Игра "Покатай матрёшку"
Цель: Формировать интерес и положительное отношение к сюжетным игрушкам, действиям с ними. Развивать активный словарь: машина, машина "бибикает".
Материал: тележка, 2 матрёшки (двухместные)
Ход игры: Взрослый показывает детям матрёшку, любуется ею и говорит, какая она красивая. Затем показывает, как матрёшка "топает" до тележки, сажает её в тележку, катает, подвозит тележку к ребенку, спрашивает: "- А твоя матрёшка хочет покататься?". Предлагает ребенку посадить свою матрёшку в тележку и покатать её.
Игра "Игрушечный автомобиль"
Цель: Познакомить детей с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Понимать слова, обозначающие действия предмета (машина - "би-би" - поехала, остановилась). Формировать предметно-игровые действия.
Материал: игрушечная машина с кузовом, кукла (игрушки должны быть соразмерны друг другу: машина 30 – 40 см., куколка – 20-25 см.)
Ход игры: Взрослый приглашает малыша поиграть. За дверью раздаётся звук (бибикающей) машины. "Что это? Слышишь би-би-би?".
В комнату въезжает машина. Взрослый – на пороге комнаты, не показывает игрушку сразу. Так он усиливает ориентировочную активность малыша.
Разыгрывается сценка поездки машины, вводятся слова – "би-би" поехала, машина гудит: "би-би-би".
- "Как гудит машина? Повтори!".
В процессе игры акцентируется внимание на действиях машины: поехала, остановилась, загудела, опять поехала.
В кузов машины сажается кукла: "Ляля" поехала; остановилась "би-би". Сценка "Кукла в машине" разыгрывается ситуативно, взрослый придумывает разные несложные коллизии сюжета, забавляя малыша. В конце занятия кукла уезжает на машине, обещая, что скоро приедет в гости.
Игра "Нагружаем машину"
Цель: Познакомить детей с названиями предметов и игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Понимать и употреблять в речи существительные "кузов", "кирпичик", "кубик". Формировать предметно-игровые действия.
Материал: игрушечная машина с кузовом, деревянные кубики и кирпичики, маленькие игрушки: зайчик, кошка, матрёшка.
Ход игры:
Будем строить дом, дом.
Чтобы жили в нём, в нём.
Зайчик, и кошка, и крошка-матрёшка.
- Мы сейчас повезём кубики и кирпичики на грузовой машине. Будем грузить материалы в кузов. Слушайте внимательно, какой звук. (Дети наблюдают, что вы бросаете в кузов машины кубики и кирпичики, и слушает производимые этими материалами звуки). Затем дети "везут" материалы на машине, "выгружают" их и "строят" из них дом.
Игра "Покатаем кукол на машине"
Цель: Учить детей удерживать веревочку в руке, не выпуская её из пальцев рук при ходьбе. Закреплять положительные эмоции от общения со взрослым, учить звукоподражанию.
Материал: машина (большая), две куклы.
Ход игры: взрослый предлагает малышу катать кукол на машине, ведёт малышей в игровой уголок и вместе с ним выбирает кукол, которых будут катать. Затем подводит малыша к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает малышу взять веревочку в руку со словами: "Таня, держи крепко верёвочку, машина поедет би-би-би!".
Машина, машина, куда ты идёшь?
Машина, машина, кого ты везёшь?
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, ты кукол покатай,
Машина, машина, быстрей поезжай!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, ты всех обгони,
Машина, машина, направо сверни!
Би-би-би, би-би-би!
Машина, машина, вези нас домой.
Машина, машина. Приехали! Стой!
Игра "Куклы едут на машине"
Цель: Продолжать знакомить детей с названиями игрушек, находящихся в ближайшем окружении. Понимать слова, обозначающие действия предмета (машина - "би-би" - поехала). Формировать предметно-игровые действия. Развивать умение детей удерживать верёвочку в руке, не выпуская её из пальцев рук при ходьбе.
Материал: машина (большая), две куклы.
Ход игры: Воспитатель предлагает малышам покатать кукол на машине, ведёт детей в игровой уголок и вместе с ними выбирает кукол, которых будут катать. Затем подводит детей к машине и показывает, что удобней везти машинку за веревочку. Усаживают в кузов кукол, взрослый помогает детям взять верёвочку в руку со словами: "Танюша, держи крепко веревочку, машина поедет би-би-би!"
Куклы едут на машине би-би-би, би-би-би,
Им понравится кататься би-би-би, би-би-би!
Я верёвочку держу, кукол я катаю,
На машине им кататься нравится, я знаю!
Эту игру можно повторять, усаживая в машину другие игрушки. В конце игры воспитатель говорит: "Молодцы, ребята, крепко держали верёвочку, машины быстро ехали, куклам понравилось кататься!".
Игра – занятие "Покатаем мишек на машинах"
Цель: Продолжать знакомить детей с названиями игрушек, находящихся в ближайшем окружении (Машина). Понимать слова, обозначающие действия предмета (машина - "би-би" - поехала). Учить детей сравнивать предметы по величине. Формировать умение выбирать предметы с ориентировкой на его величину. Активизировать словарь детей: произносить слова большой и маленький с разной интонацией (большой - низким голосом; маленький - высоким голосом). Вызывать положительные эмоции, радость у детей.
Материал: Медведь большой, маленький. Машина большая и маленькая.
Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение:
- По дорожкам, по лугам.
По лесным тропинкам
Едут , едут в гости к нам
Медведи на машинках.
Въезжает машина с медведями (большой медведь на большой машине, маленький медведь - на маленькой).
Воспитатель: - Ребята, к нам приехали медведи на разных машинах. Большой медведь приехал на большой машине, а маленький медведь приехал на маленькой машине.
- Арина на какой машине приехал большой медведь? (на большой – проговариваю низким голосом). Спрашиваю 2 -3 детей.
- Катя, а на какой машине приехал маленький медведь? (на маленькой). (Выделяю высоким голосом). Спрашиваю 2 – 3 детей.
Давайте посадим мишек на машины: большого медведя – на большую машину (выделяю голосом), а маленького медведя – на маленькую машину (выделяю голосом).
Игра "Машина"
Цель: Учить детей строить машину из кубиков и кирпичиков.
Материал: кирпичики и кубики одного цвета, большая машина, большая и маленькая матрёшки.
Ход игры: воспитатель привозит большую матрёшку на машине, предлагает детям покатать её. Затем показывает маленькую матрёшку, говорит, что для этой матрёшки нет машины, предлагает построить для неё машину.
Далее взрослый строит машину, комментирует свои действия: "На кирпичик я положу кубик, получилась маленькая машина, вот как она едет! Едет и гудит: Би-би!". Затем предлагает детям сделать такую же машину по образцу. После этого постройка обыгрывается.
Панно "Машинка катится по дорожке"
Цель: Формировать у детей интерес к выполнению аппликации. Учить наклеивать целый предмет.
Материал: игрушка - машинка, лист картона с изображением дорожки, заготовка - машинки, кисточка, клей, образец аппликации "Машинка катится по дорожке".
Ход занятия: взрослый показывает игрушку машинку, предлагает детям покатать его. Затем демонстрирует образец аппликации и показывает, как надо наклеить машинки на дорожку. Дети выполняют задания самостоятельно.
Занятие по обучению игре "Покатаем кукол в коляске"
Цель: Познакомить детей с игрушками: куклами и колясками. Учить детей возить кукол в коляске, аккуратно возить коляску, не наталкиваясь друг на друга. Активизировать речь детей: коляска, кукла, кукла едет. Воспитывать у детей добрые чувства к кукле.
Материал: Кукла, кукольная коляска.
Ход игры: Пригласить детей в кукольный уголок, где заранее расставлены кукольные коляски, стульчики для куклы, на стульчиках сидят куклы. Посадить детей полукругом на детские стульчики.
1. Игра: "Кукла в гости пришла".
Педагог показывает детям куклу. Говорит, что она с нами будет жить.
Это кукла наша,
Зовут её Маша,
Куклу любят все ребятки,
С ней играть мы можем в прятки.
Можно дать покушать кашки,
Молоком поить из чашки!
Дети рассматривают куклу, показывают и называют части куклы.
2. Знакомство с коляской.
- Ребята кукла Маша принесла нам игрушку. Воспитатель показывает детям коляску. Посмотрите у коляски есть сидение, вот оно. А ещё у коляски есть колёса. Коляска едет - колёса крутятся.
- Ребята, кукла Маша Очень хочет, чтобы её покатали в коляске.
Иди ко мне, Маша, я тебя посажу в коляску. Вот так подниму кукле ножки, чтобы она могла сидеть и посажу её в коляску. Теперь можно катать коляску. Вот так держу руками за ручку коляски и толкаю коляску вперёд. Иди, Саша, покатай куклу в коляске. Не спеши, катать надо медленно, а то кукла испугается и заплачет. Молодец, Саша, хорошо катает куклу, аккуратно.
Предложить каждому ребёнку посадить куклу в коляску и покатать её немного.
Дети катают кукол, а воспитатель читает детям стихотворение А. Барто "Прогулка" Я куколку Машу
Катаю в коляске,
Спать уложу –
И закроются глазки.
Как быстро её
Ветерок убаюкал!
Кататься в коляске
Полезно для кукол.
Каждый ребенок должен покатать куклу в коляске на месте назад – вперёд, провезти коляску по групповой комнате. Несколько раз повторить стихотворение.
Я куколку Машу катаю в коляске,
Спать уложу – и закроются глазки.
Как быстро её ветерок убаюкал!
Кататься в коляске полезно для кукол.
Затем сказать, что куклы уснули, не нужно мешать, куклам спать. Предложить детям выйти погулять на прогулку и тихо увести их из групповой комнаты.
Сказка на фланелеграфе
"Курочка Ряба и её цыплята"
Цель: Познакомить детей с новой игрушкой - машиной. Формировать у ребёнка правильное и отчётливое произношение звука "Б" ("Бь"). Развивать умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо. Учить чётко произносить подговариваемые слова.
Материал: фланелеграф, сказка "Курочка Ряба и её цыплята", игрушка кукла, игрушечные машинки.
Ход занятия:
1. Рассказывание сказки на фланелеграфе.
- Ребята, сейчас я вам покажу сказку про курочку (рассказываю и показываю сказку).
- Жила-была в своём доме курочка, со своими цыплятами. Каждое утро курочка водила своих цыплят на лужок: побегать, травку пощипать, зёрен поискать, водицы попить.
- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (вывожу курочку из домика). А за ней ребятки, жёлтые цыплятки (курочка идёт впереди, а цыплята сзади, курочка внимательно следит за цыплятами).
- Пришла курица со своими цыплятами в лесок, на лужок. Бегают цыплята по лугу, травку щиплют, зёрнышки клюют, а мама курица внимательно смотрит за ними. Один цыпленок убежал далеко. Мама курица рассердилась и сердито говорит: "Ко-ко-ко, не ходи ты далеко". Цыпленок был послушный, быстро прибежал к маме. Набегались цыплята, наклевались зёрнышка, пора идти домой. Подошли они к дороге. Вдруг мама-курица увидела, что по дороге едет машина.
Курочка сказала строго - не ходите на дорогу.
Там машина на пути, нам дорогу не пройти.
Цыплята прибежали и встали рядом с мамой. Машина проехала и цыплята с мамой пошли домой. Курочка похвалила своих деток: "Вот какие вы умные и осторожные цыплята. Дорогу переходили вместе с мамой".
- Ребята, понравились вам цыплята?
- Да!
- А вы как переходите дорогу?
- С мамой!
2. Д/и "Гости приехали на машине".
Сегодня к нам в гости приехали кукла Катя. Посмотрите, на чём приехала кукла?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть машину, а куклу усаживает на стул.
Воспитатель: кукла Катя приехала на большой машине. У неё красного цвета кабина, а кузов синего цвета. Кукла Катя "спрашивает" (имитация) у детей, знают ли они как сигналит машина. ("Би-би").
Предложить детям повторить сначала вместе, а затем индивидуально. Напомнить детям, что машина у Кати большая и сигналит громко. Как?
А в руке у меня маленькая машинка и сигналит она тихо. Как?
3. Игра с машинкой.
За дверью звук сигналящей машины. "Что это у нас? Слышишь: "би-би-би"?" "Повтори, как машина гудит!" ("Би-би-би").
В процессе игры взрослый комментирует действия машины. "Машинка поехала, машинка остановилась, машинка загудела, машинка опять поехала".
Игра "Где спряталась машинка?"
Цель: Продолжать знакомить детей с новой игрушкой - машиной. Формировать у ребёнка правильное и отчётливое произношение звука "Б" ("Бь"). Развивать умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.
Учить детей рассматривать предметы, выделять детали, называя их точное наименование. Различать предметы - большой и маленький.
Материал: Игрушки - автомобиль, игрушечные рули двух размеров - большие и маленькие; большая грузовая машина, игрушечные пассажиры - кукла, мишка и др.
1. Игра с машинками.
Воспитатель (усаживая детей на ковер).
- "Вы слышите: кто-то сигналит "бип - бип"? Как вы думаете, что это? Машина гудит?".
Вот машина. Эта часть машины называется кузов, эта - кабина. Вот дверь. В кабине сидит шофёр. Кто сидит в кабине? Правильно, шофёр. Он управляет машиной. Держит руками руль. Что он держит руками? (Руль.) А это что? Правильно, колёса. Сколько колёс? Много колёс. Когда машина едет, колёса крутятся. Машина сигналит "бип-бип" (Дети должны подхватить: "бип-бип!").
2. Игра "Автомобиль".
-Твоя машина большая или маленькая? Тебе нужен большой руль или маленький?) В зависимости от желания ребенка педагог протягивает круг большой или маленький, обозначающий руль. Дети ездят по группе, сигналят.
Управляем, как рулём,
Нашим маленьким кольцом.
Би-би-би, би-би-би,
Видишь, едут малыши.
3. Дидактическая игра "Где спряталась машинка?"
Перед ребенком выставляются матрёшка, кубик и машинка, которые затем накрываются платочками.
- Найди, где спряталась машинка? Подними платочек и найди машинку.
4. Дидактическое упражнение "Найди машинку на картинке".
Вот сколько картинок разных. Возьмите и покажите картинку, на которой нарисована машинка. Где машинка?
5. Игра "Моторчики".
Как играть: сначала поиграйте с малышом в машинки, комментируя движения транспорта "Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики". Покажите малышу, как можно завести моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга "Заводим моторчик".
6. Игра "Покатаем в машине игрушки"
Воспитатель предлагает малышам покатать в машине игрушки. Дети усаживают "пассажиров" и катают их.
Воспитатель задаёт вопросы: - "Кто сидит и машине? Что делает кукла? Что делает машина?".
В процессе игры воспитатель комментирует действия машины. "Машина поехала, машина остановилась, машина загудела, машина опять поехала".
1,2,3,4 - Игрушек мы катаем на машине.
Ехали, мы ехали, в детский сад приехали!
Игра "К нам приехали кукла Катя и матрёшки"
Цель: Продолжать знакомить детей с новой игрушкой - машиной. Формировать у ребёнка правильное и отчётливое произношение звука "Б" ("Бь"). Развивать умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо. Учить употреблять в речи слова "кабина", "кузов".
Материал: кукла, игрушки - матрёшки, две машины (большая – грузовая и маленькая, ширма).
Ход занятия
1. Игровой приём "На машине приехали кукла Катя".
- Ребята, к нам в гости приехала кукла Катя.
К нам приехала машина
Куклу в гости привезла.
Кукла не пугается,
Кукла улыбается!
- Посмотрите, на чём приехали кукла? (На машине).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть машину, а куклу усаживает на стульчик.
Кукла Катя приехала на большой машине. У машины кабина и кузов красного цвета.
2. Речевое упражнение "Познакомься с матрешкой".
- Ребята, посмотрите, кто приехал к нам на машине? (Воспитатель вывозит за верёвочку машинку, в ней находится игрушка Матрёшка).
Кто это? Это Матрёшка. Матрёшка хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут? Очень приятно. А как зовут тебя? Приятно познакомиться.
3. Д/и "Большая-маленькая".
Ребята матрёшка приехала на маленькой машине. У маленькой машины кабина и кузов синего цвета.
- Саша, покажи нам большую машину. Какая это машина? (Большая).
- Ирина, а ты покажи нам маленькую машину. Какая это машина? (Маленькая).
4.Д/и "Громко - тихо".
Большая машина сигналит громко: "Би-би". Обратить внимание детей, что большая машина сигналит громко (повторить несколько раз). А маленькая машина сигналит тихо: "Би-би". Обратить внимание детей, что маленькая машина сигналит тихо (повторить несколько раз).
П/и "Большая матрёшка и маленькая матрёшка".
Воспитатель: Покажите, ребята, какая матрёшка большая (поднимают вверх руки), а маленькая? (дети приседают).
Повторяют еще 2 раза.
5. Д/и "Где спряталась машинка".
Перед детьми выставляются матрёшка, кубик и машинка, которые затем накрываются платочками. Найди, где спряталась машинка? Подними платочек и найди машинку.
6. Д/у"Найди машинку на картинке".
Вот сколько картинок разных. Возьмите и покажите картинку, на которой нарисована машинка. Где машинка?
7. Игра-вкладыш "Найди место для машинки".
Детям раздаются вкладыши-машинки, которые они должны вставить в нужное место на рамке.
Д/и "Как машины матрёшек катали"
Цель: Учить детей соотносить предметы по величине: большие матрёшки катаются на большой машине, маленькие матрёшки на маленькой машинке. Познакомить детей с кубиком, кирпичиком; показать как строить машину накладывая кубик на кирпичик. Активизировать активный и пассивный словарь детей (едет, би-би, кубик, кирпичик).
Материал: машины и матрёшки разной величины.
Ход игры:
1. Сюрпризный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, кто приехал к нам на машине?
Воспитатель вывозит за верёвочку машинку, в ней находится игрушка Матрешка.
2. Речевое упражнение "Познакомься с матрёшкой".
Кто это? Это Матрёшка. Матрёшка хочет познакомиться с вами. Как тебя зовут?
Очень приятно. А как зовут тебя? Приятно познакомиться.
3. Д/и "Большая-маленькая".
Эта игрушка не простая, внутри неё живет другая.
Воспитатель раскладывает матрешку и читает потешку.
Вот семь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
Покажи самую большую матрёшку. Покажи самую маленькую матрёшку.
4. Д/и "Подбери машинки".
Для занятия нужны 2 картонные матрёшки: большая и маленькая. Кроме этого, для каждой куклы нужны картинки, подходящие к ней по размерам машинки. Все картинки должны быть вырезаны по контуру. В начале занятия картинки, кроме кукол, должны быть убраны (я использовала коробку от конфет) и достаются по мере необходимости. Скажите ребёнку: - "Посмотри, кто к нам пришёл. Это Катя (покажите большую матрёшку). Катя большая. Это Таня (покажите маленькую матрёшку). Таня маленькая. Давай скажем: "Здравствуй, Катя! Здравствуй, Таня". Катя и Таня захотели поиграть с машинками (достаёте из коробки машинки). Это машина большая. Это машина маленькая. Катя большая, дадим ей большую машинку. А Таня маленькая, дадим ей маленькую машинку.
5. Игра "Что спрятала матрёшка?".
Для игры нужен бумажный платочек, в середине которого наклеена картинка с изображением машинки. Попросите ребёнка отогнуть края платочка, вместе с ним найдите, что спрятано в середине. Потом игру можно провести наоборот: попросите ребёнка спрятать от матрёшки машинку - загнуть по очереди уголки платочка.
6. Конструирование "Построй машинку и покатай матрёшку."
Заранее постройте образец, поставьте кубик на кирпичик - это машина.
Покажите ребёнку: "Посмотри, какая у меня машина. Би -Би гудит машина! Поехала машина"
Би-би гудит машина! Дайте, дайте пассажира!
Посадите на машину игрушку, покажите, как едет машина. Спросите, как гудит машина. Спросите ребёнка: "Дима, ты хочешь такую машину? Посмотри, как её надо строить. На кирпичик я положила кубик, получилась маленькая машинка". - Построй машинку и покатай матрёшку.
Познавательное "Мишки и его игрушки"
Цель: Учить различать и называть игрушки - машинки. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, поощрять стремление детей играть рядом. Материал: игрушки - мишка, машины, чудесный мешочек, кубики, 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент "Мишка принёс игрушки". Воспитатель: - Ребята, посмотрите, Мишка принёс нам красивый мешочек. Давайте посмотрим, что у Мишки в мешочке? (воспитатель достаёт машину). У меня в руке машинка: есть кабинка, кузовок,
Есть колёсики и шинки у игрушечной... машинки.
Это машина. Ира что это? Катя, что это? (ответы детей). Машину можно катать, возить за верёвочку, перевозить на ней кубики, кукол. Каждому ребёнку раздаю маленькие машинки. Давайте поиграем с машинами.
2. Дидактическая игра "Покажи и назови".
- Ребята, посмотрите у меня машина. Что это? (Машина). У машины есть кабина. Каждого ребёнка прошу показать кабину. У машины есть кузов. Каждого ребёнка прошу показать кузов. У машины есть колёса. Каждого ребёнка прошу показать колёса.
3. Дидактическая игра "Принеси игрушку".
Воспитатель просит каждого ребёнка принести машинку (кубик, пирамидку, мячик, куклу). Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это? (кубик). Малыш отвечает. - Молодцы ребята, вы принесли мне игрушки. Сейчас эти игрушки я положу в машину. Я положу в машину кубик, пирамидку, мячик, куклу. Сейчас машина поедет, я возьму верёвочку и повезу машину (показывает). Алёша, что делает машина? (ответ ребенка). Машина едет и везёт игрушки (показывает). Ира, что делает машина? (ответ ребенка). Вот какие весёлые игрушки принёс Мишка: кубик, машину, куклу, мяч, пирамидку.
4. Подвижная игра "Автомобили".
Ребята, посмотрите наш Мишка принёс разноцветные рули (синие, зелёные, красные, жёлтые). Давайте поедем на машинах к куклам в гости. Каждому ребёнку раздаю рули. У нам машины разные Би-би-би! И жёлтые и красные Би-би-би! Машины за машинами Би-би-би! Шуршат своими шинами Би-би-би!
5. Игра "Проведи машину по извилистой дороге".
Дети маленькими машинками водят по извилистой дорожке, стараясь не выходить за её пределы.