-закреплять у обучающегося навык правильного выделения артикуляционных и акустических признаков звуков [С]-[Ш] посредством анализа данных звуков с опорой на вспомогательную схему;
-закреплять умение правильно давать характеристику звуков [С], [Ш] с опорой на вспомогательную схему;
-формировать навык отличать звуки [С]-[Ш] между собой изолированно, в слогах и в словах на материале соответствующих игр, упражнений;
-закреплять знания по лексической теме недели «Животные Севера» на материале занятия.
-развивать движения органов артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики;
-развивать фонематический слух посредством различения на слух звуков [С]-[Ш] изолированно, в слогах и в словах.
-продолжать формировать у обучающегося корректное учебно-игровое поведение.
№ п/п | Этап занятия | Содержание |
1 | Организационный момент | Здравствуй, …! Садись на стульчик, выпрямляй спину. Давай вспомним, чему мы учимся на наших логопедических занятиях? (На логопедических занятиях мы учимся красиво и правильно говорить). |
2 | Объявление темы | Наш с тобой друг Дракоша сегодня хочет кое-кого выручить. Он обращается к нам за помощью. Кому же потребуется помощь? Отгадай загадку. Летает бесшумно. Кругом голова! Полярная, белая птица … (сова). Вот она, полярная сова. Она мечтает вернуться домой, на Север. У нас есть 8 льдин, на каждой из которых для нас подготовлено задание. Дракоша поможет Сове добраться домой, и вместе с ней пройдет все испытания. Когда соберем все льдины, Сова сможет попасть домой. Вот это совпадение. В названии этой птицы и имени нашего друга есть звуки, которые мы с тобой учимся отличать! Что это за звуки? Верно, звуки «С» и «Ш». |
3 | Развитие мелкой моторики | Вот и первая льдинка. Здесь мы будем выполнять пальчиковую гимнастику, которая напомнит Сове о ее доме. Кто на Севере живет? Кто там ест и, кто там пьет? (Хлопки в ладоши - удары кулачками попеременно) Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» меняя положение пальцев) Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»). Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»). Ну, а морж, как капитан, покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед) Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты) Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз) |
4 | Артикуляционная и дыхательная гимнастика | Вторая льдина. Задание – выполнить артикуляционную гимнастику. Давай потренируем наши губы и язык. Первое упражнение – «Окошко» - широко открыли и закрыли рот. Сейчас «заборчик», покажем зубки, губы в улыбке. «Трубочка», сложи губки в трубочку. Теперь давай менять: заборчик-трубочка. Испечем блинчики: шлепаем язык губами. Пусть один блинчик остынет (лопатка) - подержим язык расслабленным. «Чашечка», держим 5 секунд. Чашечку убираем в шкафчик (завести «чашечку» за верхние зубы), а теперь обязательно почистим зубы («Чистим зубы»). Немного поиграем с язычком, покачаем его на качелях. («Качели»). Используется авторский набор карточек для артикуляционной гимнастики (Дед Мороз) |
5 | Сравнительный анализ артикуляции звуков | На следующей льдине нам необходимо рассказать о звуках, которые мы сегодня повторяем. Когда мы произносим звук «С» губы у нас в каком положении? А когда звук «Ш»? А язык где? Зубы. Давай сравним воздушную струю. Используется зеркало, вспомогательные схемы |
6 | Характеристика звуков | Работает ли у нас горло, когда мы говорим звук «С»? А когда звук «Ш»? Нет, значит они оба глухие или звонкие? Глухие. Оба звука твердые, так как спинка языка опущена. Звуки «С» и «Ш» гласные или согласные? Правильно, ведь преградой при произнесении звуков «Ш» и «С» являются зубы и язык, значит оба согласные. Используется вспомогательная схема «характеристика звуков». |
7 | Изолированное произношение звуков | Перед нашими друзьями новое испытание – пройти по дорожке, произнося любимые звуки каждого из героев. Первая идет Сова («С»), сейчас – Дракоша («Ш»). Молодец, испытание пройдено! |
8 | Динамическая пауза | Немного отдохнем: встанем, представим, как сильно дует ветер на Севере. Будем поднимать руки снизу-вверх и свистеть все громче и сильнее. А теперь пора согреть ладоши: «Ш». |
9 | Дифференциация звуков на слух. (Развитие фонематического слуха) | А вот и следующая льдина. Задание: повторять за мной только те слова, в которых ты слышишь звук «Ш»: миска, пешки, кашка, каска, башня, мишка, уши. А теперь звук «С»: сутки, шут, шов, сытый, стык, шипит, спит. А теперь немного сложнее, внимательно слушай и ответь, какое слово будет лишним? Диск, кактус, камыш, кусок. И объясни, почему, полным предложением. Камыш, потому что в слове «камыш» звук «Ш», а в остальных звук «С», молодец. |
10 | Дифференциация звуков в слогах | Можем выполнять задание со следующей льдины. Нужно всего лишь пропрыгать по льдинкам, называя слоги на них. Я буду читать сначала по одной, затем по несколько, а ты повторяй и прыгай. Сначала пусть идет Сова, а затем ее сменит Дракоша. Давай закрывать слоги, которые ты уже произнесла, фишками. Используется пособие собственного изготовления «Льдинки и слоги». |
11 | Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях | Следующее задание. Наши герои подружились и решили обменяться подарками. Сова хочет подарить Дракоше подарки с ее любимым звуком «С». А Дракоша Сове – со своим звуком «Ш». Выбираем вещи, предметы и говорим: «Шишка Сове от Дракоши, Ананас Дракоше от Совы и т.д.». А теперь перечислим и назовем, кто кому что подарил. Составь несколько предложений. Используется пособие «Трудные звуки (мерсибо)». |
12 | Формирование фонематического восприятия | Теперь нам нужно вспомнить любые 3 слова со звуком «Ш», а сейчас со звуком «С», которые у нас были на занятии. Молодец. Мы получаем последнюю льдинку! |
13 | Итог занятия | Здорово! Мы собрали все льдинки, чтобы Сова, глядя на них, с высоты своего полета, могла добраться домой. Она благодарит тебя и Дракошу. Что мы учились делать, когда помогали Сове? Чем отличаются звуки «Ш» и «С»? |
14 | Оценивание | Молодец, Сова дарит тебе на память свою любимую фотографию с Севера. Найди ее на этой картинке. Можешь раскрасить ее. |
15 | Домашнее задание | Давай попрощаемся с нашими героями. Домашнее задание будет в твоей тетради. Спасибо за твои старания, можешь идти в группу. |