Конспект интегрированного логопедического занятия у детей старшего дошкольного возраста по серии картинок «Вор - мухомор» (сюжет Н. Радлова)
Цель: учить детей составлять связной рассказ по серии картинок, изображающих основные, "ключевые" моменты сюжетного действия, передать интересный момент в своём рисунке.
Задачи:
- активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»
- учить составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием
- развивать навыки анализа наглядно изображенного сюжета
- вспомнить особенности внешнего вида и поведения ежа.
- способствовать поддержанию положительных эмоций у детей на протяжении всего занятия, поддерживать двигательную активность во время физкультминутки.
- воспитывать эстетически – нравственное отношение к животным через изображение их образов.
- активизировать в речи уменьшительно – ласкательные слова: узелочек, листочек, грибочек; описательные понятия - большой, маленький, круглый, колючий.
Оборудование: серия картинок « Вор - мухомор».
Ход занятия:
Ребята сидят полукругом. Звучит музыка. (Сюрпризный момент - сундучок.)
Логопед: Сегодня нам кто – то приготовил сюрприз – волшебный сундучок.
Волшебство его вот в чём, ежели в нём что – то, а может быть, кто- то лежит
(картинка, игрушка, зверюшка), - именно об этом сундучок расскажет стихи и сказки.
Открыть его можно только волшебными словами:
Сундучок, сундучок,
Позолоченный бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз - два - три – четыре - пять,
Можно сказку начинать!
(Логопед предлагает повторить закличку вместе, сопровождая слова действиями).
Логопед открывает сундучок, а там кто – то колючий. Предлагает отгадать загадки:
- Лежала под ёлками подушечка с иголками.
Лежала, лежала, да в лес побежала.
- Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
Дети: ёжик. ( Логопед достаёт из сундучка игрушку – ёжика).
Логопед: Познакомимся с ежом? Дети, назовите свои имена. Ёж пришёл к нам из леса и приглашает поиграть (физкультминутка «Лесные жители»).
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас
И зовём с собою вас!
(Широко разводим руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.
Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
Мышка, мышка,
Серое пальтишко.
Мышка тихо идёт,
В норку зёрнышко несёт.
(Мягкий пружинистый шаг, спинка слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью)
А за мышкой шёл медведь,
Да как начал он реветь:
«У-у! У-у!
Я вразвалочку иду! »
(Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание туловищем из стороны в сторону)
А весёлые зайчата –
Длинноухие ребята –
Прыг да скок, прыг да скок,
Через поле за лесок.
(Прыжки. Ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
Шёл по лесу серый волк,
Серый волк – зубами щёлк!
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами!
(Широкий, пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно вынести вперёд)
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
По болоту скок-скок-скок,
Под мосток – и молчок.
(Ноги на ширине плеч. Прыжки с продвижением вперёд)
Ой, ты дедушка – ежок,
Не ходи на бережок!
Там промочишь ножки,
Тёплые сапожки!
(Лёгкий неторопливый бег на носках. Руки согнуты в локтях и прижаты к груди, голова опущена)
Птички в гнёздышках проснулись,
Улыбнулись, встрепенулись:
«Чик-чирик, всем привет!
Мы летаем выше всех! »
(Лёгкий бег врассыпную; «птички чистят крылышки; машут хвостиком» - (руки сзади, ладошками друг к другу, легко прыгают.)
II. Составление рассказа.
Логопед: Ребята, ёжик принёс собой картинки. Картинки выставляются в определённой сюжетной последовательности. Дети рассматривают картинки.

Беседа с детьми:
1 картина: Что вы видите на первой картине? Какие деревья здесь растут? Как называется это место?
Кто изображён на картине? Что делает ёжик? Что у него в руках? Какая погода на улице?
Актуализируются слова: «идёт», «путешествует», «узелок», «палка», «солнечная».
2 картина: Что делает ёжик? Куда он поставил узелок? (На кочку).
Где лежит ёжик? ( Под деревом).
Чем он укрылся? ( Листком).
Что случилось с погодой? (пошел дождь)
3картина:
Что сделал ёжик? (проснулся).
Что он увидел? (вырос мухомор).
Почему вырос мухомор? (прошел дождь).
Где оказался узелок? (на грибе).
В заключении даётся ряд общих вопросов: «Почему узелок лежит на мухоморе?», « Какое время года изображено на картине?»
Дети составляют рассказ по цепочке: по одному фрагменту каждым ребёнком.
Логопед: Какие вы, ребята, молодцы, хороший рассказ получился.
III Пальчиковая гимнастика: «Ёж».
Хитрый ёжик, хитрый ёж,
На клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки
Очень – очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Ёж по тропке побежал,
нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже
На ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим
Молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие
На спине иголки мы.
(«Грозят» указательным пальцем)
IV. Итог занятия.
Логопед: Молодцы, ребята! Вот и пришло время прощаться с нашим другом – ёжиком. Его семья в лесу заждалась. До встречи!
Заверено
Учитель-логопед