Интегрированный урок по СБО и математике
7 «А» класс
Тема урока: СБО – «Бюджет семьи. Основные источники доходов и основные статьи расходов».
Математика – «Сложение и вычитание чисел полученных при измерении стоимости».
Цель:
Формировать элементарное представление о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части.
Учить применять устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости.
Задачи:
Образовательные:
Решать составные арифметические задачи, требующие несколько арифметических действий;
Познакомить с источниками дохода, основными статьями расхода, рациональным, расходованием средств.
Коррекционно-развивающие:
Корригировать мыслительную деятельность: операции анализа и синтеза;
Развивать мышление, память, речь.
Воспитательные
воспитывать:
интерес к учебе, к данным предметам;
рациональность по отношения к деньгам;
самостоятельность в работе;
воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Тип урока: Интегрированный урок
Форма урока: индивидуально - групповая.
Методы обучения:
cловесные (объяснение нового материала, беседа),
наглядные,интерактивные – демонстрация мультимедийной презентации,
работа учащихся в группах.
Межпредметная связь: математика, социально-бытовая ориентировка, русский язык, литературное чтение,обществознание
Оборудование: раздаточный материал, демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран).
Продолжительность урока: 40 минут.
Структура урока:
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Учитель СБО:
Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!
На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … («Видят» - дополняют дети хором.).
Уши внимательно слушают и всё …(«Слышат» - дети).
Голова хорошо … («Думает»).
Мы желаем вам успехов на уроке!
- На уроке нам понадобятся знания, полученные ранее на уроках СБО и математики. Тема сегодняшнего урока будет связана с данным словом.
Слайд 2.
II.Актуализация знаний.
Учитель математики:
Устный счет.
- Название данного слова зашифровано. У каждого на столах карточки с числами, полученные при измерении стоимости. Возьмите их и встаньте около доски в порядке возрастания, переверните ваши карточки, если задание выполнено, верно, то вы сможете прочитать слово. ( 1000р., 817р., 562р., 412р., 235р. )
(Читают хором слово – «СЕМЬЯ»)
Учитель СБО:
-Что такое семья?
Задание.
-Семья – это один или несколько человек?(ответы уч-ся: семья – это папа, мама бабушка, дедушка и т.д.)
-Давайте составим схему обычной семьи в виде ромашки, поскольку именно ромашка – это символ семьи в нашей стране. « СЕМЬЯ» Слайд 3
Слайд 4 -определение термина «Семья»
( дети зачитывают)
("Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью".
Вывод: - С полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни.
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
II. Введение в тему.
Учитель математики.
Игра « Математическое лото»
-Сейчас вы узнаете слово, значение которого имеет важную роль в каждой семье. Но для этого надо правильно решить «Математическое лото» (Счет примеров с числами, полученными при измерении стоимости).
( на слайде после правильно решенного примера открываются буквы)
Слайд5
- Составьте слово из данных букв. («БЮДЖЕТ»)
Слайд 6
III. Объявление целей и темы урока.
Учитель СБО:
-Бюджет. Сегодня будем говорить о бюджете. Выясним, что такое « доходы» и «расходы». Слайд 7
- Разберемся, какие расходы называют обязательными, а какие необязательными. Вычисляя примеры на практике, наглядно увидим, почему нужно бережно относиться к бюджету.
IV. Объяснение новой темы.
--Учитель СБО
1. Бюджет, в переводе с английского – это «денежная сумка, кошелёк». Бюджетом в старой Англии называли сумку, в которой министр финансов страны носил деньги и свои отчёты. - Существует государственный бюджет, краевой бюджет, городской и школьный бюджет.
-А как вы думаете, с каким бюджетом сегодня мы будем разбираться на уроке? (семейный бюджет). Слайд 8
- Из чего состоит семейный бюджет? Слайд 9
А) Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день?
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)
-Что такое пенсия? (ответы детей) Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет
- Дочка – студентка. Как вы думаете, учёба – это труд? (Ученики).
За хорошую учебу получает что? (Стипендию)
Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
Дядя временно безработный и стоит на бирже труда, он получает … (пособие по безработице).
Тётя сидит в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает … (пособие по уходу за ребенком)
Вывод: что такое семейный бюджет? ( ответы обучающихся по составленной схеме в ходе ответов) Слайд 10
-Семейный бюджет это – все денежные поступления, доход семьи
-Ребята, как вы считаете, из чего складываются доходы семьи? (рассуждения обучающихся)
Вывод: что такое доход?( ответы обучающихся)
(по слайду)
-А еще доход семьи – это государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций; от сдачи жилья, дачи в наем и т.д.
-Бюджет семьи - это денежные доходы каждого члена семьи за определенный период времени ( месяц) Слайд 11
V. Гимнастика для глаз.
Инструктаж. Слайд 12.
На экране появляются слова. Если слово обозначает доход семьи, то широко открывайте глаза, если не относится, то глаза крепко зажмурьте.
Зарплата, питание, пенсия, одежда, пособие, стипендия, аптечка, сотовый телефон, премия, велосипед, аванс.
IV. Закрепление понятий:
«Бюджет»
Учитель математики.
-Я предлагаю вам сосчитать доход семьи Петровых.
№1 (за январь месяц). Слайд 13,14
Мама за свой труд (продавца) получает 11 тысяч рублей, папа (строитель) 27 000 рублей, стипендия дочки -1200 рублей. Какой же общий доход семьи за месяц?
№2(за февраль) Слайд 15,16
- В феврале месяце дочь за не очень хорошую учебу не получила стипендию. Доходы семьи увеличились или уменьшились? (Уменьшились). На сколько?
№3 (за март) Слайд 17,18
- В марте папа хорошо работал и получил 3000 тысячи рублей премии. Что такое премия? (Премия - это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе). Каким сейчас стал семейный бюджет семьи Петровых?
Учитель СБО:
-Умение вести семейный бюджет – это трудно. Нет разницы, кто управляет финансами мужчина или женщина. Главное, чтобы всё в семье было организованно и никаких конфликтов из-за финансов не будет. Правильное ведение СБ заключается в разумной их трате - расходе . Слайд 19
- Для чего надо знать общий семейный доход? (чтобы не тратить денег больше, чем получаешь)
-Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.
Когда у семьи есть деньги, она решает, что купить, на что потратить деньги. В каждой семье распоряжаются по-своему. В первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, нужную обувь и одежду. Важная часть семейных расходов это оплата коммунальных услуг (плата за квартиру, за пользованием электричеством, транспортные расходы…)
-Приведите примеры расходов в ваших семьях.(Ученики: покупка товара для дома, квартплата, оплата детского сада, приобретение одежды, обуви, продуктов, деньги взаймы.)
-Конечно, этот список можно продолжать и дальше. В общем, мысль ваша верна.
-Как назвать одним словом всё что вы перечислили? ( Расходы) - Расходы бывают обязательные и текущие. Слайд 20
-Семья тратит деньги (расходует) на разные нужды. Расходов в семье никак не избежать.
« Расходы»
-Задание №1.Определить вид расходов. (Задания разноуровневые)
(у каждого ученика определённый набор карточек с названиями различных товаров потребления (промышленных, продовольственных и по 2 карточки (обязательные, текущие). Слайд 21
(Дети определяют виды расходов, раскладывают на две группы (проверка).Слайд 22
Итог объявляет учитель.
Учитель математики.
-Задание №1(Работа в рабочей тетради.) Слайд 23
-Попробуем посчитать обязательный расход семьи Феди Печкина за коммунальные услуги.
-Разумное использование денежных средств для наиболее полного удовлетворения потребностей семьи является основной задачей семейной экономики.
Учитель СБО
Беседа « Состояние семейного бюджета)
-Если расходы такие же как и доходы, то это сбалансированный бюджет.Слайд 24.
-Если расходы превышают доходы, то появляются долги. Слайд 25
-Если доходы превышают расходы, то появляются накопления сбережений. Слайд 26
-Для чего они нужны сбережения? Бывают ли сбережения в вашей семье? (рассуждения детей)
-Какое состояние бюджета вас устраивает. Почему?
V. Закрепление знаний полученных на уроке.
- Чтобы окончательно убедиться, что вы усвоили изучаемый материал, предлагаю вам поиграть:
1)Игра “Сигнальщики”
(поднимают зелёную карточку, когда будет называться статья дохода семьи, красную - статья расходов)
Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
Оплата коммунальных платежей.
Поездка в больницу к врачу.
Зарплата папы.
Выигрыш в лотерею
Проценты по сберегательным вкладам.
Покупка костюма для мамы
Покупка новой книги.
Продажа картофеля со своего огорода.
Поездка на пикник.
Премия маме за хорошую работу.
Посещения бассейна.
Детское пособие.
Покупка продуктов питания.
Поход в кинотеатр.
Оформление подписки.
Получение наследства.
Продажа молока
Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.
2)И выполнить еще одно задание – тест по слайдам 27-29
Как называются деньги, которые получают родители за работу?
(зарплата , плата, оплата)
Чем расплачиваются в магазине за покупаемый товар?
(марками, деньгами, фишками)
Как называются деньги, которые получают студенты за учебу ?
(стипендия, премия, подарок)
Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?
( питание, мебель, игрушки)
Как называются деньги, которые получают пожилые люди, дедушки и бабушки?
(пособие, стипендия, субсидия)
Зачем люди ходят в магазин?
(играть, покупать,продавать)
3) Логическая цепочка Слайд 30
Давайте вспомним понятия, которые связаны с семейным бюджетом. В этом нам поможет игра «Закончите предложения»:
Мама, папа, я – наша дружная …Семья
Дети получают детское …Пособие
Родители получают на работе …Зарплата
То, что тратит семья …Расходы
Её получают бабушки и дедушки…Пенсия
Бывает государственный, семейный…Бюджет
Назовите одним словом: зарплата, премия, пенсия, пособие …Доходы
VI. Рефлексия. Слайды 31-34
-Давайте закончим наш необычный урок афоризмами:
Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на что тратишь.
Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.
Концы с концами можно сводить без конца.
Без расчета жить – себя губить!
VII. Оценивание.
VIII. Итог урока. Слайд 35
– Учитель СБО:
- Где пригодятся знания о семейном бюджете?
-Заканчивая урок мне хочется прочитать стихи, которые дают вам мудрый совет, нужный для жизни.
«Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
– Учитель математики:
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою всегда умножай!
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути»
-Мы хорошо поработали, всем спасибо. До свидания!