10
Конспект
игрового сюжетного занятия с использованием интерактивной доски
в подготовительной к школе группе
на тему: «Телерепортаж с улиц города»
Автор – составитель:
Галдина Гюзель Абузаровна
воспитатель первой категории
РТ г. Мензелинск, 2022 г.
Список использованной литературы:
Голицина Н. С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы / Н. С. Голицина, С. В. Люзина, Е. Е. Бухарова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.
Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии / авт.-сост. Г. Д. Беляевская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 170 с.
Саулина Т. Ф. ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 20 13. – 112 с.
Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96 с.
Интернет ресурсы
http://little.com.ua/pdd/70109.html
http://porgi.ru/detskie-stikhi-2/detskie-stikhi-pro-pdd-pravila-dorozhnogo-dvizheniya/
http://images.yandex.ru/yandsearch?text/
Тема: «Телерепортаж с улиц города»
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Задачи:
Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Учить правильно оценивать дорожные ситуации.
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, транспорте, правилах поведения пешеходов.
Закреплять знания о дорожных знаках, их внешнем виде и назначении.
Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.
Побуждать детей к активной речевой деятельности
Формировать навыки монологической, диалогической, ситуативной речи.
Учить использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями рассказа
Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность; понимание того, что от их поведения зависит безопасность не только собственная, но и других участников дорожного движения.
Материалы и оборудование:
интерактивная доска,
слайды: дорожные знаки; улицы Самары с оживленным движением; изображение перекрестка с сюжетом «Мальчик перебегает дорогу в неположенном месте».
Игра «Составь знак» - основания для знаков (красные и синие треугольники, круги, прямоугольники), силуэты.
Нагрудные бирки с аббревиатурой «ТВМ» (телевидение «Мишутки»)
Видеокамера, микрофоны (игрушечные)
Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Наш город», музыка Е. Тиличеевой, слова M. Кравчука (минус).
Предварительная работа: беседы о правилах дорожного движения; рассматривание иллюстраций и плакатов с изображением дорожных знаков, пешеходных переходов, ситуаций на дороге; просмотр обучающих мультфильмов по ПДД; заучивание стихотворений о дорожных знаках, сюжетно-ролевая игра «Телевидение» (сюжет «Кто работает на телевидении»); подготовка презентации.
Ход
В начале занятия воспитатель предлагает детям попробовать себя в профессии телерепортера. Детям раздаются нагрудные значки «ТВМ» (телевидение «Мишутки»). Дается задание: подготовить репортаж с улиц города.
Воспитатель.
Ребята, внимание!
Получено задание:
Подготовить репортаж
Как живет город наш.
Рассказать телезрителям
О пешеходах и водителях
О правилах движениях,
Нет ли где нарушений?
Все узнать о знаках дорожных,
О том, как важно быть осторожными!
С. Шумейко
Воспитатель. Для того, чтобы репортаж получился действительно интересным, вы сами должны хорошо знать правила дорожного движения.
Мы очень часто слышим выражение:
«УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ».
Скажите, кто же это?
Я очень жду ответа!
И. Гурина
Дети. Участниками дорожного движения являются водители, пассажиры общественного транспорта, пешеходы.
Воспитатель. Кого называют пешеходом?
Дети. Пешеходы, это люди, которые идут по улице.
Воспитатель. Правильно. Сегодня нам тоже предстоит ходить по улицам города, то есть быть пешеходами. Поэтому я хочу узнать, помните ли вы правила для пешеходов?
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (По тротуару)
- Как нужно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)
- Какие бывают пешеходные переходы? ( Наземные (зебра), подземные, надземные)
- Как должны переходить дорогу дети? (Крепко держа за руку взрослого)
- Где можно играть детям? (Во дворе на игровой площадке)
- Почему нельзя играть на дороге? (Чтобы не попасть под машину).
- Кого называют «главный командир на дороге»? (Светофор)
- Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (Дорожные знаки)
- Где пассажиры ожидают автобус? (На остановке)
- С какой стороны нужно обходить автобус? (Сзади)
Воспитатель. Хорошо, можно смело отправляться на улицу, готовить репортаж.
Физкультминутка «Пешеходы»
Звучит фонограмма песни «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой)
Текст | Движения |
Постовой стоит суровый | Ходьба на месте |
Людям машет: «Не ходи!» | Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз |
Здесь машины едут прямо, | Руки перед собой |
Пешеход, ты погоди!» | Руки в стороны |
Посмотрите, улыбнулся | Руки на поясе |
Приглашает нас идти: | Шагаем на месте |
«Вы, машины, не спешите, | Хлопки руками |
Пешеходов пропустите» | Прыжки на месте |
На экране появляется слайд – оживленный перекресток.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение.
Воспитатель. Первое, что мы видим, оказавшись на оживленной улице это … (побуждает детей к ответу: автомобили, мотоциклы, автобусы, трамваи).
Воспитатель. Назовите все перечисленное, одним словом.
Дети. Транспорт.
Воспитатель. К какому виду транспорта относятся автомобили, которые движутся по проезжей части?
Дети. К наземному.
Воспитатель. Ой. Что это? Почему этот автомобиль мчится на красный сигнал? Это нарушитель правил дорожного движения?
Дети. Нет. Это - машина скорой помощи. Она торопиться к больному, поэтому все обязаны ее пропускать. «Скорая помощь» – это специальный транспорт.
Воспитатель. Какие еще автомобили являются специальным транспортом? (Ответы детей).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему на этом перекрестке никто никому не мешает?
Дети. Все водители и пешеходы соблюдают правила дорожного движения.
Воспитатель. А что помогает пешеходам и водителям соблюдать порядок на дороге?
Дети. Светофор, дорожные знаки.
Воспитатель. Конечно! Давайте подробнее поговорим о дорожных знаках. Какие бывают знаки?
На экране поочередно появляются слайды с изображением групп знаков, дети называют:
- Предупреждающие
- Запрещающие
- Предписывающие
- Информационные
- Знаки сервиса
Воспитатель. Думаю, нашим телезрителям будет интересно, для чего они нужны?
Дети (поочередно):
В красном треугольнике человек шагает.
Этот треугольник машинам сообщает:
«Осторожнее будьте водители,
На педали зря не давите вы.
Скорость быстро уменьшайте -
Пешеходам путь давайте».
Если круг увидишь красный –
Обязательно запрет,
И подумав, ты поймешь,
Что «Дороги дальше нет».
Указательные знаки помогают нам в пути.
Если вдруг необходимо
Что-то вовремя найти.
Вот на круглом синем знаке
Нарисован человек:
«Дорожка лишь для пешеходов,
Машинам здесь проезда нет».
Путь к больнице и к заправке,
К телефону и в кафе.
Поезжайте, вам укажут,
Убедитесь в правоте.
Воспитатель. Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в знаках! А значит должны справиться со следующим заданием: попробуйте сами собрать знак и рассказать, что он обозначает.
Игра «Составь знак»
Воспитатель предлагает выбрать основание для дорожного знака, составить его изображение и рассказать, какая может произойти история, если не соблюдать его предписаний. (Приложение 1)
Воспитатель (подводит итог игры):
Предупреждают, запрещают,
Указывают, разрешают.
Самый малый знак дорожный,
Он стоит не просто так.
Будьте, дети, осторожны,
Уважайте каждый знак!
Воспитатель. Что ж, на этом перекрестке все в порядке. Предлагаю побывать на других
улицах. Для этого можно воспользоваться автомобилем редакции ТВМ.
Физкультминутка «Дети едут на машине»
Текст | Движения детей |
Дети едут на машине Смотрят на дорогу | Ходьба в парах, держась за плечи впереди стоящего |
Слева постовой стоит | Поворот туловища влево |
Справа светофор горит | Поворот туловища вправо |
Едем, едем, едем, Скоро …. доедем | Ходьба на месте |
Там мы сможем отдохнуть А потом в обратный путь | Приседания |
Это трасса мотокросса | Поочередное разведение рук в стороны и сведение перед грудью |
Катятся вперед колеса | Круговые вращения рук вперед |
Если их назад вращать, Мотоцикл поедет вспять | Круговые вращения рук назад |
Во время физкультминутки на экране сменяются слайды: улицы города Самары
Звучит фонограмма - звуки города, прерывающиеся резким скрипом тормозов.
Воспитатель. Мне кажется, на соседней улице что-то произошло.
Слайд с изображением перекрестка.
Мальчик перебегает дорогу в неположенном месте, два автомобиля столкнулись.
Дети рассматривают изображение, обмениваются мнениями.
Воспитатель предлагает детям разыграть ситуацию телевизионного репортажа. Для этого нескольким ребятам предлагается сыграть роли участников дорожно-транспортного происшествия: пешехода, водителей. В роли репортеров могут выступать несколько человек. Один из них начинает репортаж, второй и третий продолжают, четвертый заканчивает. Репортеры берут у участников интервью, задают вопросы. Оператор «фиксирует» на камеру все происходящее.
Воспитатель координирует действия детей, при необходимости подсказывает вопросы.
Примерная схема репортажа:
(Если дети затрудняются, репортаж может начать воспитатель)
- Начинаем репортаж с одной из улиц нашего города.
- Только что здесь произошло дорожно-транспортное происшествие.
- На перекрестке столкнулись два легковых автомобиля.
- Почему же это случилось?
Короткое интервью с участниками происшествия:
- Расскажите, что произошло?
- В каком направлении вы двигались?
- Почему произошло столкновение?
- Сережа, почему ты т перебегал дорогу в неположенном месте?
- Итак, еще раз напоминаем телезрителям: соблюдайте правила дорожного движения, переходите улицу только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора!
Выход из игровой ситуации.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Наш репортаж получился очень интересным, его нужно срочно передать в эфир. Я уверена, что телезрители, посмотревшие его, не будут нарушать правила дорожного движения.
- Ну а наше задание выполнено, можно возвращаться назад.
Движеньем полон город, бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят!
И там, где днем трамваи звенят со всех сторон,
Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон!
С. Яковлева
В заключении воспитатель благодарит детей.