СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] с опорой на лексическую тему «Животные Севера»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] с опорой на лексическую тему «Животные Севера»

Ребенок: 6-7 лет, ОНР 3 ур. (общее недоразвитие речи)

Тема: Звуки [С]-[Ш]. Третье занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш].

Цель: дифференцировать звуки [С]-[Ш] на слух и в произношении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] с опорой на лексическую тему «Животные Севера»»

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] с опорой на лексическую тему «Животные Севера»

Ребенок: 6-7 лет, ОНР 3 ур. (общее недоразвитие речи)

Тема: Звуки [С]-[Ш]. Третье занятие по дифференциации звуков [С]-[Ш].

Цель: дифференцировать звуки [С]-[Ш] на слух и в произношении.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-закреплять у обучающегося навык правильного выделения артикуляционных и акустических признаков звуков [С]-[Ш] посредством анализа данных звуков с опорой на вспомогательную схему;

-закреплять умение правильно давать характеристику звуков [С], [Ш] с опорой на вспомогательную схему;

-формировать навык отличать звуки [С]-[Ш] между собой изолированно, в слогах и в словах на материале соответствующих игр, упражнений;

-закреплять знания по лексической теме недели «Животные Севера» на материале занятия.

Коррекционно - развивающие:

-формировать связную устную речь при составлении полных ответов на вопросы;

-развивать движения органов артикуляционного аппарата при выполнении артикуляционной гимнастики;

-развивать фонематический слух посредством различения на слух звуков [С]-[Ш] изолированно, в слогах и в словах.

Коррекционно - воспитательные:

-воспитывать у обучающегося самоконтроля за звукопроизношением;

-продолжать формировать у обучающегося корректное учебно-игровое поведение.

№ п/п

Этап занятия

Содержание

1

Организационный момент

Здравствуй, …! Садись на стульчик, выпрямляй спину.

Давай вспомним, чему мы учимся на наших логопедических занятиях? (На логопедических занятиях мы учимся красиво и правильно говорить).

2

Объявление темы

Наш с тобой друг Дракоша сегодня хочет кое-кого выручить. Он обращается к нам за помощью. Кому же потребуется помощь? Отгадай загадку. Летает бесшумно. Кругом голова! Полярная, белая птица … (сова). Вот она, полярная сова. Она мечтает вернуться домой, на Север. У нас есть 8 льдин, на каждой из которых для нас подготовлено задание. Дракоша поможет Сове добраться домой, и вместе с ней пройдет все испытания. Когда соберем все льдины, Сова сможет попасть домой.

Вот это совпадение. В названии этой птицы и имени нашего друга есть звуки, которые мы с тобой учимся отличать! Что это за звуки? Верно, звуки «С» и «Ш».

3

Развитие мелкой моторики

Вот и первая льдинка. Здесь мы будем выполнять пальчиковую гимнастику, которая напомнит Сове о ее доме.

Кто на Севере живет? Кто там ест и, кто там пьет? (Хлопки в ладоши - удары кулачками попеременно)

Звери необычные, к холоду привычные. («Замок» меняя положение пальцев)

Вот песец из норки смотрит, (Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики «шагают»).

Ну, а морж, как капитан, покоряет океан. (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз)

4

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Вторая льдина. Задание – выполнить артикуляционную гимнастику.

Давай потренируем наши губы и язык.

Первое упражнение – «Окошко» - широко открыли и закрыли рот. Сейчас «заборчик», покажем зубки, губы в улыбке. «Трубочка», сложи губки в трубочку. Теперь давай менять: заборчик-трубочка.

Испечем блинчики: шлепаем язык губами. Пусть один блинчик остынет (лопатка) - подержим язык расслабленным. «Чашечка», держим 5 секунд. Чашечку убираем в шкафчик (завести «чашечку» за верхние зубы), а теперь обязательно почистим зубы («Чистим зубы»). Немного поиграем с язычком, покачаем его на качелях. («Качели»).

Используется авторский набор карточек для артикуляционной гимнастики (Дед Мороз)

5

Сравнительный анализ артикуляции звуков

На следующей льдине нам необходимо рассказать о звуках, которые мы сегодня повторяем. Когда мы произносим звук «С» губы у нас в каком положении? А когда звук «Ш»? А язык где? Зубы. Давай сравним воздушную струю.

Используется зеркало, вспомогательные схемы

6

Характеристика звуков

Работает ли у нас горло, когда мы говорим звук «С»? А когда звук «Ш»? Нет, значит они оба глухие или звонкие? Глухие. Оба звука твердые, так как спинка языка опущена. Звуки «С» и «Ш» гласные или согласные? Правильно, ведь преградой при произнесении звуков «Ш» и «С» являются зубы и язык, значит оба согласные.

Используется вспомогательная схема «характеристика звуков».

7

Изолированное произношение звуков

Перед нашими друзьями новое испытание – пройти по дорожке, произнося любимые звуки каждого из героев. Первая идет Сова («С»), сейчас – Дракоша («Ш»). Молодец, испытание пройдено!

8

Динамическая пауза

Немного отдохнем: встанем, представим, как сильно дует ветер на Севере. Будем поднимать руки снизу-вверх и свистеть все громче и сильнее. А теперь пора согреть ладоши: «Ш».

9

Дифференциация звуков на слух. (Развитие фонематического слуха)

А вот и следующая льдина.

Задание: повторять за мной только те слова, в которых ты слышишь звук «Ш»: миска, пешки, кашка, каска, башня, мишка, уши. А теперь звук «С»: сутки, шут, шов, сытый, стык, шипит, спит.

А теперь немного сложнее, внимательно слушай и ответь, какое слово будет лишним? Диск, кактус, камыш, кусок. И объясни, почему, полным предложением. Камыш, потому что в слове «камыш» звук «Ш», а в остальных звук «С», молодец.

10

Дифференциация звуков в слогах

Можем выполнять задание со следующей льдины. Нужно всего лишь пропрыгать по льдинкам, называя слоги на них. Я буду читать сначала по одной, затем по несколько, а ты повторяй и прыгай. Сначала пусть идет Сова, а затем ее сменит Дракоша. Давай закрывать слоги, которые ты уже произнесла, фишками.

Используется пособие собственного изготовления «Льдинки и слоги».

11

Дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях

Следующее задание. Наши герои подружились и решили обменяться подарками. Сова хочет подарить Дракоше подарки с ее любимым звуком «С». А Дракоша Сове – со своим звуком «Ш».

Выбираем вещи, предметы и говорим: «Шишка Сове от Дракоши, Ананас Дракоше от Совы и т.д.». А теперь перечислим и назовем, кто кому что подарил. Составь несколько предложений.

Используется пособие «Трудные звуки (мерсибо)».

12

Формирование фонематического восприятия

Теперь нам нужно вспомнить любые 3 слова со звуком «Ш», а сейчас со звуком «С», которые у нас были на занятии. Молодец.

Мы получаем последнюю льдинку!

13

Итог занятия

Здорово! Мы собрали все льдинки, чтобы Сова, глядя на них, с высоты своего полета, могла добраться домой. Она благодарит тебя и Дракошу.

Что мы учились делать, когда помогали Сове? Чем отличаются звуки «Ш» и «С»?

14

Оценивание

Молодец, Сова дарит тебе на память свою любимую фотографию с Севера. Найди ее на этой картинке. Можешь раскрасить ее.

15

Домашнее задание

Давай попрощаемся с нашими героями. Домашнее задание будет в твоей тетради. Спасибо за твои старания, можешь идти в группу.



Оборудование: игрушки Совы и Дракоши, другое указано в пунктах конспекта