СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация урока "Изменение имени прилагательного по падежам" (3 класс, Школа России)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект и презентация урока "Изменение имени прилагательного по падежам" (3 класс, Школа России)»

Учитель Фанаскова Е.В. Класс 3 «Б» Предмет Русский язык Автор УМК: В.П.Канакина и В.Г.Горецкий Дата: 16.03.21 г.

Тема урока: Изменение имён прилагательных по падежам.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель урока: Познакомить обучающихся с изменением имен прилагательных по падежам.

Задачи и планируемые результаты

Планируемые результаты

Предметные

Осознание того, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.

Умение определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Личностные

Осознание ответственности человека за общее благополучие, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование своих действий и следование установленным правилам в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использование знаково- символических средств для решения учебной задачи (таблица);

анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: аргументирование своей позиции; нахождение общего решения в совместной деятельности.

Формы, связи и ресурсы

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Ресурсы

Основные: Учебник В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого «Русский язык. 3 класс»

Дополнительные: Презентация «Изменение имён прилагательных по падежам»; карточки для дидактической игры «Лото»; карточки с названиями родов и чисел.


Технологии: Проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве в малых группах, здоровьесберегающая технология, игровые коммуникативно-информационные технологии.








1.Мобилизующий этап (орг.начало)

- Ребята, сегодня на уроке русского языка много гостей. Давайте поприветствуем их. Стихотворение (читает ученик)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

- Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

-Записываем « Число. Классная работа»

II .Минутка чистописания. Повторение.

Цель: развивать каллиграфические навыки; подготовить руку к письму.

(Вспомним каллиграфическое написание букв Вв и Нн )

На экране - образцы букв Вв и Нн: прописная и строчная. Показ по образцу .

Давайте вместе пропишем в воздухе под счёт.

- Игра «Верно – неверно»

- Я читаю информацию. Если вы согласны, то пишете букву Вв, если нет –Нн (два ученика за доской)

  1. Имя прил. часть слова.

  2. Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?

  3. Имена прил. обозначают признак предмета.

  4. Имена прил. изменяются по родам и числам.

  5. Имена прил. являются главными членами предложения.

  6. Имена прил. в жен. роде имеют окончания -ая, -яя.

Самопроверка. Проверяем по эталону СЛАЙД ( Нн Нн Вв Вв Нн Вв )

- На полях тетради оцените себя: справился +. Подняли руки, кто не допустил ошибок. Оценить двух учеников, проанализ.ошибки

-С какой частью речи мы будем сегодня работать?

1.Повторение знаний об изменении имён прилагательных по родам.

1.-На столах лежат словосочетания. Работаете в парах.

Определяете род имён прилагательных в словосочетаниях и раскладываете на партах в нужный столбик по родам.

Железная дверь, огромный кит, белое облако, медвежья берлога, большой город, низкое крыльцо, дружные ребята.

Проверка по слайду /СЛАЙД

Все ли словосочетания вы распределили по столбикам? (Нет. «Дружные» -во мн.числе. Мы не можем определить его род.

-Как определить род имён прилагательных?

-Какие окончания имеют имена прилагательные в мужском роде? В женском роде? В среднем роде?

-Оцените работу своей пары. На полях тетради оцените себя: справился +. Подняли руки, кто не допустил ошибок.

2. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по числам.

- А теперь потренируемся в определении числа имён прилагательных в словосочетаниях.

-Возьмите сигнальные карточки (Мн.,Ед.ч). Я буду показывать словосочетание, а вы с помощью карточки показываете число прилагательного.

Надёжные друзья, начальная школа, скользкий лёд, золотые медали, боевые награды, мамина забота.

(Я показываю словосочетания на листах, дети поднимают карточки с мн.ч. и ед.ч.,)

Оцените работу. На полях тетради оцените себя: справился + ставит , тот, кого я ни разу не исправила .

Как узнать число имён прилагательных? (По имени существительному)

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (ые, ие)

- Так как изменяются имена прилагательные? (По родам и числам)

III. Актуализация опорных знаний.

Орфографическая минутка.

Списать, вставить пропущенные буквы. (2 ученика - за доской)

ст..лица

крыл..я

лес..ница

об..явление

н..б..са

ед..ница

ни..кий

ин..й

ено..

Проверка по слайду в парах.

- На полях тетради оцените себя: справился +. Подняли руки, кто не допустил ошибок. Оценить двух учеников.

Анализ ошибок.

IV. Самоопределение к учебной деятельности. Целеполагание.

-По первым буквам прочитайте слово.

-Что такое склонение?

- Какое слово лишнее? (НИЗКИЙ) Почему?

Д. ─ Имя прилагательное.

У. ─ Какую часть речи будем склонять?

Д. - Имя прилагательное.

Читает ученица:

У существительных подчас

Не жизнь. А просто скука!

Ни цвета нет у них без нас.

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить

У. ─ Какова же тема сегодняшнего урока?

Д - Склонение имен прилагательных.

У.- Назовите цель урока. (Познакомиться со склонением имён прилагательных)

- Определим задачи урока. Cлайд:

2.Будем учиться склонять имена прилагательные.

3. Будем учиться определять падеж прилагательного.


-Нам предстоит узнать ещё одну, главную задачу. Для этого выполним след.задание.


V. Постановка и решение проблемы.

У. ─ Прочитайте предложение, записанное на доске.

Берегите родн… природу!

- Как вы понимаете это предложение? Что значит - беречь родную природу?

(Человек должен понять, что леса, реки, луга находятся на краю гибели.

Оказывается 2017 год объявлен годом охраны окружающей среды, годом экологии)

- Откройте тетради, запишите это предложение, вставив пропущенное окончание, и пусть это будет девизом всей вашей жизни.

-Определите род и число прилагательного. (ж.р., ед.ч.)

-А какие окончания у прилаг.женского рода? (-ая, -яя)

У. ─ Какое окончание написали? - Почему? ?? Мы столкнулись с проблемой.

-Это и будет нашей главной задачей.

1.Узнать, почему разные окончания у прилагательных в одном роде и числе.

VI. Открытие нового знания.

-Начнём работать над 1-ой задачей.

-А теперь откройте учебники на стр.84

-Прочитайте предложения (упр.145 на стр.84):

/СЛАЙД /

-Выпишите выделенные словосочетания. ( Дети по цепочке на доске выписывают словосочетания в столбик). Выделите окончания.

-Что общего у имён сущ.в этих словосочетаниях? (род и число)

- Определите род и число прилагательных. (ср.род ед.ч.)


-Род один, число одно… Чем тогда отличаются словосочетания? (Разные окончания).


-Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде единственном числе? Оно какое?(-ое, -ее)

-Какие окончания имеют прилагательные в наших словосочетаниях? (-ее, -его, -ему, -им, -ем)

-Почему же такое несовпадение?

(Варианты ответов детей: ВЫВОД: Прилагательные изменились по падежам)


- Да, действительно, имена прилагательные, как и имена существительные изменяются по падежам или склоняются.

Это правило дано на странице 82 учебника. Откройте учебник на данной странице и прочитайте правило.


- Давайте посмотрим, какие могут быть окончания у прилагательных м.р, ср.р. и ж.р. в разных падежах.


-Обратимся к таблице «Склонение имён прилагательных» на стр.82. /СЛАЙД /

-Рассмотрите таблицу.

- Какие окончания бывают у прилаг.м.рода в разных падежах?

-Какие окончания бывают у прилаг. среднего рода?

-Что вы заметили в окончаниях муж.и ср.рода? (Совпадают в некоторых падежах)

Какие окончания бывают у прилаг. Женского рода в разных падежах?


-Узнали мы, почему разные окончания у прилагательных в одном роде и числе? Сделайте вывод.

ВЫВОД: окончания имен прилагат.зависят от падежа

- Решили 1-ю задачу?


V. Физминутка

VI. Первичное закрепление.

-Переходим ко 2-ой задаче.

1. Работа по учебнику, упр.144.

В упражнении 144 на странице 83 даны словосочетания, просклоняем их устно сначала в парах друг другу, пользуясь таблицей.

I ряд – лесной дом -Каким столбиком в таблице вы будете пользоваться? (1)

II ряд – лесная ягода -Каким столбиком в таблице вы будете пользоваться? (3)

III ряд – лесное озеро -Каким столбиком в таблице вы будете пользоваться? (2)


-Кто готов вслух просклонять? (3 ученика. Оценить их)


-Просклоняли мы прилагательные? Справились со 2 –ой задачей?


Прочитаем информацию в учебнике «Обратите внимание!»


2. А теперь будем решать 3-ю задачу: «Будем учиться определять падеж прилагательного».

- Чтобы решить 3-ю задачу вернёмся к нашему девизу. Определите падеж им.прилагательного. (В.п.). Как вы определили? (По сущ.-му). Проверим по таблице (в В.п. окончание –ую)

-Сделайте вывод, как определить падеж у имени прилагательного?

От чего зависит падеж прилагательного?

(От падежа имени существительного )


Чтение правила в учебнике, с.83

-А теперь потренируемся в определении падежей.

1) Определение падежей у прилагательных. Игра «Рыбалка».

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка», только ловить вы будете словосочетания и определять падеж у имени прилагательного.

СЛАЙД

  • к другой группе

  • с красными волосами

  • на зелёной траве

  • на цветущую поляну

  • маленькая птичка

красивой картины

-В тетрадях записываем только падежи прилагательных на одной строчке (Буквенная дорожка) 2 ученика за доской.

Проверка по слайду . Поменялись тетрадями.

СЛАЙД : Д, Т, П, В, И, Р.

На полях тетради оцените себя: справился +. - Кто не допустил ошибок? Оценить двоих, проанализировать.


2) Определение окончаний у имён прилагательных по падежу. Игра «Лото». Работа в четвёрках.

-А теперь попробуем определить падеж прилагательных в предложениях)

-Давайте проверим, как вы умеете работать в группах, и насколько вы внимательны.

(Класс делится на группы.

В конвертах лежат предложения.. Каждый из участников берёт из конверта карточку, читает предложение, по очереди определяют падеж прил. и накладывают карточку на нужный падеж. Проверка по эталону. Подняли руки, кто не допустил ошибок.)

На полях тетради оцените себя: справился +.

СЛАЙД

-Решили 3 –ю задачу?

Сделайте вывод : Как определить падеж прилагательного?

Вывод: по падежу им.сущ.-го.


VII.Самостоятельная работа.

- А теперь выполним задание, чтобы проверить знания, полученные на уроке. СЛАЙД

Списать, вставив пропущенные буквы, определить падеж имён прилагательных.

  • С…дел у х..лодного руч..я.

  • Нап..сал о горной р..ке.

  • Шёл по старой д…роге.


Проверим по образцу (Самопроверка).

  • Сидел у холодного ручья.(Р.п.)

  • Написал о горной реке. (П.п.)

  • Шёл по старой дороге. (Д.п.)

-Кто не допустил ошибок?

Оцените свою работу. На полях тетради оцените себя: справился +

VIII. Домашнее задание: Упражнение 147, 144 (2-ая строка). Правило, стр.83

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Вспомните те задачи, которые вы поставили в начале урока. Решили их?

Сосчитайте, сколько у вас получилось +. У кого 5 и более плюсов ставят отметку «5», у кого 4 плюса ставят «4». Другие оценки за урок.

- А теперь составим синквейн.

СИНКВЕЙН

1.Прилагательное

2.Изменяющееся, выразительное (описывающее, яркое, обогащающее)

3. Изменяются, склоняются , описывают (Обогащают)

4.Прилагательное изменяется по падежам.

5.Падежи

Подготовленный ученик читает стихотворное правило:

Я слово ищу необычное, звучное, 
Особое, сильное, самое лучшее, 
Короткое, длинное, красное, синее, 
Неброское, яркое, очень красивое, 
Оно уменьшительное или ласкательное, 
А называют его… Хором: (прилагательное)

РЕЗЕРВ

Закрепление изученного.

1.

Проверка:

2. - У вас на столах конверты с заданиями. Откройте их, выберите задание по силам и выполните.

1) Спишите словосочетания, определите род, число и падеж имён прилагательных.

         По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

2) Подберите и вставьте имена прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

         В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.