Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла» города Магнитогорска
Конспект интегрированного урока
по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура»
на тему: «Искусство барокко»
Составитель:
учитель МХК и литературы
Тамгина А.И.
Магнитогорск, 2018
Пояснительная записка
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в базовой области «Искусство». В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.
Данное занятие представляет собой интегрированный урок музыки и мировой художественной культуры и проводится в форме музыкальной гостиной (костюмированного спектакля). Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. Особенно актуален этот принцип для подростков. Реализация этого принципа на занятии призвана помочь подростку ответить на вопросы: как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?
Концепция урока, его содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. Урок рассчитан на 1 учебный час (45минут), тип урока: изучение нового материала. Урок имеет чёткую методическую структуру – четыре основных блока, логически выстроен, насыщен наглядностью, содержит специально разработанный комплекс творческих заданий и упражнений, который направлен на самостоятельную деятельность обучающихся, первичное усвоение и закрепление новых знаний, контроль усвоения знаний и рефлексию (подведение итогов занятия).
Аннотация
В качестве приоритетных целей изучения искусства является формирование художественной культуры учащихся, а именно, умение понимать и ценить прекрасное, умение пользоваться плодами культуры, умение посильно участвовать в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения со взрослыми и сверстниками, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.
Методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия с учащимися 8 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Тема «Искусство барокко», выбранная для интегрированного урока, находится вне программы «Искусство» в 8 классе, эта тема изучается на уроках МХК в 11 классе. Таким образом, урок построен на опережающей основе, позволяет включить как изучаемый и пройденный материал, так и будущий. Использование технологии перспективно-опережающего обучения на данном уроке в первую очередь предполагает получение следующих результатов: усвоение сложного учебного материала, осознанное его восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Выбранная форма проведения урока, а именно урок-мини спектакль предполагает занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самого урока. На уроке учащиеся выступают в роли выдающихся представителей культуры барокко, ведут диалоги, представляют великие произведения искусства, что способствует более глубокому погружению в культурную эпоху, «воспитанию общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности» (Иванов И.П).
Технологическая карта интегрированного урока
Учебные дисциплины: музыка, мировая художественная культура
Целевая аудитория: учащиеся 8-9 класса
Тема урока: «Искусство барокко»
Тип урока: изучение нового материала, закрепление полученных знаний и умений
Форма урока: урок - костюмированный спектакль с элементами соревнования.
Цель урока: сформировать у учащихся представление об искусстве барокко на примере выдающихся произведений музыки, архитектуры и моды данной эпохи.
Задачи:
- познакомить учащихся с характерными особенностями, присущими произведениям
искусства, принадлежащих стилю барокко, а также с индивидуальными особенностями
авторского языка и стиля;
- установить виртуальный диалог с представителями данной эпохи, инсценировать
виртуальные диалоги между великими представителями эпохи барокко, диалоги между
представителями эпохи барокко и современниками;
- сформировать понимание значения диалога в искусстве как формы обращения творца
произведения искусства к современникам и потомкам;
- расширить опыт художественно-творческой деятельности учащихся в процессе
выполнения различных учебных заданий;
- воспитывать умение понимать и ценить прекрасное.
Формирование универсальных учебных действий
личностные: - понимание художественной ценности произведений искусства барокко как поиск новых форм выражения познания окружающего мира; постижение секретов создания творений искусства; понимание содержания произведений искусства через овладение средствами их художественной выразительности;
познавательные: - развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследовании новых явлений искусства в процессе самообразования; накопление знаний и способов творческой деятельности, направленных на познание особенностей искусства барокко;
регулятивные: - проявление в учебной деятельности способов, действий, технологий художественно-творческой направленности; выбор действий, контроль над ними, коррекция в групповой и коллективной деятельности;
коммуникативные: - понимание диалога культур как формы сближения с искусством разных эпох и стилей; умение вступать в диалог с создателями произведений искусства эпохи барокко, участвовать в общении с одноклассниками при решении учебных задач, объективно оценивать художественную деятельность сверстников;
информационные: - накопление банка информации о новых понятиях, терминах, деятелях искусства, художественных произведениях.
Средства обучения:
технические:
- компьютер,
- мультимедийный проектор;
- экран.
наглядные:
видео ролик «Картины мастера исторической живописи А. Моро на тему
жизни и быта европейских аристократов эпохи барокко под музыку
Концерта ля минор для скрипки с оркестром А. Вивальди»;
презентация « Искусство барокко».
музыка для слушания:
«А. Вивальди. Концерт №4 «Зима» из цикла «Времена года»;
«И.С.Бах. Концерта для 4 клавиров»;
«И.С.Бах. Бранденбургский концерт №2. Часть№1».
раздаточный материал для выполнения заданий (приложения 1,2,3).
№ п / п | Название блоков урока | Цель | Продолжи тельность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационно-подготовительный этап урока | Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. Ознакомление учащихся со структурой урока и вводная инструкция. | 2 мин. | Создание творческой доброжелательной атмосферы, настрой на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности. | Подготовка класса к работе. |
2. | I блок урока 1 часть. Первичное усвоение знаний. | Формирование новых знаний. Знакомство с великими архитекторами итальянского и русского барокко (Л. Бернини и В. Растрелли) и их выдающимися творениями. | 10 мин. | Организация театрализованного диалога (действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей). | Исполнение ранее выученной песни. Восприятие нового материала. Произвольное и непроизвольное запоминание. Пассивное участие в диалоге. |
3. | 2 часть. Первичная проверка понимания. | Диагностика усвоенных знаний, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция. | 3 мин. | Организация действий учащихся в группах. Контроль за выполнением задания. | Работа в группах. Восприятие задания, осмысление условий задачи. Самостоятельный анализ и выполнение практического задания, составленного на основе полученных знаний в 1-ой части блока. |
4. | II блок урока 1 часть. Первичное усвоение знаний. Музыкальное искусство барокко 2 часть. Первичная проверка понимания. | Формирование новых знаний. Знакомство с выдающимися композиторами барокко (А. Вивальди, И.С. Бах, К. Монтеверди) и их великими творениями. Проверка полученных знаний и первичное закрепление нового материала. | 10 мин. 3 мин. | Организация театрализованного диалога (действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей). Организация проверки домашнего задания (заранее индивидуально подготовленных учащихся) Организация действий учащихся в группах. Контроль за выполнением задания. | Восприятие нового материала. Произвольное и непроизвольное запоминание. Индивидуальные выступление с подготовленным домашним заданием. Включение в активный импровизированный диалог. Прослушивание музыкальных произведений. Работа в группах. Восприятие задания, осмысление условий задачи. Самостоятельный анализ и выполнение практического задания, составленного на основе полученных знаний в 1-ой части блока. |
5. | III блок урока Первичное усвоение знаний. Мода эпохи барокко. | Формирование новых знаний. Знакомство с модой эпохи барокко, с деталями женского и мужского костюма, правилами этикета барокко | 5 мин. | Организация театрализованного диалога (действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей). | Демонстрация учащимися театральных костюмов эпохи барокко. Выступление с заранее подготовленными текстами. |
6. | IV блок урока Свободное творчество. Написание синквейна. Итоговый контроль | Оценка уровня понимания изученного материала по теме урока. Формирование умения самооценки и оценки работы членов команды | 7 мин. | Организация творческого процесса. Активизация умственной деятельности учащихся. Инструкция по написанию синквейна. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Работа в группах. Понимание и осмысление изученной темы. Написание синквейна на тему урока по предложенным правилам. Зачитывание стихотворений. |
7. | Заключительный этап урока. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Подведение итогов работы на уроке, работы в группах. | 5 мин. | Организация рефлексии. Выражение благодарности за работу. | Учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, соотносят цель и результаты. |
Организационный этап урока Парты сгруппированы и расставлены в классе, образуя три больших стола. Обучающиеся разделены на группы, рассаживаются вокруг больших столов, в это время демонстрируется видео ролик «Картины художников эпохи барокко» под музыку А. Вивальди. На урок приглашаются учителя, в дальнейшем они исполняют роль жюри.
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы объединяем два предмета музыку и мировую художественную культуру. Наш урок будет проходить в необычной форме. Представьте, что вас пригласили в музыкальную гостиную, где вы познакомитесь с выдающимися личностями и их великими творениями! Вас ждут сюрпризы и неожиданности! А также вам предстоит выполнить интересные творческие задания.
1 блок урока
Учитель музыки: Музыкальная гостиная – это место, где звучит много музыки, литературных текстов, песен. Мы начнем наш урок с песни. Прошу вас подняться со своих мест для ее исполнения.
Исполнение песни С.Никитина «Под музыку Вивальди»
- Вспомните автора и название данной песни.
Ученики: Это песня Сергея Никитина «Под музыку Вивальди»
Учитель музыки: - Автор – наш современник, а в его песне звучит имя великого музыканта и композитора далекого прошлого. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в то далёкое время, когда жил и творил Антонио Вивальди, чтобы узнать много нового и интересного об искусстве того времени. Для этого, давайте установим с той интереснейшей эпохой виртуальный диалог. В этом нам помогут наши артисты.
- Кто из вас знает, где и когда жил А. Вивальди?
(на экране портрет А. Вивальди)
Ученики: Вивальди жил в Италии, в 17-18 веках.
Учитель МХК: - Знаете ли вы, что Вивальди жил в эпоху под названием Барокко? Пришло время объявить тему и задачи нашего урока.
(на экране тема и задачи урока)
Тема урока: «Искусство барокко», задачи урока следующие:
- установить культурный диалог с эпохой барокко;
- познакомиться с великими представителями эпохи барокко;
- познакомиться с характерными особенностями барокко на примере
выдающихся произведений искусства этой эпохи;
- совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе с одноклассниками
при решении учебных задач.
- Будьте внимательны, запоминайте термины, новые понятия и названия произведений искусства – это поможет вам выполнить все задания. На ваших столах лежат опорные таблицы для работы в группах, которые вы будете заполнять во время урока.
Учитель МХК: Барокко…какое странное слово! С итальянского языка оно переводится, как странный, причудливый.
Ученица (роль искусствоведа): Минуточку, извините, я хотела бы уточнить!
Учитель музыки: Сегодня у нас в гостях историк – искусствовед Анастасия. Обратите внимание, она пришла к нам в костюме эпохи барокко!
Искусствовед (ученица): Доброе утро! Очень приятно, что вы заинтересовались Барокко в столь ранний час! Вы сказали о переводе слова Барокко с итальянского, а я добавлю, это слово заимствовано из португальского языка, где perola baroko (перола барокко) звучит как жемчужина неправильной формы.
( на экране слова «барокко», «perola baroko», «жемчужина неправильной формы»)
Учитель музыки: Действительно, в искусстве этого времени появляются новые причудливые, странные формы. Привычное и устойчивое вдруг искривляется и надламывается! Для искусства БАРОККО свойственны контрастность и динамичность, стремление к пышности и изяществу, совмещению реальности и иллюзии.
Учитель МХК: Я думаю, что ребятам будет интересно узнать, какие жанры искусства более всего отражали эти свойства.
Искусствовед (ученица): Пожалуй, лишь музыка и архитектура те сферы творчества, где БАРОККО проявило себя как художественный стиль.
(на экране видео ряд «Архитектура барокко»)
Учитель МХК: Обратимся к архитектуре. Все в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения.
Учитель музыки: Глядя на такую архитектуру, видишь настоящее буйство геометрии, непрерывный бег линий и поток удивительных форм.
Учитель МХК: Архитектура того времени богата колоннадами, скульптурой. Здесь изобилие различных декоративных элементов: лепнина, всевозможные завитки, растительные орнаменты, объемные гирлянды цветов, фруктов, раковины, вазы, волюты, драконы и многое другое.
Искусствовед (ученица): А еще архитекторы БАРОККО предпочитали овал спокойному кругу, а дробный многогранник - устойчивому четырехугольнику.
Создателем стиля БАРОККО в архитектуре стал Лоренцо Бернини. А вот и он сам. Разрешите представить великого мастера итальянского барокко Лоренцо Бернини.
(на экране портрет Л.Бернини)
Ученик в роли Л.Бернини: Доброе утро, господа!
Искусствовед (ученица): Господин Бернини, если я не ошибаюсь, свое обучение искусству вы начали в мастерской отца и в 16 лет получили первый заказ как скульптор? А в 25 лет вы уже стали знаменитостью и работали над архитектурным обликом Рима??!
(на экране Собор Святого Петра в Риме Л.Бернини)
Ученик в роли Л.Бернини: Да это так! Моим главным архитектурным творением БАРОККО стало оформление площади перед собором Святого Петра. Здесь мне предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира и добиться впечатления единства площади и собора. Посмотрите, что я придумал. Пространство перед храмом я превратил в ансамбль из 2-х площадей. Первая в форме трапеции, а вторая - в излюбленной форме моего времени – форме овала!
Мои площади обрамлены величественной колоннадой – подобно распростертым крыльям!
Учитель МХК: Колоннада так легко и изящно охватывает площадь, как будто принимает в свои объятия город и весь мир.
Учитель музыки: Вот они типичные для БАРОККО изогнутые линии.
Учитель МХК: Величественный фасад собора создает впечатление театральной декорации, а площадь перед ним – колоссальная сцена для торжеств.
Ученик в роли Л.Бернини: Мне приятно, что вы это заметили. Интересно, обращались ли к моему наследию русские архитекторы?
Искусствовед (ученица): Да, господин Бернини, был в России такой граф Растрелли. Он жил в 18 веке, когда стиль БАРОККО стал расцветать в России. И сегодня он тоже у нас в гостях.
(на экране портрет Ф.Б. Растрелли)
Ученик в роли Б. Растрелли: Спешу заметить, что отец мой был тоже итальянец и к тому же скульптор. Мы приехали с отцом в Россию, когда мне было 16 лет. С тех пор Россия стала моей второй Родиной.
Учитель МХК: Франческо Бартоломео Растрелли стал совсем русским. В России он получил русское имя Варфоломей Варфоломеевич! Он создал совершенно особый вариант «русского барокко», получился невероятный, блестящий стиль!
Ученик в роли Б. Растрелли: О, да, именно так! Как много вы обо мне знаете!
Искусствовед (ученица): Ребята, знаете ли вы, что самым блестящим творением Растрелли является Зимний Дворец, украшающий центр Санкт-Петербурга. Кто может ответить, что располагается в этом Дворце сегодня?
Ответы учеников:
- Всемирно известный художественный музей Государственный Эрмитаж.
(на экране Зимний Дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли)
Ученик в роли Б. Растрелли: - Это великолепно, я рад это слышать! Господа, мой отец воспитал меня на лучших образцах итальянского БАРОККО, за что я премного благодарен вам господин Бернини!
Наш прекрасный дворец! Это была наша последняя совместная работа с отцом! Мы поставили его так, чтобы он высился над городом и отражался в водах Невы. В ясные дни сверкали зеркальными стеклами его многочисленные окна и горел в вышине золоченный императорский вензель. Дворец имеет 3 этажа. Высоту зданий мы подчеркнули двухъярусными колоннами. Все фасады постарались отделать очень изыскано. А главный фасад прорезали аркой!
Учитель музыки: Нам известно, что на фасадах насчитывается 12 типов оконных проемов и 22 варианта их обрамлений, наличники окон украшены львиными масками и головами ангелов, позолоченной лепниной, а на балюстраде установлены декоративные вазы и статуи.
Красота этого дворца напомнила мне слова великого Гёте, который назвал архитектуру "застывшей музыкой". Это сравнение в полной мере относится к созданиям Франческо Бартоломео Растрелли.
Ученик в роли Б. Растрелли: Благодарю вас, господа, за столь высокую оценку моего творчества!
Искусствовед (ученица): Итак, в середине ХVIII столетия в Санкт- Петербурге сложился стиль - русское, растреллиевское барокко. Это был ликующий, жизнерадостный, живописный стиль, где украшение играло активную роль.
Учитель МХК: Ребята, пришло время выполнить первое задание. Оно состоит из 2-х частей. Первая часть задания – определить стиль барокко в архитектуре. Каждая группа учащихся получает карточку, на котором изображены памятники архитектуры. Вам необходимо определить, какие памятники архитектуры можно отнести к стилю барокко. Все изображения пронумерованы, выпишите только номера.
Вторая часть задания - это работа с архитектурными терминами. Перед вами на листе находится ряд слов и терминов. Выпишите только те слова, которые на ваш взгляд характеризуют стиль барокко в архитектуре (Приложение 1.)
На выполнение дается 3 минуты! Интересно узнать, в какой команде окажутся самые внимательные ребята! (выполненные задания передаются жюри для проверки и оценки).
II блок урока
Учитель музыки: Обилие орнаментики и разнообразных украшений было свойственно не только архитектуре, но и музыке эпохи БАРОККО! Она также изобилует богатыми украшениями, мелизмами. Развиваются мажор и минор, за которыми закрепляются определённые эмоции.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы ребята поделились своими знаниями о том, что нового появилось в музыке в эпоху барокко. Я просила вас узнать об этом.
Ученик 1: Заметно изменяется музыкальная нотация, появляются новые нотные знаки, известные нам сегодня.
Ученик 2: Вокальная музыка уходит на второй план, уступая место инструментальной, она становится более сложной и виртуозной и насыщенна различными украшениями.
Ученик 3: К украшениям можно отнести разнообразные пассажи, группетто, форшлаги, морденте, трели.
Ученик 4:Музыкальные инструменты объединяются и появляются первые оркестры.
Учитель музыки:В эпоху БАРОККО появились новые музыкальные жанры: опера и кончерто гроссо. Поподробнее о кончерто-гроссо расскажут нам ученики.
( на экране портрет К.Монтеверди)
Ученик 5: В оперном искусстве величайшей фигурой является Клаудио Монтеверди (1567-1643), написавший в 1607 году оперу «Орфей». В опере впервые было запечатлено типичное для эпохи тяготение к контрастам и чрезмерная любовь к пышности и преувеличениям. Монтеверди писал необычайно эмоциональные, яркие и цветистые мелодии, которые напоминали барочные орнаменты архитектуры.
(на экране слова «concerto grosso – большой концерт»)
В жанре инструментальной музыки ведущее место занимает новый тип инструментальной музыки concerto grosso (кончерто гроссо), т.е. большой концерт. Но сначала я хочу спросить вас, что означает само слово концерт?
Ответы учеников:Состязание.
Ученик 5: Какое состязание происходит в музыке?
Ответы учеников:Солирующего инструмента и целого оркестра.
Ученик 6: Сoncerto grosso – музыка, в которой череда быстрых и медленных «картин», мажора и минора, вызывает ассоциации с архитектурой.
Композиция концерта обычно строилась на контрастах движения: от медленного темпа до очень быстрого. Медленное движение выражало ощущение покоя и величия, а быстрое ассоциировалось с неукротимой энергией и натиском.
Знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди - это блестящий образец концерта эпохи БАРОККО. Концерты сопровождали пышные празднества и зачастую исполнялись на открытом воздухе.
Учитель музыки: Давайте послушаем концерт №4 под названием «Зима» из цикла концертов «Времена года» Антонио Вивальди.
(на экране Концерт №4 «Зима» » из цикла «Времена года»)
Слушание концерта №4 «Зима» из цикла «Времена года»
Ученик в роли И.С. Бах: Я слышу прекрасную музыку, она так изящна! Я хорошо знаю эту музыку. Это ваша музыка Дон Антонио! Она так изыскана!
Ученик в роли А. Вивальди: Да, сударь, это мой концерт! Я сочинил его, когда жил в моей любимой Венеции. Это концерт о сельской жизни. И хотя я прожил свою жизнь в городах, но мне очень близка крестьянская жизнь, сударь!
Учитель музыки: Ребята, предлагаю вам пофантазировать и представить, что перед нами настоящие Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди – два великих символа эпохи БАРОККО! ( Выходят ученики в костюмах И.С. Баха и А. Вивальди.)
Ребята вы хотели бы пообщаться с великими композиторами и задать свои вопросы? Прошу, задавайте вопросы нашим гостям.
Вопрос ученика: У меня вопрос к господину Баху. Великий учитель, как добиться успеха в жизни?
Ученик в роли И.С. Баха: Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха.
Вопрос ученика: Господин Бах, как Вы считаете, что является целью музыки?
Ученик в роли И.С. Баха: Цель музыки — трогать сердца.
Вопрос ученика: Великий господин Бах, откройте свой секрет игры на органе.
Ученик в роли И.С.Баха: В музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время – а инструмент играет сам.
Вопрос ученика: А у меня вопрос к дону Антонио. Кто был вашим первым учителем музыки?
Ученик в роли А. Вивальди: Первым учителем музыки был мой отец, Джованни Баттиста, к тому времени он уже стал известным виртуозом.
Вопрос ученика: Многоуважаемый господин Вивальди, расскажите о Вашей творческой деятельности в венецианской консерватории «Оспедале делла Пиета».
Ученик в роли А. Вивальди: О, да, с этим заведением связано много воспоминаний. Консерваториями называли в мои времена приюты для бедных детей. Я должен был регулярно создавать для своих учениц огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, я занимался с хористками, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Наша консерватория была очень известна за пределами Венеции.
Вопрос ученика: Господин Вивальди, Вы, действительно, имеете сан священника?
Ученик в роли А. Вивальди: Да, возможно, из-за моего слабого здоровья отец решил сделать меня священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. Но вы знаете, музыка всё- таки была всегда для меня главным увлечением. И я всегда был рад тому, что имел возможность сочинять музыку!
Ученик в роли И.С. Бах: Как часто я исполнял вашу музыку Дон Антонио в собственном стиле для своего удовольствия!!! Вот послушайте. Это моя транскрипция Вашего скрипичного концерта.
Учитель музыки: Ребята, что означает словосочетание транскрипция музыкального произведения?
Ответы учеников.Переложение, музыкальная обработка.
Учитель музыки: Послушаем концерт И.С. Баха для 4 клавиров.
(ученик в роли И.С.Баха садится за фортепьяно, имитирует исполнение,
на экране видео ролик с исполнением концерта И.С.Баха для 4 клавиров, фрагмент фильма).
Ученик в роли А. Вивальди: Благодарю Вас, сударь! Я слышал, что Вы тоже пишете концерты?
Ученик в роли И.С. Бах: Да, Дон Антонио, но мои концерты, да и все мои сочинения, я посвящаю Богу, нашему Творцу!
Искусствовед (ученица): Хочу заметить, великий маэстро, непревзойдённый мастер полифонии, сочинил 1200 композиций, среди них были не только религиозные, но и светские произведения!
Ученик в роли А. Вивальди: Да, завидное количество! Зато я готов биться об заклад, что пишу музыку быстрее всех!
Искусствовед (ученица): И это было действительно так! Вивальди творил с феноменальной быстротой.
Ученик в роли А. Вивальди: Ну, а теперь пора услышать и вашу музыку, сударь.
Ученик в роли И.С. Бах: Это будет для меня большой честью!
Учитель музыки: Мы сейчас послушаем эту замечательную музыку, а в нашей гостиной в это время прекрасные дамы в костюмах эпохи барокко устроят небольшое дефиле, после чего поговорим о моде этой удивительной эпохи.
Слушание бранденбургского концерта №4 И. С. Баха. Дефиле в театральных костюмах эпохи барокко (Девочки демонстрируют театральные костюмы эпохи барокко).
III блок урока
Учитель музыки: Посмотрите, ребята, девочки представили театральные костюмы эпохи барокко. Как архитектура, музыка, так и мода была пышной, вычурной и праздничной. Заметьте, сколько украшений на платьях наших моделей, эти украшения делают платья праздничными, театральными, роскошными.
Ученик в роли модельера: Барокко – это чрезмерная роскошь, огромные размеры, тяжелые и дорогие материалы. В эпоху барокко мужчины начинают носить чулки, в костюме плиссировки и буфы, рюши и банты. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.
Ученица в театральном костюме: Платья дам становятся все шире, а их вырезы все глубже. Прически вырастают в размерах, а количество украшений выходит за все рамки приличия. В XVII веке очень модно было носить парики. Любимый металл стиля барокко – золото.
Ученик в роли модельера: Очень нарядным был мужской костюм. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевался жилет и жюстокор. Жюстокор – это одежда длиной до колен, прилегающего силуэта. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе они могли быть и брильянтовыми. Также жюстокор украшала вышивка. Из-под рукавов жюстокора обязательно должны были быть видны кружевные манжеты нижней рубашки. С жюстокором мужчины по французской моде стиля барокко носили узкие короткие, длиной до колен, штаны под названием кюлоты и длинные белые шелковые чулки, а также туфли, зачастую украшенные бантом.
Ученица в театральном костюме: Обязательным элементом мужского придворного костюма XVII века был парик. В те времена мужчины носили длинные напудренные (цвет под седину) парики, завитые крупными локонами.
Ученица в театральном костюме: Женский костюм французского барокко был сложен и наряден, как и мужской. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. Также обязательным элементом женского костюма XVII века являлся корсет. Целью корсета, который делался из китового уса, было сделать как можно более узкой женскую талию.
Ученик в роли модельера: - Модным украшением в эпоху барокко стали мушки. Мушка (от фр. mouche) представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки». В XVIII веке мушка стала не только средством макияжа, но и орудием флирта.
Ученица в театральном костюме: Каждая мушка имела свое название и смысл. Например, мушку - “хладнокровие” лепили на лбу у виска, а мушку- “непреклонность” - над левой бровью. У правого глаза мушка была “тираном”, на подбородке – означало “люблю, но не скажу”, под носом – “разлуку”, на щеках – “согласие”. “Мушиный язык” был единым для всех стран.
Ученица в театральном костюме: В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.
Ученица в театральном костюме: Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
Ученик в роли модельера: Сложился своеобразный язык: закрытие означало презрение, а направленная рукоять веера вперед – требование удалиться. Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама.
IV блок урока
Учитель музыки: А теперь пришло время закрепить всё то, что вы сегодня увидели, услышали и узнали. Вам предстоит поработать в группах и выполнить два следующих задания.
Задание №3. Блиц-опрос. На подготовку даётся 2 минуты. Изучите таблицу со словами, запомните все слова. Самостоятельно выберите способ, как быстро запомнит слова.
Блиц-опрос проходит так: листы с таблицами отдаются жюри. Каждая команда по очереди называет одно слово, связанное с сегодняшней темой. На ответ даётся 3 сек. Если по истечении этого времени команда не называет слово, она выбывает из соревнования, очередь переходит к следующей команде. Победит в этом состязании та команда, чей ответ будет последним и правильным (Приложение 2).
Учитель МХК: Переходим к четвертому заданию. Оно творческое. Постарайтесь проявить здесь свою фантазию и оригинальность. Каждой команде необходимо сочинить синквейн на тему урока. Синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся темы нашего урока. Существуют основные правила написания пятистишия, вы с ними уже знакомы. Правила находятся на листах, которые получила каждая команда. Вы можете воспользоваться словами из таблицы, терминами, с которыми уже работали на уроке. Оценивать синквейны будет жюри (Приложение 3).
Учитель музыки: Подведем итог по теме нашего урока. Мы познакомились с характерными особенностями удивительной культурной эпохи, с её «почерком», услышали много музыки, увидели много изображений и видео иллюстраций, сами подготовили и продемонстрировали театральные костюмы эпохи барокко, узнали много новых понятий, терминов, закрепили полученные знания, выполняя задания, и при этом замечательно посоревновались. Я благодарю вас за хорошую работу!
Учитель МХК: Ребята, только что прозвучали ваши прекрасные синквейны. Мы думаем, что они могли бы выступить в качестве итога работы на сегодняшнем уроке. Их заслуженно можно рассматривать, как поэтическое заключение встречи в нашей музыкальной гостиной.
Подводя итог урока, мы хотели бы обратить внимание на то, что на нашем уроке прозвучало много диалогов. В диалог вступали «архитекторы», «композиторы» прошлого, мы с вами. Можно сделать вывод, что на нашем уроке происходил диалог разных эпох, диалог культур.
- Как вы думаете, ребята, насколько важно сегодня устанавливать такой диалог (диалог разных эпох, диалог культур)?
(ответы учащихся)
Учитель МХК: Мы старались представить вам также культуру диалога. И очень надеемся на то, что в своей повседневной жизни, вы будете задумываться о культуре поведения и общения, так как это происходило сегодня на нашем интегрированном уроке. Ведь именно культура помогает нам вести диалог и слышать друг друга.
Подводятся итоги состязания.
Молодцы, ребята! Вы очень нас порадовали! Спасибо за работу!
Приложение 1.
Задание №1 (1 часть).
Определите стиль барокко в архитектуре. Выпишите номера памятников архитектуры, относящихся к стилю барокко.
Ключи к заданию:
к архитектуре барокко относятся №1,3,5,8,9.
Задания №1 (часть 2).
Подчеркните только те словосочетания, которые на ваш взгляд характеризуют стиль барокко в архитектуре.
лаконичность наружной отделки | эталон гармонии, простоты, строгости | торжественная парадность |
каркасная конструкция | текучесть сложных, криволинейных форм | мощные стены и колонны |
простые геометрические формы | четкость объемной формы | роскошная, причудливая пластика фасадов |
грандиозность, пышность и динамика | театральная зрелищность | стрельчатые арки |
крепостной характер архитектуры | изящные окна-розы | строгая красота |
изобилие различных декоративных элементов | символы имперского величия | буйство геометрии |
* жирным шрифтом выделены верные ответы
Приложение 2.
Задания №2.
Подчеркните в таблице только те фамилии, термины и словосочетания, которые на ваш взгляд относятся к барокко и характеризуют музыку этой эпохи.
Композиторы | Музыкальные термины | Музыкальные жанры |
Н.А. Римский-Корсаков И.Бах Л.Бетховен П.Чайковский К.Дебюсси А.Вивальди Э.Уэббер К.Монтеверди С.Прокофьев | Мелизм Тон Секвенция Форшлаг Ленто Мордент Тремоло Тембр Регистр Динамика Мажор Минор Ритм Пассаж Группетто Оркестр Хор | Преобладает вокальная музыка Преобладает инструментальная музыка Концерт Кончерто гроссо Полифония Симфония Опера Кантата Балет Пьеса Песня Соната Светская музыка Духовная музыка |
* жирным шрифтом выделены верные ответы
Приложение 3. Задание №4.
Напишите синквейн на тему урока, выделив в изученной теме наиболее существенные элементы.
Схема построения синквейна:
первая строка – тема синквейна, чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;
третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
четвертая строка – четыре слова, законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
пятая строка – одно слово, подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).
Примеры синквейна
1.Синквейн.
Образный, точный.
Обобщает, развивает, обучает.
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
2.Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
3.Книга.
Фантастическая, увлекательная.
Восхищает, затягивает, лишает сна.
Хочу жить в мире магии.
Мечта.
4.Лето.
Жаркое, веселое.
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Протокол ведения состязаний
№ задания | Команда – 1 | Команда – 2 | Команда – 3 | Команда – 4 |
Задание №1. 1 часть. Архитектура барокко. | | | | |
Задание №1. 2 часть. Архитектура барокко. | | | | |
Задание №2. Музыка барокко. | | | | |
Задание №3. Блиц-опрос. | | | | |
Задание №4. Синквейн. | | | | |
Итог: | | | | |