СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура» на тему: «Искусство барокко»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура» на тему: «Искусство барокко»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 65 им. Б.П. Агапитова с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла» города Магнитогорска


















Конспект интегрированного урока

по предметам «Музыка» и «Мировая художественная культура»

на тему: «Искусство барокко»





Составитель:

учитель МХК и литературы

Тамгина А.И.

















Магнитогорск, 2018

Пояснительная записка

Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в базовой области «Искусство». В центре современного образовательного процесса находятся взаимосвязи между видами и явлениями искусства, его проблемами, теориями, в контексте целостного гуманитарного знания.

Данное занятие представляет собой интегрированный урок музыки и мировой художественной культуры и проводится в форме музыкальной гостиной (костюмированного спектакля). Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. Особенно актуален этот принцип для подростков. Реализация этого принципа на занятии призвана помочь подростку ответить на вопросы: как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?

Концепция урока, его содержание, структура и принципы отбора музыкального материала, выстраивание литературного и изобразительного рядов во многом представляют предмет самостоятельной авторской разработки. Урок рассчитан на 1 учебный час (45минут), тип урока: изучение нового материала. Урок имеет чёткую методическую структуру – четыре основных блока, логически выстроен, насыщен наглядностью, содержит специально разработанный комплекс творческих заданий и упражнений, который направлен на самостоятельную деятельность обучающихся, первичное усвоение и закрепление новых знаний, контроль усвоения знаний и рефлексию (подведение итогов занятия).


Аннотация

В качестве приоритетных целей изучения искусства является формирование художественной культуры учащихся, а именно, умение понимать и ценить прекрасное, умение пользоваться плодами культуры, умение посильно участвовать в поддержании, развитии и совершенствовании культуры человечества через развитие самого себя путем художественного общения со взрослыми и сверстниками, с произведениями искусства, а также путем собственного участия в художественном творчестве.

Методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия с учащимися 8 класса общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла. Тема «Искусство барокко», выбранная для интегрированного урока, находится вне программы «Искусство» в 8 классе, эта тема изучается на уроках МХК в 11 классе. Таким образом, урок построен на опережающей основе, позволяет включить как изучаемый и пройденный материал, так и будущий. Использование технологии перспективно-опережающего обучения на данном уроке в первую очередь предполагает получение следующих результатов: усвоение сложного учебного материала, осознанное его восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Выбранная форма проведения урока, а именно урок-мини спектакль предполагает занятость учащихся не только при подготовке урока, но и в проведении самого урока. На уроке учащиеся выступают в роли выдающихся представителей культуры барокко, ведут диалоги, представляют великие произведения искусства, что способствует более глубокому погружению в культурную эпоху, «воспитанию общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности» (Иванов И.П).

Технологическая карта интегрированного урока


Учебные дисциплины: музыка, мировая художественная культура

Целевая аудитория: учащиеся 8-9 класса

Тема урока: «Искусство барокко»

Тип урока: изучение нового материала, закрепление полученных знаний и умений

Форма урока: урок - костюмированный спектакль с элементами соревнования.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об искусстве барокко на примере выдающихся произведений музыки, архитектуры и моды данной эпохи.

Задачи:

- познакомить учащихся с характерными особенностями, присущими произведениям

искусства, принадлежащих стилю барокко, а также с индивидуальными особенностями

авторского языка и стиля;

- установить виртуальный диалог с представителями данной эпохи, инсценировать

виртуальные диалоги между великими представителями эпохи барокко, диалоги между

представителями эпохи барокко и современниками;

- сформировать понимание значения диалога в искусстве как формы обращения творца

произведения искусства к современникам и потомкам;

- расширить опыт художественно-творческой деятельности учащихся в процессе

выполнения различных учебных заданий;

- воспитывать умение понимать и ценить прекрасное.


Формирование универсальных учебных действий


личностные: - понимание художественной ценности произведений искусства барокко как поиск новых форм выражения познания окружающего мира; постижение секретов создания творений искусства; понимание содержания произведений искусства через овладение средствами их художественной выразительности;

познавательные: - развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследовании новых явлений искусства в процессе самообразования; накопление знаний и способов творческой деятельности, направленных на познание особенностей искусства барокко;

регулятивные: - проявление в учебной деятельности способов, действий, технологий художественно-творческой направленности; выбор действий, контроль над ними, коррекция в групповой и коллективной деятельности;

коммуникативные: - понимание диалога культур как формы сближения с искусством разных эпох и стилей; умение вступать в диалог с создателями произведений искусства эпохи барокко, участвовать в общении с одноклассниками при решении учебных задач, объективно оценивать художественную деятельность сверстников;

информационные: - накопление банка информации о новых понятиях, терминах, деятелях искусства, художественных произведениях.

Средства обучения:

технические:

- компьютер,

- мультимедийный проектор;

- экран.

наглядные:

  1. видео ролик «Картины мастера исторической живописи А. Моро на тему

жизни и быта европейских аристократов эпохи барокко под музыку

Концерта ля минор для скрипки с оркестром А. Вивальди»;

  1. презентация « Искусство барокко».

музыка для слушания:

  1. «А. Вивальди. Концерт №4 «Зима» из цикла «Времена года»;

  2. «И.С.Бах. Концерта для 4 клавиров»;

  3. «И.С.Бах. Бранденбургский концерт №2. Часть№1».


раздаточный материал для выполнения заданий (приложения 1,2,3).



п / п

Название блоков

урока


Цель

Продолжи

тельность

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационно-подготовительный этап урока



Постановка цели и задач.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ознакомление учащихся со структурой урока и вводная инструкция.

2 мин.

Создание творческой доброжелательной атмосферы, настрой на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности.


Подготовка класса к работе.

2.

I блок

урока

1 часть. Первичное усвоение знаний.



Формирование новых знаний.

Знакомство с великими архитекторами итальянского и русского барокко (Л. Бернини и В. Растрелли) и их выдающимися творениями.


10 мин.

Организация театрализованного диалога

(действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей).


Исполнение ранее выученной песни.

Восприятие нового материала. Произвольное и непроизвольное запоминание. Пассивное участие в диалоге.



3.

2 часть. Первичная проверка понимания.


Диагностика усвоенных знаний, анализ качества их выполнения, необходимая коррекция.




3 мин.

Организация

действий учащихся в группах.

Контроль за выполнением задания.

Работа в группах. Восприятие задания, осмысление условий задачи. Самостоятельный анализ и выполнение практического задания, составленного на основе полученных знаний в 1-ой части блока.


4.

II блок

урока

1 часть. Первичное усвоение знаний.

Музыкальное искусство барокко








2 часть. Первичная проверка понимания.



Формирование новых знаний. Знакомство с выдающимися композиторами барокко

(А. Вивальди, И.С. Бах,

К. Монтеверди) и их великими творениями.






Проверка полученных знаний и первичное закрепление нового материала.


10 мин.






3 мин.

Организация театрализованного диалога

(действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей).


Организация проверки домашнего задания (заранее индивидуально подготовленных учащихся)


Организация

действий учащихся в группах.

Контроль за выполнением задания.




Восприятие нового материала. Произвольное и непроизвольное запоминание.

Индивидуальные выступление с подготовленным домашним заданием.

Включение в активный импровизированный диалог. Прослушивание музыкальных произведений.


Работа в группах. Восприятие задания, осмысление условий задачи. Самостоятельный анализ и выполнение практического задания, составленного на основе полученных знаний в 1-ой части блока.


5.

III блок

урока

Первичное усвоение знаний.

Мода эпохи барокко.

Формирование новых знаний. Знакомство с модой эпохи барокко,

с деталями женского и мужского костюма, правилами этикета барокко

5 мин.

Организация театрализованного диалога

(действий учащихся- актеров, учащихся-зрителей).


Демонстрация учащимися театральных костюмов эпохи барокко.

Выступление с заранее подготовленными текстами.

6.

IV блок

урока

Свободное творчество. Написание синквейна.

Итоговый контроль



Оценка уровня понимания изученного материала по теме урока.

Формирование умения самооценки и оценки работы членов команды

7 мин.

Организация творческого процесса. Активизация умственной деятельности учащихся. Инструкция по написанию синквейна. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и

их коррекция




Работа в группах. Понимание и осмысление изученной темы. Написание синквейна на тему урока по предложенным правилам.

Зачитывание стихотворений.

7.

Заключительный этап урока.


Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов работы на уроке, работы в группах.

5 мин.

Организация рефлексии.

Выражение благодарности за работу.

Учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности, соотносят цель и результаты.


Организационный этап урока

Парты сгруппированы и расставлены в классе, образуя три больших стола. Обучающиеся разделены на группы, рассаживаются вокруг больших столов, в это время демонстрируется видео ролик «Картины художников эпохи барокко» под музыку А. Вивальди. На урок приглашаются учителя, в дальнейшем они исполняют роль жюри.


Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы объединяем два предмета музыку и мировую художественную культуру. Наш урок будет проходить в необычной форме. Представьте, что вас пригласили в музыкальную гостиную, где вы познакомитесь с выдающимися личностями и их великими творениями! Вас ждут сюрпризы и неожиданности! А также вам предстоит выполнить интересные творческие задания.


1 блок урока


Учитель музыки: Музыкальная гостиная – это место, где звучит много музыки, литературных текстов, песен. Мы начнем наш урок с песни. Прошу вас подняться со своих мест для ее исполнения.

Исполнение песни С.Никитина «Под музыку Вивальди»

- Вспомните автора и название данной песни.

Ученики: Это песня Сергея Никитина «Под музыку Вивальди»

Учитель музыки: - Автор – наш современник, а в его песне звучит имя великого музыканта и композитора далекого прошлого. Я предлагаю вам, ребята, отправиться в то далёкое время, когда жил и творил Антонио Вивальди, чтобы узнать много нового и интересного об искусстве того времени. Для этого, давайте установим с той интереснейшей эпохой виртуальный диалог. В этом нам помогут наши артисты.

- Кто из вас знает, где и когда жил А. Вивальди?

(на экране портрет А. Вивальди)

Ученики: Вивальди жил в Италии, в 17-18 веках.

Учитель МХК: - Знаете ли вы, что Вивальди жил в эпоху под названием Барокко? Пришло время объявить тему и задачи нашего урока.

(на экране тема и задачи урока)

Тема урока: «Искусство барокко», задачи урока следующие:

- установить культурный диалог с эпохой барокко;

- познакомиться с великими представителями эпохи барокко;

- познакомиться с характерными особенностями барокко на примере

выдающихся произведений искусства этой эпохи;

- совершенствовать умение взаимодействовать в коллективе с одноклассниками

при решении учебных задач.

- Будьте внимательны, запоминайте термины, новые понятия и названия произведений искусства – это поможет вам выполнить все задания. На ваших столах лежат опорные таблицы для работы в группах, которые вы будете заполнять во время урока.

Учитель МХК: Барокко…какое странное слово! С итальянского языка оно переводится, как странный, причудливый.

Ученица (роль искусствоведа): Минуточку, извините, я хотела бы уточнить!


Учитель музыки: Сегодня у нас в гостях историк – искусствовед Анастасия. Обратите внимание, она пришла к нам в костюме эпохи барокко!

Искусствовед (ученица): Доброе утро! Очень приятно, что вы заинтересовались Барокко в столь ранний час! Вы сказали о переводе слова Барокко с итальянского, а я добавлю, это слово заимствовано из португальского языка, где perola baroko (перола барокко) звучит как жемчужина неправильной формы.

( на экране слова «барокко», «perola baroko», «жемчужина неправильной формы»)

Учитель музыки: Действительно, в искусстве этого времени появляются новые причудливые, странные формы. Привычное и устойчивое вдруг искривляется и надламывается! Для искусства БАРОККО свойственны контрастность и динамичность, стремление к пышности и изяществу, совмещению реальности и иллюзии.

Учитель МХК: Я думаю, что ребятам будет интересно узнать, какие жанры искусства более всего отражали эти свойства.

Искусствовед (ученица): Пожалуй, лишь музыка и архитектура те сферы творчества, где БАРОККО проявило себя как художественный стиль.

(на экране видео ряд «Архитектура барокко»)

Учитель МХК: Обратимся к архитектуре. Все в барочной архитектуре было призвано производить впечатление пышного богатства, театральной зрелищности, торжественной парадности, останавливать взгляд прохожего, рождая в его душе противоречивые чувства, таинственные догадки и сомнения.

Учитель музыки: Глядя на такую архитектуру, видишь настоящее буйство геометрии, непрерывный бег линий и поток удивительных форм.

Учитель МХК: Архитектура того времени богата колоннадами, скульптурой. Здесь изобилие различных декоративных элементов: лепнина, всевозможные завитки, растительные орнаменты, объемные гирлянды цветов, фруктов, раковины, вазы, волюты, драконы и многое другое.

Искусствовед (ученица): А еще архитекторы БАРОККО предпочитали овал спокойному кругу, а дробный многогранник - устойчивому четырехугольнику.

Создателем стиля БАРОККО в архитектуре стал Лоренцо Бернини. А вот и он сам. Разрешите представить великого мастера итальянского барокко Лоренцо Бернини.

(на экране портрет Л.Бернини)

Ученик в роли Л.Бернини: Доброе утро, господа!

Искусствовед (ученица): Господин Бернини, если я не ошибаюсь, свое обучение искусству вы начали в мастерской отца и в 16 лет получили первый заказ как скульптор? А в 25 лет вы уже стали знаменитостью и работали над архитектурным обликом Рима??!

(на экране Собор Святого Петра в Риме Л.Бернини)

Ученик в роли Л.Бернини: Да это так! Моим главным архитектурным творением БАРОККО стало оформление площади перед собором Святого Петра. Здесь мне предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира и добиться впечатления единства площади и собора. Посмотрите, что я придумал. Пространство перед храмом я превратил в ансамбль из 2-х площадей. Первая в форме трапеции, а вторая - в излюбленной форме моего времени – форме овала!

Мои площади обрамлены величественной колоннадой – подобно распростертым крыльям!

Учитель МХК: Колоннада так легко и изящно охватывает площадь, как будто принимает в свои объятия город и весь мир.

Учитель музыки: Вот они типичные для БАРОККО изогнутые линии.


Учитель МХК: Величественный фасад собора создает впечатление театральной декорации, а площадь перед ним – колоссальная сцена для торжеств.

Ученик в роли Л.Бернини: Мне приятно, что вы это заметили. Интересно, обращались ли к моему наследию русские архитекторы?

Искусствовед (ученица): Да, господин Бернини, был в России такой граф Растрелли. Он жил в 18 веке, когда стиль БАРОККО стал расцветать в России. И сегодня он тоже у нас в гостях.

(на экране портрет Ф.Б. Растрелли)

Ученик в роли Б. Растрелли: Спешу заметить, что отец мой был тоже итальянец и к тому же скульптор. Мы приехали с отцом в Россию, когда мне было 16 лет. С тех пор Россия стала моей второй Родиной.

Учитель МХК: Франческо Бартоломео Растрелли стал совсем русским. В России он получил русское имя Варфоломей Варфоломеевич! Он создал совершенно особый вариант «русского барокко», получился невероятный, блестящий стиль!

Ученик в роли Б. Растрелли: О, да, именно так! Как много вы обо мне знаете!

Искусствовед (ученица): Ребята, знаете ли вы, что самым блестящим творением Растрелли является Зимний Дворец, украшающий центр Санкт-Петербурга. Кто может ответить, что располагается в этом Дворце сегодня?

Ответы учеников:

- Всемирно известный художественный музей Государственный Эрмитаж.

(на экране Зимний Дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли)

Ученик в роли Б. Растрелли: - Это великолепно, я рад это слышать! Господа, мой отец воспитал меня на лучших образцах итальянского БАРОККО, за что я премного благодарен вам господин Бернини!

Наш прекрасный дворец! Это была наша последняя совместная работа с отцом! Мы поставили его так, чтобы он высился над городом и отражался в водах Невы. В ясные дни сверкали зеркальными стеклами его многочисленные окна и горел в вышине золоченный императорский вензель. Дворец имеет 3 этажа. Высоту зданий мы подчеркнули двухъярусными колоннами. Все фасады постарались отделать очень изыскано. А главный фасад прорезали аркой!

Учитель музыки: Нам известно, что на фасадах насчитывается 12 типов оконных проемов и 22 варианта их обрамлений, наличники окон украшены львиными масками и головами ангелов, позолоченной лепниной, а на балюстраде установлены декоративные вазы и статуи.

Красота этого дворца напомнила мне слова великого Гёте, который назвал архитектуру "застывшей музыкой". Это сравнение в полной мере относится к созданиям Франческо Бартоломео Растрелли.

Ученик в роли Б. Растрелли: Благодарю вас, господа, за столь высокую оценку моего творчества!

Искусствовед (ученица): Итак, в середине ХVIII столетия в Санкт- Петербурге сложился стиль - русское, растреллиевское барокко. Это был ликующий, жизнерадостный, живописный стиль, где украшение играло активную роль.

Учитель МХК: Ребята, пришло время выполнить первое задание. Оно состоит из 2-х частей. Первая часть задания – определить стиль барокко в архитектуре. Каждая группа учащихся получает карточку, на котором изображены памятники архитектуры. Вам необходимо определить, какие памятники архитектуры можно отнести к стилю барокко. Все изображения пронумерованы, выпишите только номера.

Вторая часть задания - это работа с архитектурными терминами. Перед вами на листе находится ряд слов и терминов. Выпишите только те слова, которые на ваш взгляд характеризуют стиль барокко в архитектуре (Приложение 1.)

На выполнение дается 3 минуты! Интересно узнать, в какой команде окажутся самые внимательные ребята! (выполненные задания передаются жюри для проверки и оценки).


II блок урока


Учитель музыки: Обилие орнаментики и разнообразных украшений было свойственно не только архитектуре, но и музыке эпохи БАРОККО! Она также изобилует богатыми украшениями, мелизмами. Развиваются мажор и минор, за которыми закрепляются определённые эмоции.

А сейчас мне бы хотелось, чтобы ребята поделились своими знаниями о том, что нового появилось в музыке в эпоху барокко. Я просила вас узнать об этом.

Ученик 1: Заметно изменяется музыкальная нотация, появляются новые нотные знаки, известные нам сегодня.

Ученик 2: Вокальная музыка уходит на второй план, уступая место инструментальной, она становится более сложной и виртуозной и насыщенна различными украшениями.

Ученик 3: К украшениям можно отнести разнообразные пассажи, группетто, форшлаги, морденте, трели.

Ученик 4:Музыкальные инструменты объединяются и появляются первые оркестры.

Учитель музыки:В эпоху БАРОККО появились новые музыкальные жанры: опера и кончерто гроссо. Поподробнее о кончерто-гроссо расскажут нам ученики.

( на экране портрет К.Монтеверди)

Ученик 5: В оперном искусстве величайшей фигурой является Клаудио Монтеверди (1567-1643), написавший в 1607 году оперу «Орфей». В опере впервые было запечатлено типичное для эпохи тяготение к контрастам и чрезмерная любовь к пышности и преувеличениям. Монтеверди писал необычайно эмоциональные, яркие и цветистые мелодии, которые напоминали барочные орнаменты архитектуры.

(на экране слова «concerto grosso – большой концерт»)

В жанре инструментальной музыки ведущее место занимает новый тип инструментальной музыки concerto grosso (кончерто гроссо), т.е. большой концерт. Но сначала я хочу спросить вас, что означает само слово концерт?

Ответы учеников:Состязание.

Ученик 5: Какое состязание происходит в музыке?

Ответы учеников:Солирующего инструмента и целого оркестра.

Ученик 6: Сoncerto grosso – музыка, в которой череда быстрых и медленных «картин», мажора и минора, вызывает ассоциации с архитектурой.

Композиция концерта обычно строилась на контрастах движения: от медленного темпа до очень быстрого. Медленное движение выражало ощущение покоя и величия, а быстрое ассоциировалось с неукротимой энергией и натиском.

Знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди - это блестящий образец концерта эпохи БАРОККО. Концерты сопровождали пышные празднества и зачастую исполнялись на открытом воздухе.

Учитель музыки: Давайте послушаем концерт №4 под названием «Зима» из цикла концертов «Времена года» Антонио Вивальди.

(на экране Концерт №4 «Зима» » из цикла «Времена года»)

Слушание концерта №4 «Зима» из цикла «Времена года»


Ученик в роли И.С. Бах: Я слышу прекрасную музыку, она так изящна! Я хорошо знаю эту музыку. Это ваша музыка Дон Антонио! Она так изыскана!

Ученик в роли А. Вивальди: Да, сударь, это мой концерт! Я сочинил его, когда жил в моей любимой Венеции. Это концерт о сельской жизни. И хотя я прожил свою жизнь в городах, но мне очень близка крестьянская жизнь, сударь!

Учитель музыки: Ребята, предлагаю вам пофантазировать и представить, что перед нами настоящие Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди – два великих символа эпохи БАРОККО! ( Выходят ученики в костюмах И.С. Баха и А. Вивальди.)

Ребята вы хотели бы пообщаться с великими композиторами и задать свои вопросы? Прошу, задавайте вопросы нашим гостям.

Вопрос ученика: У меня вопрос к господину Баху. Великий учитель, как добиться успеха в жизни?

Ученик в роли И.С. Баха: Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха.

Вопрос ученика: Господин Бах, как Вы считаете, что является целью музыки?

Ученик в роли И.С. Баха: Цель музыки — трогать сердца.

Вопрос ученика: Великий господин Бах, откройте свой секрет игры на органе.

Ученик в роли И.С.Баха: В музыке нет ничего особенного. Надо просто ударять по правильным клавишам в правильное время – а инструмент играет сам.

Вопрос ученика: А у меня вопрос к дону Антонио. Кто был вашим первым учителем музыки?

Ученик в роли А. Вивальди: Первым учителем музыки был мой отец, Джованни Баттиста, к тому времени он уже стал известным виртуозом.

Вопрос ученика: Многоуважаемый господин Вивальди, расскажите о Вашей творческой деятельности в венецианской консерватории «Оспедале делла Пиета».

Ученик в роли А. Вивальди: О, да, с этим заведением связано много воспоминаний. Консерваториями называли в мои времена приюты для бедных детей. Я должен был регулярно создавать для своих учениц огромное количество духовной и светской музыки — оратории, кантаты, концерты, сонаты и произведения других жанров. Кроме того, я занимался с хористками, репетировал с оркестром и дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки. Наша консерватория была очень известна за пределами Венеции.

Вопрос ученика: Господин Вивальди, Вы, действительно, имеете сан священника?

Ученик в роли А. Вивальди: Да, возможно, из-за моего слабого здоровья отец решил сделать меня священником, ведь сан всегда обеспечит положение в обществе. Но вы знаете, музыка всё- таки была всегда для меня главным увлечением. И я всегда был рад тому, что имел возможность сочинять музыку!

Ученик в роли И.С. Бах: Как часто я исполнял вашу музыку Дон Антонио в собственном стиле для своего удовольствия!!! Вот послушайте. Это моя транскрипция Вашего скрипичного концерта.

Учитель музыки: Ребята, что означает словосочетание транскрипция музыкального произведения?

Ответы учеников.Переложение, музыкальная обработка.

Учитель музыки: Послушаем концерт И.С. Баха для 4 клавиров.

(ученик в роли И.С.Баха садится за фортепьяно, имитирует исполнение,

на экране видео ролик с исполнением концерта И.С.Баха для 4 клавиров, фрагмент фильма).


Ученик в роли А. Вивальди: Благодарю Вас, сударь! Я слышал, что Вы тоже пишете концерты?

Ученик в роли И.С. Бах: Да, Дон Антонио, но мои концерты, да и все мои сочинения, я посвящаю Богу, нашему Творцу!

Искусствовед (ученица): Хочу заметить, великий маэстро, непревзойдённый мастер полифонии, сочинил 1200 композиций, среди них были не только религиозные, но и светские произведения!

Ученик в роли А. Вивальди: Да, завидное количество! Зато я готов биться об заклад, что пишу музыку быстрее всех!

Искусствовед (ученица): И это было действительно так! Вивальди творил с феноменальной быстротой.

Ученик в роли А. Вивальди: Ну, а теперь пора услышать и вашу музыку, сударь.

Ученик в роли И.С. Бах: Это будет для меня большой честью!

Учитель музыки: Мы сейчас послушаем эту замечательную музыку, а в нашей гостиной в это время прекрасные дамы в костюмах эпохи барокко устроят небольшое дефиле, после чего поговорим о моде этой удивительной эпохи.

Слушание бранденбургского концерта №4 И. С. Баха. Дефиле в театральных костюмах эпохи барокко (Девочки демонстрируют театральные костюмы эпохи барокко).

III блок урока

Учитель музыки: Посмотрите, ребята, девочки представили театральные костюмы эпохи барокко. Как архитектура, музыка, так и мода была пышной, вычурной и праздничной. Заметьте, сколько украшений на платьях наших моделей, эти украшения делают платья праздничными, театральными, роскошными.

Ученик в роли модельера: Барокко – это чрезмерная роскошь, огромные размеры, тяжелые и дорогие материалы. В эпоху барокко мужчины начинают носить чулки, в костюме плиссировки и буфы, рюши и банты. По-французски бант – galant, отсюда и еще одно название для данного времени – галантная эпоха.


Ученица в театральном костюме: Платья дам становятся все шире, а их вырезы все глубже. Прически вырастают в размерах, а количество украшений выходит за все рамки приличия. В XVII веке очень модно было носить парики. Любимый металл стиля барокко – золото.

Ученик в роли модельера: Очень нарядным был мужской костюм. Мужчины носили нижние, обязательно кружевные, сорочки, поверх которых надевался жилет и жюстокор. Жюстокор – это одежда длиной до колен, прилегающего силуэта. Жюстокор украшался нарядными пуговицами, в том числе они могли быть и брильянтовыми. Также жюстокор украшала вышивка. Из-под рукавов жюстокора обязательно должны были быть видны кружевные манжеты нижней рубашки. С жюстокором мужчины по французской моде стиля барокко носили узкие короткие, длиной до колен, штаны под названием кюлоты и длинные белые шелковые чулки, а также туфли, зачастую украшенные бантом.

Ученица в театральном костюме: Обязательным элементом мужского придворного костюма XVII века был парик. В те времена мужчины носили длинные напудренные (цвет под седину) парики, завитые крупными локонами.

Ученица в театральном костюме: Женский костюм французского барокко был сложен и наряден, как и мужской. Женщины носили парадные платья с пышными юбками на каркасе. Также обязательным элементом женского костюма XVII века являлся корсет. Целью корсета, который делался из китового уса, было сделать как можно более узкой женскую талию.

Ученик в роли модельера: - Модным украшением в эпоху барокко стали мушки. Мушка (от фр. mouche) представляла собой кусочек чёрного пластыря, тафты или бархата, который приклеивался на лицо, грудь или плечи в виде «родинки». В XVIII веке мушка стала не только средством макияжа, но и орудием флирта.

Ученица в театральном костюме: Каждая мушка имела свое название и смысл. Например, мушку - “хладнокровие” лепили на лбу у виска, а мушку- “непреклонность” - над левой бровью. У правого глаза мушка была “тираном”, на подбородке – означало “люблю, но не скажу”, под носом – “разлуку”, на щеках – “согласие”. “Мушиный язык” был единым для всех стран.

Ученица в театральном костюме: В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.

Ученица в театральном костюме: Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.

Ученик в роли модельера: Сложился своеобразный язык: закрытие означало презрение, а направленная рукоять веера вперед – требование удалиться. Чем шире открыт веер, тем большую любовь к собеседнику испытывала дама.


IV блок урока


Учитель музыки: А теперь пришло время закрепить всё то, что вы сегодня увидели, услышали и узнали. Вам предстоит поработать в группах и выполнить два следующих задания.

Задание №3. Блиц-опрос. На подготовку даётся 2 минуты. Изучите таблицу со словами, запомните все слова. Самостоятельно выберите способ, как быстро запомнит слова.

Блиц-опрос проходит так: листы с таблицами отдаются жюри. Каждая команда по очереди называет одно слово, связанное с сегодняшней темой. На ответ даётся 3 сек. Если по истечении этого времени команда не называет слово, она выбывает из соревнования, очередь переходит к следующей команде. Победит в этом состязании та команда, чей ответ будет последним и правильным (Приложение 2).


Учитель МХК: Переходим к четвертому заданию. Оно творческое. Постарайтесь проявить здесь свою фантазию и оригинальность. Каждой команде необходимо сочинить синквейн на тему урока. Синквейн - это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся темы нашего урока. Существуют  основные правила написания пятистишия, вы с ними уже знакомы. Правила находятся на листах, которые получила каждая команда. Вы можете воспользоваться словами из таблицы, терминами, с которыми уже работали на уроке. Оценивать синквейны будет жюри (Приложение 3).

Учитель музыки: Подведем итог по теме нашего урока. Мы познакомились с характерными особенностями удивительной культурной эпохи, с её «почерком», услышали много музыки, увидели много изображений и видео иллюстраций, сами подготовили и продемонстрировали театральные костюмы эпохи барокко, узнали много новых понятий, терминов, закрепили полученные знания, выполняя задания, и при этом замечательно посоревновались. Я благодарю вас за хорошую работу!


Учитель МХК: Ребята, только что прозвучали ваши прекрасные синквейны. Мы думаем, что они могли бы выступить в качестве итога работы на сегодняшнем уроке. Их заслуженно можно рассматривать, как поэтическое заключение встречи в нашей музыкальной гостиной.

Подводя итог урока, мы хотели бы обратить внимание на то, что на нашем уроке прозвучало много диалогов. В диалог вступали «архитекторы», «композиторы» прошлого, мы с вами. Можно сделать вывод, что на нашем уроке происходил диалог разных эпох, диалог культур.

- Как вы думаете, ребята, насколько важно сегодня устанавливать такой диалог (диалог разных эпох, диалог культур)?

(ответы учащихся)

Учитель МХК: Мы старались представить вам также культуру диалога. И очень надеемся на то, что в своей повседневной жизни, вы будете задумываться о культуре поведения и общения, так как это происходило сегодня на нашем интегрированном уроке. Ведь именно культура помогает нам вести диалог и слышать друг друга.

Подводятся итоги состязания.

Молодцы, ребята! Вы очень нас порадовали! Спасибо за работу!


























Приложение 1.


Задание №1 (1 часть).

Определите стиль барокко в архитектуре. Выпишите номера памятников архитектуры, относящихся к стилю барокко.



Ключи к заданию:

к архитектуре барокко относятся №1,3,5,8,9.




















Задания №1 (часть 2).

Подчеркните только те словосочетания, которые на ваш взгляд характеризуют стиль барокко в архитектуре.


лаконичность наружной отделки


эталон гармонии, простоты, строгости

торжественная парадность

каркасная конструкция

текучесть сложных, криволинейных форм


мощные стены и колонны

простые геометрические формы


четкость объемной формы

роскошная, причудливая пластика фасадов

грандиозность, пышность и динамика


театральная зрелищность

стрельчатые арки

крепостной характер архитектуры


изящные окна-розы

строгая красота

изобилие различных декоративных элементов


символы имперского величия

буйство геометрии


* жирным шрифтом выделены верные ответы





























Приложение 2.


Задания №2.

Подчеркните в таблице только те фамилии, термины и словосочетания, которые на ваш взгляд относятся к барокко и характеризуют музыку этой эпохи.



Композиторы


Музыкальные термины

Музыкальные жанры

Н.А. Римский-Корсаков

И.Бах

Л.Бетховен

П.Чайковский

К.Дебюсси

А.Вивальди

Э.Уэббер

К.Монтеверди

С.Прокофьев

Мелизм

Тон

Секвенция

Форшлаг

Ленто

Мордент

Тремоло

Тембр

Регистр

Динамика

Мажор

Минор

Ритм

Пассаж

Группетто

Оркестр

Хор


Преобладает вокальная музыка

Преобладает инструментальная музыка

Концерт

Кончерто гроссо

Полифония

Симфония

Опера

Кантата

Балет

Пьеса

Песня

Соната

Светская музыка

Духовная музыка



* жирным шрифтом выделены верные ответы



















Приложение 3. Задание №4.

Напишите синквейн на тему урока, выделив в изученной теме наиболее существенные элементы.


Схема построения синквейна: 


  • первая строка – тема синквейна, чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);


  • вторая строка – два прилагательных, характеризующих тему;


  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);


  • четвертая строка – четыре слова, законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;


  • пятая строка – одно слово, подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).



Примеры синквейна


1.Синквейн.
Образный, точный.
Обобщает, развивает, обучает.
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.


2.Война.

Страшная, бесчеловечная.

Убивает, разоряет, жжет.

Мой прадед погиб на войне.

Память.


3.Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

4.Лето.
Жаркое, веселое.
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Протокол ведения состязаний


задания

Команда – 1

Команда – 2

Команда – 3

Команда – 4

Задание №1.

1 часть.


Архитектура барокко.






Задание №1. 2 часть.


Архитектура

барокко.






Задание №2.

Музыка барокко.






Задание №3.

Блиц-опрос.





Задание №4.

Синквейн.





Итог: