Конспект трудовой деятельности «Поможем растениям в уголке природы» для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель: Калиберда Е.Ю
Цель: развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
Задачи:
Уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы, распределять обязанности между участниками, закреплять знания о действиях с инвентарем.
Развивать культуру трудовой деятельности, любознательность, диалогическую речь
Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
Оборудование и материалы: растения уголка природы; конверт; письмо; инвентарь для работы схемы, обозначающие вид инвентаря; схемы - карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки.
Предварительная работа: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение); наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (экспериментирование); наблюдение за трудом воспитателя,); беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Ход трудовой деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня прейдя в группу, я увидела письмо от Феи Цветов. (открывает конверт и читает)
«Здравствуйте ребята! Я прилетала в вашу группу пообщаться моими друзьями цветами. Ваша группа мне понравилась. Но я чуть-чуть огорчена из - за внешнего вида моих друзей цветочков. Все они пыльные, не политые и не ухоженные. Сейчас я полетела навестить других своих друзей. Но я знаю, что вы умные и сообразительные ребята и предлагаю вам игру «Знатоки растений», если справитесь с заданиями и наведете порядок в уголке природы, я обязательно вас навещу еще раз». Фея Цветов.
Воспитатель: - Ну что, ребята, докажем фее Цветов, что мы «Знатоки растений»
2. Основная часть.
Воспитатель:- Скажите, ребята, какие растения есть в нашей группе? (Ответы детей)
Воспитатель: - Вспомните и расскажите, какие растения надо поливать не в край горшка, а в поддонник. (Ответы детей)
Воспитатель: - Назовите растения, которые нельзя опрыскивать. (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята назовите растения, которые любят воду.(Ответы детей)
Воспитатель: - Скажите, какое растение цветет в декабре. (Ответы детей)
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы сказали, это мы с вами так называем этот цветок, а по-научному он называется – зигокактус или шлюмбергера
Воспитатель: -Ребята, а у какого комнатного цветка пахнут не только цветы, но и листья? (Ответы детей)
Воспитатель: -Молодцы, ребята, я думаю, что с первым заданием Феи мы справились. Вы готовы к следующему заданию? В нашей группе много комнатных растений. Подумайте и скажите, для чего они нам нужны? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, они нам нужны нам для того, чтобы очищать воздух, так как они забирают углекислый газ, а взамен нам дают кислород.
Воспитатель: - Расскажите, что вы знаете о правильном уходе за комнатными растениями? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята скажите, какие условия необходимы для хорошего роста и развития комнатных растений? (Ответы детей)
- Правильно, молодцы. Знаете, как ухаживать за цветами, и что нужно для роста.(Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам потрудиться. Но перед этим давайте распределим обязанности: кто и чем будет заниматься.
Воспитатель: - Рассмотрите и выберите те растения, с которыми вы будете работать, определите, какой именно уход нужен для каждого растения. Подберите нужный материал для своего вида работы, а помогут вам в этом модели труда.
(Подхожу к первой подгруппе детей)
Воспитатель: - Расскажите, что вы будете выполнять? (Ответы детей)
Воспитатель: - Перечислите правила поливки комнатных растений? (Ответы детей)
Воспитатель: - Почему вы решили, что эти растение нужно поливать? (Ответы детей)
Воспитатель: - Продолжайте работу. Молодцы!
(Подхожу ко второй подгруппе детей)
Воспитатель: - Ребята, что вы делаете, расскажите мне? (Ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, с чего вы начали работу? (Ответы детей)
Воспитатель: -Все правильно, ребята. Так как растения дышат и листьями, и стеблями, и корнями. Пыль на их листочках мешает дышать, поэтому крупные листья необходимо очищать от пыли влажной тряпочкой.
(Подхожу к третьей подгруппе детей)
Воспитатель: - Чем вы занимаетесь, тут, ребята? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы! Для того чтобы растения лучше росли их нужно не только поливать, но и опрыскивать водой комнатной температуры.
Воспитатель: - Ребята, с чего вы начали работу? (Ответы детей)
Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо знаете свою работу.
(Подхожу к четвертой подгруппе детей)
Воспитатель: - Чем вы занимаетесь, расскажите мне? (Ответы детей)
Воспитатель: Как надо рыхлить?
3. Заключительная часть
Анализ деятельности.
Воспитатель: - Ребята вы сегодня хорошо потрудились, подумайте и скажите, как вы оцениваете свою работу и работу своих товарищей? Что вы можете сказать о результатах вашего труда?
Воспитатель: - Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили о том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, растениям нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво. Я думаю, что фее Цветов очень понравится результаты вашего труда.
Самоанализ трудовой деятельности «Поможем растениям в уголке природы» для детей старшего дошкольного возраста
Трудовую деятельность проводила с детьми старшей группы, возраст 5-6 лет. Присутствовало 20 детей.
Подготовила конспект НОД на тему «Поможем растениям в уголке природе»; конверт с письмом; растения уголка природы; инвентарь для работы; схемы обозначающие вид инвентаря; схемы — карточки с уловными обозначениями необходимых условий для роста растений; лейки, распылитель, ванночки, фартуки, клеенка, тряпочки, кисточки, палочки. Расставила столы, так чтобы детям было удобно. Разделила детей на четыре подгруппы
В предварительной работе с детьми провели: наблюдение за растением уголка природы (особенности внешнего вида, строение, наблюдение в благоприятном и неблагоприятном состояниях (эксперементирование) наблюдение за трудом воспитателя, знакомство с моделью трудового процесса). Беседы, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о растениях, загадывание загадок, трудовая деятельность, чтение.
Перед НОД были соблюдены санитарно – гигиенические условия: сделана помощником воспитателя влажная уборка в групповой комнате; угловое проветривание (в это время дети находились в музыкальном зале).
Материал, наглядное пособие, оборудование было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям.
Цель: Развивать интерес у детей к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними.
В вводной части решалась задача: воспитывать у детей интерес к растениям.
В основной части решались задачи: уточнять и закрепить знания детей о способах ухода за растениями и о последовательности работы. Упражнять детей в умении определять растения, нуждающиеся в уходе, делать выводы о нехватке тех или иных условий. Воспитывать у детей интерес к растениям, вызвать желание наблюдать и ухаживать за ними. Закреплять умение планировать свою деятельность и распределять обязанности между участниками. Закреплять знания о действиях с инвентарем. Развивать диалогическую речь.
В заключительной части решалась задача: развивать диалогическую речь.
Цель, задачи соответствует программным требованиям возрастной группы («Типовая образовательная программа дошкольного образования ЛНР»). Длительность НОД – 25 минут. Вводная часть – 3 мин. ; основная часть – 18мин. ; заключительная часть – 4 мин.
Длительность НОД составила требованиям программы.
В вводной части НОД для создания интереса к теме, использовала приём — сюрпризный момент (письмо).
В основной части НОД использовала приёмы – беседа, показ способов действия, использование образцов, объяснение.
Присутствовала индивидуальная работа с детьми в основной части НОД – давала указания словом.
В заключительной части НОД анализ детских работ проходил с помощью рассматривания, вопросов.
Все части НОД были взаимосвязаны, подчинены заданной теме, цели и задачам НОД. Правильно организованная смена деятельности позволила предотвратить утомляемость и перенасыщенность детей.
Все методы и приемы обучения соответствовали программному содержанию и возрастным особенностям детей.
Речь была выразительная, спокойная, рассудительная.
Использовала здоровье сберегающие компоненты: смена поз детей; чтобы поддерживать интерес детей.
Я, считаю, что выбранная мною форма организации НОД детей была достаточно эффективной. В течении всей образовательной деятельности формировались УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ГОС).
Анализируя деятельность детей на НОД, хочется отметить, что они проявили познавательную активность по экологическому воспитанию, использовали грамотно имеющие знания и умения в познании, в трудовой деятельности в природе. Они были заинтересованы, внимательны, организованны. Привлекала нерешительных и стеснительных детей к ответам на заданные вопросы, помогала словесным указанием в работе. Дети стремились самостоятельно проанализировать свою работу и работу товарищей.
Анализируя, проведённое НОД, можно сказать, что поставленные цель и задачи были успешно выполнены.
Дети работали в своём темпе, задание выполнили в силу своих индивидуальных возможностей.