Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия №6»
Конспект
индивидуального логопедического занятия
на тему «На помощь Барбосу »
1 класс
Учитель-логопед: Шафикова А.М.
2021г
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
Расширять словарный запас;
Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру обучающегося;
Формировать правильное речевое дыхание;
Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
формировать положительную установку на участие в занятии;
формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать речевую активность
Оборудование:
Зеркало;
Доска;
мягкая игрушка “пес – Барбос”;
Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
Картинка с большой буквой Р;
предметные картинки со звуком Р;
Ход занятия
Л:- Здравствуй, Саша! Какое у тебя сегодня настроение? Хорошее?
Ответ ребёнка.
Л:- Отлично! Хорошее настроение и настрой на занятие нам сегодня понадобятся, ведь у нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости, давай с ними поздороваемся.
К нам сегодня на занятие пришёл ещё один гость, это пёс Барбос. Помнишь, мы научили его рычать и теперь он очень хочет попасть в лесную школу «Гав». Но его не возьмут туда, пока он не подготовится и не сделает задания, которые дали ему учителя этой школы. Барбос пришёл к тебе за помощью, поможем ему?
Р:- да.
Л:-но чтобы правильно выполнить задания, мы должны размять наш язычок и для этого сделать гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика
«Лягушка»
Подражаю я лягушке
Тяну губы прямо к ушкам.
«Барабан»
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Лошадка»
Я-весёлая лошадка
Тёмная,как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Л:-теперь можем начинать помогать. Итак, давай для начала напомним как должен рычать наш Барбос:
Ребёнок длительно произносит звук р-р-р.
Л:-Молодец. Саша, расскажи нам, пожалуйста, звук [р] – это у нас гласный или согласный? Какую букву обозначает? У этого звука есть мягкая пара? А мы какой звук сейчас произносим: твёрдый или мягкий? А где у нас будет жить твёрдый звук [р] в синем домике или зелёном?
Ответы ребёнка.
Развитие слухового и фонематическое восприятие. Д/и «Поймай звук»
Л:-Барбос предлагает поиграть в игру, я буду называть тебе звуки, а ты если в звуках услышишь твёрдый звук [р], то делаешь один хлопок т.е его ловишь.
М Р У С Р Л С Р Н Д Р Р Р
Л:- А теперь я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком [р].
МА-РА-ЛО-РО-ТЫ-РЫ-БУ-РУ-ПО
Л:-Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [р].
Рак книга рыба суп комар
Самовар сапоги лапа ракушка подушка ракета
Пенал мышь дрова медведь тетрадь
Повторение звука [р] в слогах. Д/и «Ромашка»
Л:-правильно,умница. Учитель по технологии задал Барбосу смастерить цветок, но у него что-то не совсем он получился, давай попробуем соединить детали, которые он принёс тебе и прочитать, что же там написано.
Ребёнок соединяет лепестки и произносит прямые и обратные слоги.
Автоматизация звука [р] в словах.
Л:- давай теперь произнесем на эти слоги слова. Я буду тебе говорить, а ты повторяй:
Л:- Радио, Рак, Рога, Ружьё, Рысь тРава, тРойка,стРана,стРаница,метРо. пАР, сЫР, шАР, забОР, комАР,ветЕР,повАР, топОР, помидОР, самовАР, мухомОР, костЁР.
Физминутка Е.Железнова «У жирафа пятна…»
Л:- каждая буква в словах имеет своё место также как и в алфавите. Давай и мы вместе с Барбосом попробуем узнать, где в словах спрятался/живёт звук [р].
Картинный материал. Ребёнок раскладывает картинки в 3 домика(ячейки). Слова:сыр,шары,рысь,мухомор,рак,топор,помидор,самовар, груша,корова, зефир, крыша, роза.
Ребёнок раскладывает картинки по смехах(начало,середина,конец)
Л:- посмотри,Барбос принёс тебе картинки,но они не простые, по первым звукам этих слов можно составить слово.
(робот)
(роза)
(друг)
(мусор)
Автоматизация [р] в словосочетаниях.
Л:-молодец,а сможем ли мы также правильно и красиво произнести словосочетания, давай попробуем. Я буду говорить, а ты попробуй повторить:
Вкусный СЫР, красный шар, разноцветный забор, писклявый комар, сильный ветер, школьный повар, папин топор, спелый помидор, ядовитый мухомор, кипит самовар, оленьи рога, быстрая рысь, охотничье ружьё.
Л:-а теперь, давай вместе с Барбосом произнесём такие чистоговорки, чтобы он заполнил как правильно произносить звук [р]
Автоматизация [р] в чистоговорках
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
Рефлексия
Л:-Молодец,Саша,ты сегодня очень хорошо помогала Барбосу, думаю он запомнил всё, а что ты заполнила с сегодняшнего занятия? Какие задания мы выполняли?
Ответ ребёнка.
Л:-Барбос благодарен тебе за помощь и дарит тебе такой подарок, но а сам скорее спешит на занятия в лесную школу «Гав». Наше занятие тоже подошло к концу. Ты сегодня молодец, очень хорошо постаралась.