Игровое занятие на развитие навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия для обучающихся 1-4 классов
Цель: развитие коммуникативных навыков, профилактика конфликтов, формирование доверия и групповой сплоченности.
Форма проведения: игровое занятие с элементами тренинга.
Процедура проведения
Вступительная часть
Время: 5 минут.
Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Чтобы жить дружно, нам важно уметь общаться друг с другом. Сегодня мы научимся приемам, которые помогут нам общаться без ссор и конфликтов, узнаем, как решать разные задачи вместе».
Игра-приветствие «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»
Время: 5 мин.
Цель: настраивание детей на участие в запланированных мероприятиях.
Дети сидят полукругом на полу или на стульях, взрослый сидит напротив них. Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровался, должны встать и сказать «Здравствуйте!», после этого все остальные будут махать им руками в ответ.
Далее игра проходит в 2 этапа: на первом взрослый предоставляет детям возможность осознать свои эмоциональные состояния, предлагая приветствия типа: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто еще не до конца проснулся, здравствуйте!», «Те, кто плачет, здравствуйте!», «Те, кто еще не отогрелся после улицы, здравствуйте!».
На втором этапе взрослый настраивает детей на участие в различных видах деятельности в течение дня, например: «Те, кто ждет не дождется прогулки, здравствуйте!», «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет петь, здравствуйте!».
Последнее приветствие должно быть примерно таким: «Те, кто еще не поздоровался, здравствуйте!».
Упражнение 1 «Отгадай-ка»
Цель: повышение уверенности в себе.
Дети сидят на стульях, а ведущий предлагает отгадать, о ком он говорит:
- Кто всегда очень вежлив с другими?
- Кто самый веселый?
- Кто самый серьезный?
- Кто самый добрый?
- Кто лучше всех убирает игрушки? И т. д.
Важно, чтобы каждый ребенок услышал о себе что-нибудь хорошее.
Упражнение 2 «Колечко»
Цель: научить детей внимательно относиться друг к другу, замечать эмоциональное состояние других партнеров по игре.
Дети садятся в круг, ведущий ходит по кругу и незаметно вкладывает в ладошки одного из игроков колечко. Детям предлагается внимательно смотреть на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
Упражнение 3 «Перевертыши»
Цель: развитие умения внимательно слушать друг друга, тренировка переключения внимания.
Дети стоят в кругу. Ведущий, показывая на свой нос, говорит: «Это моя коленка». Ребенок, стоящий рядом с ведущим, должен показать на свою коленку, а назвать другую часть тела, например: «Это мой рот». Следующий ребенок, показывая на рот, называет другую часть тела. И так далее.
Игра продолжается дальше по цепочке, по мере овладения правилами темп игры убыстряется.
Упражнение 4 «Золотая рыбка»
Время: 15 – 20 мин.
Цель упражнения: помощь в решении проблем во взаимоотношениях
с другими, понимания ценности и важности партнеров по общению, развитие
коммуникативных навыков, формирование навыков конструктивного поведения
в конфликтной ситуации.
Необходимые материалы: листы бумаги формата А4, карандаши, фломастеры
по количеству участников.
Ведущий: «А сейчас мы отдохнем, вы займете свои места, и я прочитаю вам
сказку. После мы с вами ее обсудим».
Текст сказки: «В теплом Черном море жила стайка золотых рыбок. Их было так много, что в течение дня они успевали и весело провести время, и поспорить друг с другом. Все рыбки очень любили путешествовать по морю и искать необыкновенные камушки, кораллы и ракушки.
Самым шустрым в стайке был Волнистый Хвостик. Он плавал быстрее друзей
и поэтому все, что встречал на своем пути, рассматривал очень невнимательно. После путешествий рыбки всегда собирались вместе и рассказывали друг другу о своих удивительных находках. Волнистый Хвостик выслушивал друзей, а потом начинал громко смеяться над ними:
– Вы увидели только по одному предмету, а я – пять; вы проплыли по одному километру, а я за это же время преодолел целых три.
Но как только рыбки начинали объяснять, чем же удивительна одна их находка, Волнистый Хвостик замолкал, потому что он ничего необычного и интересного в своих ракушках и кораллах не замечал.
Однако, немного помолчав, Волнистый Хвостик с возмущением начинал обвинять своих друзей:
– Ты не показала мне изгиб этой ракушки, – говорил он Золотой Спинке.
– А ты не обратил моего внимания на удивительный цвет этого коралла, – упрекал он Красного Плавничка.
– И вообще, вы постоянно отстаете от меня, – добавлял Хвостик, глядя на всех.
Рыбки растерянно замолкали, веселье исчезало, и они тихо расплывались по своим домикам.
Однажды, когда друзьям надоело слушать постоянные упреки, они решили найти большого Зеркального Карпа:
– Попросим его отправиться в путешествие вместе с Хвостиком на пару дней, а сами уплывем в другую сторону. Пусть Волнистый сам отвечает за свои поступки. А если он снова начнет нас стыдить, покажем ему настоящего виновника всех проблем.
Сказано – сделано. Несколько дней Зеркальный Карп плавал рядом с Волнистым Хвостиком. Хвостик видел свое отражение и был этим очень доволен. Он и не заметил, как друзья снова остались далеко позади.
Когда путешествие окончилось, рыбки собрались вместе и стали делиться новыми впечатлениями.
– Я видел серебристый коралл, – сказал Толстый Лобик. – Он удивителен тем, что светится даже в темноте.
– А я видела огромную ракушку. Она была такая большая, что вся наша стайка могла бы в ней поместиться, – поделилась с друзьями Золотая Спинка.
– А я, – стал говорить Красный Плавничок, – я...
– «А я, а я...», – прервал его Волнистый Хвостик. – Вот я видел пять таких ракушек и десять таких кораллов. И вообще, вы снова бросили меня.
Вдруг он увидел, что говорит не друзьям, а своему отражению в зеркале: это дядюшка Карп близко подплыл и остановился между ним и остальными рыбками. Внезапно Волнистый Хвостик понял, что все недовольство, которое он выражает друзьям, он говорит себе: ведь это он вечно торопится и не рассматривает каждую свою находку так же внимательно, как они.
Хвостик замолчал и быстро уплыл.
Два дня его никто не видел, а на третий он подплыл к стайке и сказал:
– Извините меня, друзья. Я многое понял и больше не стану ругать и обвинять вас в своих ошибках.
С тех пор, если Волнистый Хвостик хотел увидеть что-то интересное, он плыл медленно и рассматривал все дары моря очень внимательно, любуясь их неповторимостью и красотой. А если он хотел порезвиться, то плыл быстро-быстро и получал от этого огромное удовольствие. Со временем все забыли, каким сварливым был Волнистый Хвостик. С ним стало интересно и увлекательно плавать, разыскивать удивительные камешки, ракушки и кораллы, делиться впечатлениями и просто дружить».
Возможные вопросы при обсуждении сказки:
1. О чем эта сказка?
2. Нарисуйте главного героя сказки.
3. Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?
4. Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали Волнистый Хвостик и его друзья?
5. Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?
6. Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?
7. Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?
8. Чему научила нас эта сказка?
Заключение
Участники занятия садятся в круг.
Время: 5 минут.
Цель упражнения: рефлексия актуального состояния, рефлексия занятия.
Необходимые материалы: просторное помещение, стулья по количеству участников, мяч/мягкая игрушка.
Ведущий: «Наша встреча подходит к концу. Я очень хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями от прошедшего занятия. Предлагаю сделать это следующим образом: передавая по кругу мяч (игрушку или другой предмет) каждый, по очереди, расскажет о своих впечатлениях. Вы можете рассказать о том, что вам понравилось или наоборот – было неприятно. Возможно, с чем-то вы столкнулись впервые. Итак, я начну...»