ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №2»
Конспект индивидуального занятия
по РРС и ФПСР
на тему:
«Звуки: [Ё], [З]. Работа над словесным ударением. Зима.»
( 4 класс)
Учителя РРС и ФПСР
Кошуковой А.К.
Симферополь / 2018 – 2019 уч.год
Тема:
ФПСР: Звуки: [Ё], [З]. Словесное ударение.
РРС: «Зима».
Цели: автоматизировать звуки [Ё], [З] в слогах, словах и предложениях; учить выделению голосом ударных слогов в словах, воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать речевой материал по теме, учить выполнять поручения, давать правильные ответы и отчёты; уточнять и обогащать словарь.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Работать над умением произносить слова, состоящие из 3-4-х слогов, короткие фразы на одном выдохе.
2. Продолжать работу над силой голоса.
3. Работать над словесным ударением.
4. Автоматизация звуков [Ё], [З].
5. Учиться отвечать на вопросы слухо-зрительно и на слух по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развивать зрительное внимание и восприятие.
2. Развивать речевой слух и фонематическое восприятие, память, правильный речевой выдох.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: ЗУА, зеркало, карточки с профилями звуков [Ё], [З], карточки по автоматизации звуков [Ё], [З], карточка по работе над словесным ударением, иллюстрированный материал с изображением зимы, таблички, рассыпной текст, загадки, «Послушай, покажи и повтори», «Подбери признаки».
Ход урока:
1. Орг. момент, установка режима усиления.
– Как ты слышишь?
– Поздоровайся.
– Как твои дела? Спроси у меня как дела.
– Послушай и повтори:
– Прозвенел звонок, и ученики вошли в класс.
– Сегодня последним уроком будет математика.
– Отвечай на вопросы:
– Какой месяц в году самый короткий?
– Какой урок сегодня был первым?
2. ФПСР.
- Работа над речевым дыханием и слитностью.
Скажи слитно на одном выдохе:
1. На землю тихо падал белый пушистый снег.
2. Всю ночь на землю тихо падал белый пушистый снег.
- Работа над голосом.
- Скажи громко Скажи тихо
А____ О ______ а___ о____
ПА___ ТА___ ВА_____ СА___ па та ва СА
- Работа над звуками.
1. Анализ речевого выдоха и расположения артикуляционных органов при звуке [З] (карточка с профилем звука). Автоматизация звука [З] в слогах, словах и предложениях (карточка).
- Опиши звук [З].
Где язык? Вверху Внизу
Язык какой? Узкий Широкий
Голос есть? Есть Нет
Выдох идет Вверх Вниз
- Скажи звук [З] три раза.
З__ З__ З
- Прочитай слоги, назови слова:
за__ зо___ зу___ зы__ аза азо азы азу
за - зал аза - ваза
зо - зонт азо - роза
зу - зубы азу - внизу
зи - зима ази - резинка
зе - зеркало азе - газета
- Составим предложения:
Холодная браслет
Зелёный зима
Золотой заколка
Красивая забор
- Прочитай предложение: У Зои заболел зуб.
- Что ты делал?
- Будем играть. «Послушай, покажи и повтори». Перед учеником лежат предметные картинки. Педагог читает слова, ученик слушает, находит картинку и повторяет. Все слова предъявляются на слух.
- Будешь слушать слова и находить картинку. Покажи. Говори хорошо все звуки.
2. Анализ речевого выдоха и расположения артикуляционных органов при звуке [Ё] (карточка с профилем звука). Автоматизация звука [Ё] в слогах, словах и фразах (карточка).
аё - моё аё - твоё
поёт, даёт, продаёт
альё - бельё альё - льёт
- Ответим на вопрос: Что делает?
- Девочка что делает? (Девочка поёт.)
- Бабушка что делает? (Бабушка даёт куклу.)
- Продавец что делает? (Продавец продаёт шары.)
- Работа над словесным ударением.
- Скажи тихо и кратко:
па п та т па а та а
- Скажи громко и протяжно:
ПА___ А___ ТА___ А___
- Подбери схему к слову:
Берёза, заря, золото, заяц.
таТА Тата таТАта ТАтата
- Что ты делал?
3. Физминутка. Повторяй слова, выполняя движения. Сожми ладони в кулачки, когда повторяешь слово со звуком [З], сложи ладони «лодочкой», если в слове есть звук [Ё].
4. РРС.
- Отгадай загадки:
1. На дворе горой, а в избе водой. (Снег).
2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).
3. Что вниз головой растет? (Сосулька).
4. С неба падают зимой и кружатся над землёй - лёгкие пушистые, белые. (Снежинки).
- Как ты думаешь, какая тема нашего урока? (Зима).
- Работа над словарём, фразами. Слуховое восприятие слов, фраз с опорой на образец. Различение фраз, вопросов.
- Послушай и повтори:
1. Зима, суровая, санки, снеговик, озёра, звери, снегирь, синица, зерно.
2. Идёт снег. Времена года. Перелётные птицы. Суровые морозы.
3. Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
- Послушай и ответь на вопросы:
1. Сейчас осень или зима?
2. Какое время года будет потом?
3. Посмотри в окно, сейчас идёт снег?
4. Что делают дети на зимних каникулах?
- Дидактическая игра «Подбери признаки».
снег (какой?) белый, пушистый
мороз (какой?) сильный
сосулька (какая?) холодная, длинная
зима (какая?) суровая, снежная
- Работа с деформированным текстом.(за экраном)
- Слушай внимательно и расположи предложения в правильном порядке.
«Зима»
1. Наступила суровая зима.
2. Мороз покрыл льдом реки и озёра.
3. Спрятались от холода звери.
4. Улетели на юг перелётные птицы.
5. В лесу очень красиво.
6. Еще наряднее стала зимняя природа.
7. Деревья и кустарники покрыты снегом.
8. Трудно зимой в лесу снегирям, синичкам.
9. Люди подкармливают птиц зерном, хлебом.
10. Хорошо птицам с добрым человеком!
- Вопросы к тексту (слухо-зрительно и за экраном)
- Какое время года наступило?
- Что сделал мороз?
- Почему спрятались звери?
- Куда улетели птицы?
- Какая природа зимой?
- Почему птицам трудно зимой?
- Как ты помогаешь птицам зимой?
- Тебе нравится зима?
5. Рефлексия. Итог занятия.
- Тебе понравилось занятие?
- Ты хорошо работал на уроке? Оцени свою работу.
- Что ты делал на уроке?
- Молодец! Ты занимался хорошо, старался.
- Занятие окончено. Попрощайся.