Автор работы: Антонова В. В.
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа №24»
г. Петропавловска - Камчатского
Конспект урока окружающего мира
по теме: «В царстве грибов»
(программа «Школа России» 3 класс)
Цели:
Образовательные: Формировать представления о многообразии грибов, выявить их характерные признаки по которым можно определить принадлежность их к конкретной группе. Познакомить с особенностями строения гриба, учить различать съедобные и несъедобные грибы. Познакомить с правилами сбора грибов.
Развивающие: Развивать знания учащихся по теме урока, кругозор.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой
ситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Ход урока:
1. Организационный момент
Мы рады приветствовать Вас
В нашем классе,
Возможно, есть классы
И лучше и краше,
Но пусть Вам и нам
Здесь будет светло,
Пусть будет уютно, приятно, легко!
- Над каким разделом мы продолжаем работать? (Эта удивительная природа)
- Как вы думаете остались ли какие – нибудь тайны у природы, которые необходимо узнать?
- Согласны отправиться в путь за новыми знаниями?
- Давайте вспомним то, что мы уже знаем. Что такое природа?
- Какая бывает природа?
-Учёные – биологи делят природу на царства. На какие?
- Мы отправимся в одно царство. Что это за царство, вы скажете после того, как отгадаете загадку.
В этом царстве чудеса.
В нём луга, поля, леса.
В них, смотри, то там, то тут
Гномики живут, растут.
Каждый – свой имеет пост.
И у гномов разный рост.
Есть – на ножке, в шляпке красной,
В белых точках и опасный.
Здесь увидишь у опушек
Бледно-розовых подружек.
А под дубом, такой важный,
Коренастый и отважный.
Обо всех не рассказать.
Пора царство вам назвать.
– Царство грибов.
2. Постановка целей и задач урока
- Назовите тему нашего урока.
- По каким царствам мы уже совершили путешествие? (Царство животных и царство растений)
- Давайте определим, что вы уже знаете о грибах, а для этого
поиграем в игру «Верите ли вы, что …»(прием «Верные и неверные утверждения»)
Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
Утверждения:
…у гриба отсутствует корень.
…грибница производит питательные вещества.
…грибы нужно при сборе срезать ножом
…грибы способствуют образованию перегноя.
…нельзя собирать грибы у дорог и в городе.
…желчный гриб является ядовитым.
… в красную книгу России занесен гриб Грифола курчавая.
- Вы уверены в правильности своих ответов? (нет)
- Почему? (недостаточно знаний по этой теме)
- Отметьте на отрезке, на каком этапе в начале урока находятся ваши знания по данной теме.
-Давайте определим цели и задачи над которыми мы сегодня будем работать на уроке.
(я хочу узнать …, я хочу расширить свои знания…, мне было бы интересно…)
- Вы очень много сегодня поставили целей и задач, я их сформулировала, давайте посмотрим над чем мы будем работать
3. Строение и грибов.
А) -Наши леса славятся грибами.
-Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами?
- Давайте сравним цветковое растение – одуванчик и гриб (презентация)
- Чем гриб отличается от цветковых растений? (у одуванчика есть листья, стебель, цветок, а у гриба этого нет)
- Из каких частей состоит видимая часть гриба? Шляпка и ножка.
-Что находится в земле? (корень) – Грибница.
- Какую роль выполняет корень для растений? (всасывает минеральные соли и воду)
- Как вы думаете грибница выполняет такую же роль?
-Давайте вспомним растения, что готовят для себя? (сахар, крахмал)
- Вот эти питательные вещества, грибы, как растения, производить для себя не могут, они поглощают питательные вещества из почвы от находящихся там останков растений и животных.
- Давайте посмотрим, как это происходит в природе?
- Вы обратили внимание, где обычно растут грибы? (возле деревьев)
- Как вы думаете, почему?
- Давайте проверим, правильно ли вы предположили? (читают - стр 112, посл абзац)
- На какие вопросы мы уже ответили?
Б) Продолжаем наше путешествие? (релаксационная пауза)
- Кажется я слышу пение птиц, закройте глазки и представьте полянку, светит солнышко, журчит ручеёк…. , а на полянке… грибов! Глаза просто разбегаются, все хочется сорвать. Откройте глазки..
- Как понимаете народную поговорку: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»?
- Около 11 видов ядовитых грибов растут в лесах нашей местности. Они опасны тем, что часто очень похожи на съедобные грибы. Не зная их отличительных признаков, можно сорвать ядовитый гриб.
- Вы сейчас будете работать в группах. (5 групп)
- Давайте вспомним правила работы в группе?
1 группа белый гриб и желчный гриб
2 группа опёнок и ложноопёнок
3 группа шампиньон и бледная поганка
4 группа рассматривают случаи при отравлении и выделяют симптомы
5 группа оказание помощи при отравлении
Грибы- двойники.
Гриб | Шляпка снизу | Ножка | На срезе мякоть | Съедобность |
1 группа |
Белый гриб | Белая или желтоватая. | Рисунок в виде белой сеточки. | Белая. | Съедобный |
Желчный гриб | Розовая. | Рисунок в виде черной сеточки. | Розовеет. | Несъедоб-ный, очень горький! |
2 группа |
Опенок | Желтовато- белая с темными пятнышками. | Пленочное кольцо, «воротничок» | Белая с приятным запахом | Съедобный |
Ложный опенок | Темная, пластинки зеленоватые. | Пленочного кольца нет | Желтоватая с неприят-ным запахом. | Ядовитый. |
3 группа |
Шампинь-он | Пластинки розовые или фиолетовые | Нет мешочка у корня. | | Съедобный |
Бледная поганка | С зеленоватым оттенком. Пластинки под шляпкой белые. | Пленочное кольцо под шляпкой «воротничок». Клубневидное утолщение с мешочком. | С неприятным запахом. | Смертель- но ядовитый. |
-Поделимся выводами о различии сходных грибов.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников.
Нужно уметь их различать!
Физминутка. (после выступления 3 группы)
Съедобные – хлопают
Несъедобные - топают
- Как вы думаете лесу нужны только съедобные грибы? (нет, грибами питаются животные, делают из них лекарства…)
-Итак, грибы бывают съедобные и несъедобные. Недостаточные знания людей о несъедобных грибах приводят к тяжёлым последствиям
Давайте выслушаем 4 группу
Маленькая девочка, гуляя на даче, недалеко от дома нашла мухомор и попробовала его. Спустя полчаса появилась слабость, расстройство в движениях, боли в животе. Через некоторое время развилась рвота, расстройство кишечника, появилось обильное слюнотечение и слёзотечение. Родители поняли, что это отравление и вовремя вызвали врача. Девочку удалось спасти.
Симптомы отравления…
- Что же делать, если Вы отравились, или как помочь? Об этом нам расскажут ребята
5 группы.
Мальчик 5 лет нашёл гриб и попробовал его. Через несколько часов началась тошнота, рвота. Родители вызвали скорую помощь, промыли желудок слабым раствором марганца, дали активированный уголь. Бабушка мальчика посоветовала напоить его сладким крепким чаем, т. к. он укрепляет сердечную мышцу. Врачи скорой помощи приехали вовремя, мальчика удалось спасти.
Г) Правила сбора грибов.
- А чтобы не отравиться. Нужно соблюдать правила сбора грибов!
- Какие правила вы знаете? (обсудите в парах)
- Прочитаем и посмотрим все ли правила вы назвали?
Правила сбора грибов.
Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)
Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб)
Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества как губка)
Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились продукты разложения)
Срезай гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.
- У нас осталось найти ответ на одну из целей нашего урока – с. 113
- Как вы думаете почему эти грибы находятся под охраной.
3. Итог урока
- Какие открытия вы сегодня сделали? (по каждой цели)
- Грибы – враги или друзья?
Вывод: Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут принести вред нашему здоровью.
- Приведите примеры грибов-двойников.
Давайте вернёмся к нашим вопросам (читают – отвечают)
Отметьте на отрезке ваше продвижение в открытии новых знаний.
Поделитесь своими впечатлениями об уроке
4. Оценивание
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
Рассказ о грибах читать
Приготовить сообщение о грибах из Красной книги
- Как вы уже поняли, грибы играют большую роль в жизни леса. А на следующем уроке вы узнаете, какую роль играют грибы в едином круговороте жизни нашей планеты.