ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»
Конспект индивидуального занятия
по РРС и ФПСР
на тему:
«Звуки: [Ч], [С – СЬ]. Пауза.
Работа над логическим ударением. Родина.»
( 9 класс)
Учителя РРС и ФПСР
Кошуковой А.К.
Симферополь / 2019 – 2020 уч.год
Тема урока
ФПСР: Звуки: [Ч], [С-Сь]. Пауза. Логическое ударение.
РРС: « Родина».
Коррекционно-образовательная цель:
- Автоматизация звука [Ч] в различных позициях, дифференциация звуков [С-Сь] во всех позициях на материале слогов, слов, предложений и самостоятельной речи, работа над дыханием, формировать навык соблюдения пауз в речи; закреплять навык соблюдения в речи логического ударения;
- Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом речевой материал.
Коррекционно-развивающая цель:
- Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением. Развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.
- Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать и опознавать слухо-зрительно и на слух материала по темам; закрепление коммуникативного общения; вырабатывать привычку слухового контроля.
Коррекционно-воспитывающая цель:
- Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.
- Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.
Задачи:
- Учить умению произносить звуки [Ч], [С], [Сь] на различном речевом материале, соблюдать нормы орфоэпии, правильно дышать, учить умению различать на слух речевой материал по теме. Учить умению понимать и выполнять поручения.
Оборудование:
- Индивидуальная ЗУА, пособие по произношению, профили произношения звуков [Ч], [С-Сь], картинки, карточки с речевым материалом по теме урока, таблички с заданиями по теме: «Родина».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Как ты слышишь?
- Поздоровайся.
- Как твои дела?
- Какое сегодня число?
- Какой сегодня день недели?
- Назови дни недели.
2. ФПСР.
- Работа над дыханием и звучностью голоса.
- Скажи на одном выдохе
Громко – а–а–а–о–о–о–у–у–у
Тихо – а–а–а–о–о–о–у–у–у
- Посмотри на табличку. (Я живу в России.)
- Что это? - Это предложение.
- Это короткое или длинное предложение? - Это короткое предложение.
- Как нужно говорить короткое предложение? - Короткое предложение нужно говорить на одном выдохе.
- Скажи: Я живу в России. – на одном выдохе.
- Посмотри следующую табличку. (Россия моя Родина, и я очень люблю её.)
- Это короткое или длинное предложение?
- Как нужно говорить длинное предложение?
- Скажи: Россия моя Родина, и я очень люблю её. – с паузой.
- Что ты делала?
- Работа над звуками.
- Сегодня мы будем стараться правильно говорить звуки [Ч], [С-Сь].
-Вспомним артикуляцию данных звуков. (Работа с профилями произношения звуков).
- Прочитай слоги, слова и предложения, чётко произноси звуки [Ч], [С], [Сь].
АЧ – АС – АСЬ кала́ч – сейча́с – кара́сь
ОЧ – ОС – ОСЬ ночь – нос – лось
УЧ – УС – УСЬ о́бруч – ре́бус – гусь
ИЧ – ИС – ИСЬ кирпи́ч – лис – рысь
ЧА – СА – СЯ АЧА – АСА – АСЯ свеча́ учу́сь сучо́к
ЧО – СО – СЁ ОЧО – ОСО – ОСЁ ча́сто слу́чай качу́сь
ЧУ – СУ – СЮ УЧУ – УСУ – УСЮ му́чаюсь лечу́сь
Работа над паузой.
- Прочитай, соблюдая паузы в стихотворении:
Я хочу́ чита́ть кни́ги больши́е,⃒
Я хочу́ самолёты во́дить,⃒
Я хочу́, что́бы всегда́ была́ ма́ма,⃒
И в стране́ бы́ло ве́село жить!⃒⃒
- Прочитай предложения, соблюдая паузы.
В я́сную пого́ду / до́мик на приго́рке бы́ло хорошо́ ви́дно. //
К ве́черу / всё уже́ бы́ло покры́то сне́гом. //
Дере́вья оде́лись в пуши́стые шу́бы. // Прекра́сен лес зимо́й. //
Работа над логическим ударением.
- Прочитай предложение, выделяя слово, на которое падает логическое
ударение.
Света купила тетрадь и синюю ручку в магазине.
- Кто купил тетрадь и ручку в магазине?
- Что сделала Света в магазине?
- Что купила Света в магазине?
- Где Света купила тетрадь и ручку?
- Что ты делала?
3. Физминутка.
- Упражнения для глаз: сжимание и разжимание век, вращательные движения зрачков вправо и влево, слежение глазами за рукой учителя.
- Упражнения для рук: поглаживание ладоней, сгибание – разгибание пальцев, «ножницы» прямыми руками, вращение плечами вперед-назад.
- Закрой глаза. Слушай и выполняй задания:
Положи правую руку на левое плечо. Положи левую руку на колено. Дотронься правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснись к правой щеке.
4. РРС
- Восприятие вопросов разговорно-обиходного характера:
– Какое сейчас время года?
– Назови зимние месяцы.
– Какой сейчас месяц?
– Какие праздники были в этом месяце? Назови их.
– Какой месяц наступит после января?
– Какой сейчас год?
- Различение и опознавание на слух речевого материала по теме «Родина».
- Слушай внимательно. Если ты отгадаешь загадку, то узнаешь тему нашего занятия. Что ты будешь делать?
– Я буду слушать загадку.
«О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают!»
- Какая тема нашего урока? (Родина)
- Послушай слова, найди их и повтори:
Россия, Родина, страна, столица, город, Республика, Крым, Москва, Симферополь, интересные места, карта.
- А сейчас ты будешь слушать вопросы и фразы по теме: «Родина». Выполнять поручения.
1. Что такое Родина? - Родина – это место где человек родился и вырос.
2. Как называется наша страна? – Наша страна называется Россия.
3. Возьми карту и покажи границы России.
4. Назови столицу нашей Родины? – Столица нашей Родины – это город Москва.
5. Покажи на карте Москву.
6. Россия – наша большая Родина, а есть еще и малая Родина.
7. Скажи, в какой Республике ты живешь?
8. Возьми карту и покажи границы Республики.
9. Послушай и повтори: Республика Крым – наша малая Родина.
10. Назови столицу нашей Республики и покажи её на карте.
11. Какие крупные города Крыма ты знаешь?
- Игра - задание «Что это?» + работа с картой.
- Слуховой диктант.
Родина, Россия, Республика Крым, столица, Симферополь, интересные места, памятники, дворец, пещера, крепость, Ласточкино гнездо, Белая скала.
5. Итог занятия. Рефлексия
- Что мы делали сегодня на занятии?
- Тебе понравилось занятие?
- Что было интересно/скучно, трудно/легко?
- Ты справилась со всеми заданиями. Молодец!
- Попрощайся!