию.
– Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривал с окружающими? Подтвердите свой ответ словами из текста.
красное сердитое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул мальчик, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.
– Каким здесь видим Павлика? Нравится ли он вам? Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?
Найдите в тексте, как выглядел старичок.
-Кого он вам напомнил? (Волшебника)
-Почему? (Он говорит о волшебном слове)
– Но у этого рассказа есть продолжение. Что же, по-вашему, произойдет дальше?
Учащиеся придумывают продолжение.
7.Чтение по ролям в парах.
Проверка.
8. Подведение итогов урока.
- Ребята, с каким произведением начали знакомиться сегодня на уроке? («Волшебное слово»).
Кто автор этого произведения?
Домашнее задание.
Выразительно читать рассказ «Волшебное слово». Рефлексия « Пушистики»