Интегрированный урок
математика + география
по теме:
«Кавказ в цифрах»
Учитель географии
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Сардарова М.А.
Учебно-воспитательные цели:
Расширить и углубить понятия учащихся о Кавказе.
Закрепить математические знания учащихся по теме «Проценты» с учетом их индивидуальных особенностей.
Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками.
Повысить интерес к изучению Кавказа, воспитать чувство уважения между народами.
Тип урока: бинарный.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: атласы, карты, учебники, индивидуальные карточки, картины и т.д.
Ход урока:
Организационный момент.
Эпиграф
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я спутник не чужой:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
Объяснение нового материала.
Географическое положение.
Природные условия и ресурсы.
Население Европейского Юга.
(Г – учитель географии, М – учитель математики)
Географическое положение (Приложение № 1)
Г. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Черное и Каспийское море, горы.
- Найдите на карте эти рубежи (работа у доски и за партами).
Г. А какова площадь территории Кавказа? Спросим у нашей учительницы математики.
М. ребята, вы видите на карте, что площадь России гораздо больше площади Кавказа. Так вот, площадь России 17 млн. км, а Кавказа – 335 тыс. км. На этой территории расположены разные природные объекты. Они составляют: 50 % территория, омываемая морями; 25 % горные территории; 10 % ледники; 75 % зоны отдыха.
- Давайте узнаем, какую часть числа составляют эти проценты. (Задание № 1)
- Какая зона занимает большую часть территории Кавказа?
М. Говорят, что самые лучшие места для отдыха – это черноморское побережье Кавказа. А вы (к учителю географии) с этим согласны?
Природные условия и ресурсы.
Думаю, что эти утверждения верны. На Кавказе не только хороший климат, но и разнообразные минеральные, агроклиматические и рекреационные ресурсы.
(на слайде природа Кавказа, учитель объясняет, почему выпадает разное количество осадков).
Задание № 2. Допишите ресурсы.
Г. Давайте посмотрим, как это выглядит в цифрах хотя бы на примере осадков.
М. На Черноморском побережье Кавказа ежегодно выпадает 600 мм осадков. На Каспийском побережье 40 % от этого числа. Сколько осадков выпадает на Каспийском побережье?
Задание № 3. Население Европейского юга.
Г. Высокая плотность населения, очаги его концентрации. Крупные города ученики должны уметь показать на карте.
М. (устно) Городского населения 58 %. Сельского?
Г. Этническое разнообразие. Христианство и ислам. Многонациональность (показ компьютерной презентации – яркие представители народов Кавказа). Какие народы населяют Кавказ?
М. Глядя на эту карту, предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание № 4. Заменить проценты десятичной дробью.
Русские – 62 %; дагестанцы – 11 %; черкесы – 6 %; адыгейцы – 3 %; кабардинцы – 7 %; чеченцы – 5 %; ингуши – 2 %; осетины – 4 %.
Итог урока. Вот так незаметно пролетел урок. Что ж, пора подвести итоги.
Кроссворд.
На берегу какого моря выпадает 240 мм осадков?
К площади какой страны относится Кавказ?
Национальность, которая составляет 3 % всех жителей Кавказа?