МБУДО ЦДТ г. Оренбурга
Тема: «Путешествие в страну живых предметов»
Конспект открытого индивидуального (логопедического) занятия «Говори правильно» (5-6 лет)
Педагог дополнительного образования Михеева Ольга Борисовна
Цель: Развитие речевых и не речевых функций всех структур языка.
Задачи:
Задачи:
1.Обучающие:
- постановка отсутствующих звуков русского языка;
- автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциация звуков в слогах, словах, фразах;
- предупреждение дисграфии и дислексии.
2. Развивающие:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие зрительного и слухового гнозиса;
- развитие фонематической системы языка;
- развитие грамматической системы языка;
- развитие лексической системы языка;
- развитие связной речи.
3. Воспитательные:
- развитие мотивации к занятиям;
- формирование бережного отношения к родному языку;
- развитие познавательного интереса к процессуальной и результативной стороне обучения;
- воспитание личностных качеств: произвольности, целеустремленности.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Активизация внимания ребенка.
2.Пальчиковая моторика.
П: Здравствуйте.
Р: Здравствуйте.
П: Мы с тобой поздоровались, давай поздороваются наша пальчики.
Игровое упражнение «Пальчики здороваются». ( Руки сцеплены в кулак указательные пальцы соприкасаются «Здравствуй пальчик», затем тоже самое средний, безымянный и мизинчик, Каждый палец соприкасается левой и правой руки «пальчики здороваются).
П: Сегодня мы с тобой пойдем путешествовать в страну, где все предметы (мяч, кубик, шапка, шар, снеговик) живые, а пойдем мы туда пешком. Игровое упражнение «Пальчики шагают».
3. Обследование артикуляционной моторики.
П: Пока мы идем давай потренируем наш язычок и губки.
Игровые упражнения.
«Иголочка»
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Один, два, три, четыре, ПЯТЬ
Иголку я могу держать.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положу.
И спокойно подержу.
Язык надо расслаблять,
И под счет его держать
Раз, два, три, четыре, пять
Язык можно убирать.
«Улыбка»
Квака любит улыбаться
Рот у кваки до ушей
Хоть завязочки пришей.
«Бублик»
Бублик мы изобразили,
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
4. Обследование состояния звукопроизношения.
П: Вот наконец то мы пришли в страну, где все предметы живые, посмотри кто живет в этой стране. (ребенок называет предметные картинки) (Презентация. Приложение №1)
5. Развитие фонематических представлений.
П: Найди жителей этой страны со звуком «л». Придумай своих жителей, кто бы ты хотел чтоб жили в этой стране, но чтобы в словах был бы звук «л».
6. Развитие фонематического анализа.
П: Посмотри, что это: «Легкий, но не мяч, и не прыгает он вскачь, на веревочке висит зазеваюсь улетит». (Презентация. Приложение № 2)
Р: шар.
П: Слышишь ли ты звук «ш» в слове шар.
Р:да.
П: Где ты слышишь звук «ш» в слове шар в начале слова, в середине слова или в конце слова?
Р: В начале слова.
П: Какой звук ты слышишь первым в слове шар?
Р: «Ш»
П: Какой звук ты слышишь после звука «ш» в слове шар?
Р: «А»
П: Какой звук ты слышишь после звука «а» в слове шар?
Р: «р».
П: Сколько всего звуков в слове шар?
Р:три.
7. Развитие фонематического синтеза.
П: Посмотри кто живет в этих домиках. ( Презентация. Приложение №3)
Р А К Б Ы Р А
8. Развитие функции словоизменения.
П: Вот мы вышли с тобой на дорогу: слева от нас поле на котором играют жители этой страны, а справа играют много жителей. Давай назовем предметы справа и слева. ( Приложение №4)
П: Прошли мы поле посмотри перед нами стоит дом, каким он цветом? (Приложение №5)
Р: Красным.
П: Что ты видишь?
Р: Красный стул, красная кровать, красное яблоко.
П: А в этом доме живет кто? (Приложение №6)
Р: кукла.
П: Посмотри она спряталась, нет кого?
Р:Куклы.
П: К кукле в гости пришел мишка, он подошел к кому?
Р: К кукле.
П: Мишка кукле что то принес , кукла удивлена чем?
Р: подарком.
П: Кукла мечтает о чем?
Р: О платье, о мишке.
9. Развитие психомоторных функций.
П: Пойдем дальше:
«По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки, в ямку бух.
(шаг на месте, затем присесть)
По камешкам, по камешкам шагают наши ножки в ямку бух.
(прыжки на месте, затем присесть).
10. Развитие функции словообразования.
П: Посмотри там у речке стоят два дома, один какой? (Приложение №7)
Р: Большой и маленький.
П:К большому дому ведет какая дорожка?
Р: длинная.
П: А к маленькому дому ведет какая дорожка?
Р: короткая.
П: В большом доме стоит что:
Р: стул.
П: А в маленьком доме, назови ласково?
Р: стульчик.
Аналогично работаем со словами: стол, кровать, тарелка, ложка.
П: Скажи из чего сделан стул?
Р: из дерева.
П: Какой стул?
Р: деревянный.
Слова: кровать, стакан, тарелка.
11. Развитие лексической системы языка.
П: Мы с тобой зашли в город, где стоят дома, в которых живут что? (Приложение №8)
Р: ответы ребенка.
12. Подведение итога занятия.
П: Уже темнеет и нам пора возвращаться домой, закрой глаза я хлопну в ладоши и мы вернемся в наш кабинет. Расскажи, где мы сегодня были, как называлась эта страна, какие дома мы видели, кто жил в этих домах, какой домик тебе понравился?
Р: ответы ребенка. Методика «Светофорики».