Конспект интегрированного урока.
Литература и ИЗО.7 кл.
Авторы: Блудова И.В., учитель литературы, Часовских О.В., учитель ИЗО.
Тема:
«Образ защитника Отечества - важная тема искусства. Образ русского богатыря в литературном и художественном творчестве».
Цель урока: воспитание патриотических чувств к истории своего Отечества, к защитникам Родины.
Задачи урока:
Обобщить знания учащихся о былинах, закрепить умения составлять словесный портрет былинного героя, развивать навыки устной и письменной речи,
Знакомить с изображением человека в искусстве. Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир.
научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; научить отстаивать свою точку зрения.
Развивающие
совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности в создании сочинения.
развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Воспитательные
воспитание патриотических чувств и любви к истории Отечества, к Родине; творческое восприятие мира.
формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
Ход урока.
Орг. момент.
Учитель литературы.
Многострадальная русская земля! Как много горя и несчастий принесли тебе вороги чужеземные. Но ты выстояла, вытерпела. Во все времена на твою защиту становились лучшие сыны твои.
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам
Не топтать их коням
Землю русскую!
Не затмить им
Солнце наше красное!
Век стоит Русь –
Не шатается!
И века простоит –
Не шелохнется!
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам - священный долг. Устное народное творчество подарило нам яркие, незабываемые произведения. Назовите мне жанры УНТ, где бы сам народ воспевал своих защитников.
Пословицы, сказки, былины.
Пословицы:
«Один в поле не воин»
«С родимой земли - умри не сходи»
«Храбрость города берёт»
«Храбрость города берёт»
«Кто наступит на землю русскую – тот оступится»,
В русских народных сказках были свои герои- защитники.
(Иванушка дурачок. И ума невеликого, а совершает свои подвиги).
Но на смену сказочным героям приходят былинные герои.
Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.
(Силой, умом, красотой, желанием сражаться с врагом ни на жизнь, а на смерть).
Учитель литературы.
Давайте вернемся к былинам, которые мы с вами прочитали.
Вспомним, какими качествами обладали богатыри.
Сценка. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович в Киеве у князя Владимира.
( Запись в тетрадях качеств героев.)
Давайте вспомним, какого роду племени наши богатыри?
( Чтение отрывков из былин). (Показ слайдов)
Анализ портретов богатырей.
(Слайд 4) ученик1
Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчёркивается его мудрость.
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье.
(Слайд 5) ученик 2
Алеша Попович- "напуском смелый" молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович — самый молодой, весёлый, находчивый и озорной.
(Слайд 6) ученик 3
Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Он сдержан, внимателен и образован.
Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
(Защита отечества, своей земли).
III. Учитель ИЗО.
Образ героя – защитника Отечества нашел широкое отражение и в изобразительном искусстве. Для художников человек всегда был и остается главным объектом изображения.
(слайд №7) « Русская сила богатырская»
(«Святогор») Н.К. Рерих
(слайд №8) К.Васильев «Микула и Вольга»
(слайд №9)
Но более подробно к разработке былинно – богатырской темы подошел в своём творчестве великий русский художник В.М. Васнецов. Он с детства полюбил сказки и народную поэзию, знал и любил историю своей страны, ценил ее и гордился ею. Неторопливые, протяжные сказания про крестьянского сына Илью Муромца, который "славен не родом, а подвигом", про Добрыню Никитича - "грамотой вострого, на речах разумного", про "бабьего пересмешника" Алешу Поповича и других русских богатырей навсегда пленили художника.
«Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов.
(слайд №10)
Особенно примечателен акварельный рисунок «Витязь». Эту работу можно считать началом того цикла, в который позднее, через много лет, войдет произведение, обогатившее мировое искусство, — «Богатыри».
(слайд №11) «Баян» В.М. Васнецов
(слайд №12)
Былинная богатырская тема проходит через все творчество В.М. Васнецова, в минувшем прошлом он находит отклики на тревоги и чаяния окружающей его современной ему жизни. Полон глубокого смысла образ витязя, в раздумье остановившегося у трех дорог.
(слайд №13)
Все богатыри по-разному изображаются в литературе и в искусстве. Васнецов представил их вот такими. И эти образы давно и прочно вошли наше сознание как олицетворение богатырской силы.
(слайд №14)
«Богатыри» В.М. Васнецов
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Год создания: 1898
Техника: холст, масло
Размеры: 295х446 см.
(слайд №15)
Первоначальное авторское название картины:
«Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
Поэт В.М. Василенко, вдохновленный этой картиной, пишет стихотворение
«Богатыри».
(слайд №16) Чтение стихотворения.
Рыжеют стебли трав. Холмы круты и голы.
Над ними облака безмолвны. С вышины
Спускаются орлы. Плющом оплетены
Крутые склоны гор. И в синей дымке долы.
Овраги глубоки. И странные глаголы
Порою в глубине их заросли слышны:
То ветер кружится, медвяный дух весны
Наполнил все кругом - и сладкий и тяжелый.
На солнце светится, как золото, щиты.
Богатыри глядят в степную даль, в пустыню:
Илья – крестьянский сын, Алеша и Добрыня!
И кони их молчат. У конских ног цветы
Раскинулись, дрожат.
Полынью пахнут травы.
Богатыри стоят у Киевской заставы.
Как много общего мы можем с вами найти в этих произведениях!
(слайд №17)Ученик1.
Первоначальный замысел «Богатырей» зародился еще в Париже, когда художник набросал их в эскизе, восхитившем Поленова. Существует версия, что Васнецов ясно представил себе своих «Богатырей», любуясь замечательными по мощи, спокойствию и величавости абрамцевскими дубами.
Васнецов постоянно работал над созданием и других картин. Однако основное внимание он уделял «Богатырям». Как неоднократно при разговорах подчеркивал художник, ему хотелось создать не документальное историческое произведение, а «пропеть» живописную былину о величавом, могучем прошлом Родины.
«Богатыри» - картина о доблестных рыцарях, защитниках
угнетенных, а по сути — рассказ о силе народа, его стойкости и героизме. Дать общий портрет самых прославленных, самых выдающихся русских богатырей, в которых народ по праву видел национальных героев, — задача была не из легких!
Ученик2.
Требовательный к себе, В. Васнецов несколько раз переделывал те места, которые почему-то не нравились ему в картине.
Казалось бы, уже давно найдены позы и движения коней, уже великолепно выписан пейзаж, а художник все искал и работал над лицами.
Особенно много работал он над образом Добрыни Никитича. Несколько раз переписывал В. Васнецов Добрыню, используя и эскиз, сделанный с одного крестьянина, и портреты родственников. Лицо Добрыни стало собирательным типом Васнецовых — отца, деда и отчасти самого Виктора Михайловича.
Ученик 3
Для Алеши Поповича художнику позировал младший сын Саввы Мамонтова Андрей.
Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, — степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать. «Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом В. Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».
Учитель ИЗО:
Русский критик и искусствовед В.В. Стасов, однажды увидев картину В.М. Васнецова, написал: «…здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным * для всех, для народа»
Ребята давайте попробуем дать описание образов богатырей.
(слайд №20) Ученик1
Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. В одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Широко открытый прямой взор, простые, но чрезвычайно благородные черты лица, твердый лоб и крепко сомкнутый под большими усами рот говорят о его сильной воле. Грузный и лохматый вороной конь Ильи Муромца —такой же мощный и упористый, как и его седок. Он стоит спокойно, только слегка потряхивает бубенчиками, круто выгнув шею и косясь налитым кровью глазом. Но сила у него могучая, поистине сказочная. Стоит только тронуться с места — загудит земля под его тяжелыми копытами, из ноздрей пар и пламя запышут...
(слайд №21) Ученик2
А немного поодаль, справа от Ильи Муромца, с лукавой улыбкой на смуглом, чуть раскосом лице - полный отваги и смелости молодой красавец Алеша Попович. Чуть исподлобья смотрит он, и конь его гнедой, нагнув шею, пока еще пытается щипать траву. Но по глазам видно, что готовит каверзу врагам этот юный витязь, который, может быть, и не так силен, как его товарищи, зато он ловок, увертлив.
Он душа компании, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
(слайд №22) Ученик3
Суровый дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко Добрыня Никитич в дорогом шлеме, красивы его доспехи, меч в бархатных ножнах, дорогое убранство на коне. Он уже и меч из ножен вынул, и щит на грудь завел, и ногу в стремена вздел. Вот - вот пустит он вскачь своего белого скакуна, которого (судя по сбруе) добыл в схватке с чужеземцем (в былинах такой красавец конь с нежностью называется “белеюшко. Городская стать Добрыни Никитича, изящество снаряжения, позолота тонких украшений дает понять, что происхождения он знатного.
(слайд №24)
«Долгих поисков стоил мне пейзаж «Богатырей», — однажды сказал Васнецов, подтверждая особое значение пейзажа в картине.
Если мы , ребята, посмотрим с вами на линию горизонта , то увидим, что она завышена, и мы как бы снизу смотрим на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков и от этого они выглядят торжественно, олицетворяя народную силу. Весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Учитель литературы.
IV.Написание сочинения.
А сейчас мы с вами приступим к работе над сочинением: «Образ защитника Отечества - важная тема искусства.»
Виктор Михайлович вспоминал:
"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...".
Работа над строением сочинения.
Наметим примерный план.
(Вступление) 1 Многострадальная Русь.
(Основная часть) 2 Образы защитников Отечества
а) в УНТ
б) в изобразительном искусстве.
(Вывод) 3 Мое отношение к защитникам Отечества.
Дети отвечают на вопросы и начинают работу над сочинением.
(слайд 25)
«Рассказали мы
про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет
Слава русская!»
Домашнее задание. Дописать сочинение. Сделать иллюстрацию к своему сочинению.
Учитель литературы:
(слайд 25 с описанием природы)
А теперь послушайте, ребята, как описала эту картину Марина Удальцова, искусствовед:
«Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности.»
Подведение итогов.
8