Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
г. Каргополя Архангельской области
Конспект
интегрированного внеклассного занятия
по окружающему миру
и музыке в 3 классе
«Это всё Россия»
подготовили
Анисимова Наталья Леонидовна
учитель начальных классов,
Ягремцева Ирина Юрьевна
учитель музыки
г. Каргополь
2020
Интегрированное внеклассное занятие
Предмет: окружающий мир, музыка.
Тема занятия: Это всё Россия.
УМК: «Начальная школа XXI века».
Цель занятия: создание условий для углубления и обобщения знаний о истории и культурном наследии России.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: воспитывать уважение к прошлому своей страны, прививать интерес к истории и культуре родного государства;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах деятельности.
Познавательные УУД:
развивать познавательную активность обучающихся, умение анализировать познавательный объект;
развивать речь обучающихся, умение формулировать развёрнутые и связные высказывания,
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления об окружающем мире, музыке и музыкантах, включая контролируемое пространство Интернета (при подготовке домашнего задания);
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов и по заданным критериям;
обобщать учебный материал; устанавливать аналогии; сравнивать средства художественной выразительности в музыке, литературе, истории;
Коммуникативные УУД:
развивать умение работать в группе, соблюдать правила работы в группе, слушать и слышать друг друга; проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения, понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения; стремиться к пониманию позиции другого человека.
Предметные
Актуализировать известные обучающимся знания о Древней Руси;
понимать роль личности в истории: Ярослав Мудрый, Владимир Красно Солнышко, Петр I;
Учиться узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов; эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Учиться ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
Оборудование: бумажные цветы красного, жёлтого и коричневого цвета, клумбы, нарисованные на ватмане, к которым дети будут прикреплять цветы;
тексты гимна России 3 штуки, по одному для каждой команды;
27 портретов (по 3 каждого для каждой команды)
М.И. Глинка,
П.И. Чайковский
Петр I
Ярослав Мудрый
Владимир Красно Солнышко
Александр Невский (задания про него нет, портрет, для того чтобы был выбор у команд)
Ф.И. Шаляпин
Музыкальный центр, музыкальный инструмент;
3 российских флажка;
Фонограммы с весёлой народной музыкой для конкурса «Карусель»;
12 разноцветных ленточек (4 красных, 4 жёлтых, 4 синих) для конкурса «Карусель»;
Тексты песен с пропущенными буквами для конкурса «Из песни слова не выкинешь»;
Текст гимна России (вариант для каждой команды).
Оформление зала.
На одной из стен зала прикреплены задания для конкурса № 2 «Семь раз отмерь, один отрежь». На другой – название игры, название всех конкурсов, оставлено место для «клумб» с цветами, они прикрепляются в конце занятия. Зал украшен воздушными шарами цвета российского флага. Звучат русские народные песни и песни о России.
Стола и стулья для детей, они разделены на 3 команды.
Песня на вход «Это всё Россия» музыка и слова Ю. Верижникова.
1. Мелкий дождь моросит, обмывая окно,
Сердце тихо стучит, беспокойно оно,
В небе стая дроздов очень стройно парит
И над мирной землёй песня птичья летит.
ПРИПЕВ
Это всё Россия
дивные края
Где под небом синим
хлебные поля
Где лесные дали,
реки и моря
Милая родная –
Родина моя.
2. А в лесу соловей свою песню завел,
Дятел, где то стучит, говоря о своём.
Речка плавно течёт рябь бежит кое- где,
Лодка тихо плывёт по прозрачной воде.
ПРИПЕВ.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку и выстраиваются на сцене.
Приветствие. Сегодня на занятии присутствуют гости, педагоги из других школ, посмотрите на них, улыбнитесь.
Актуализация знаний, постановка проблемы.
Послушайте загадки и догадайтесь, чему посвящена наша игра
Учитель нач. классов.
Лежит на востоке большая страна,
Морями, лесами богата она.
Славяне давно основали её,
И каждый оставил в ней имя своё.
Крещение Владимира, бой на Неве,
Ярослав мудрый знакомы тебе?
Учитель музыки.
Народ работящий в стране той живёт,
Он в горе и радости песни поёт.
А композиторов просто не счесть:
Чайковский и Глинка, и Мусоргский есть.
Учитель нач. классов.
Былины, пословицы знает народ.
Учитель музыки.
Свирель, балалайка скучать не даёт.
Учитель нач. классов.
Нет для нас страны красивей,
Наша родина … (Россия).
Родина — это место, где ты живёшь со своими родителями и друзьями. У каждого человека есть город или деревня, где он родился, жил и учился. Это его маленькая родина. Наша общая, великая Родина и состоит из множества таких маленьких уголков. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды наши. Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всех врагов. Поэтому мы должны быть с вами патриотами своей Родины.
Сегодня мы проводим игру «Это всё Россия!»
Обучающиеся читают стихи С. Васильева РОССИЯ
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Исполним песню «Звезда – Россия» музыка и слова Ю. Таран. (Может-быть исполнена любая песня о России, которую знаю дети).
Познакомимся с правилами игры.
Игра состоит из нескольких конкурсов.
В игре участвуют 3 команды. Представление команд, командиров.
У вас на столах находится флажок. Вы послушаете задание, и, когда команда будет готова к ответу, командир поднимет его вверх. Итак, мы начинаем, желаем всем удачи!
Конкурс проводит учитель музыки.
1 конкурс: Один в поле не воин.
(Обучающиеся слушают вопросы, командир быстро поднимает флажок).
Древнее славянское название хлеба (жито).
Древний народный круговой массовый обрядовый танец славян (хоровод).
Первый русский царь (Иван 4 Грозный).
Русский композитор, основоположник русской музыки, создатель первой русской оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). (М.И. Глинка)
Первый император России (Пётр I).
Год принятия Христианства на Руси (988 год).
Героико-патриотические песни-сказания, рассказывающие о подвигах богатырей, отражающие жизнь Древней Руси. (Былины).
Создатель первого оркестра русских народных инструментов. (В.В. Андреев).
Конкурс проводит учитель начальных классов.
2 конкурс:
Семь раз отмерь, один отрежь.
Необходимо из нескольких терминов выбрать «лишний», который не соответствует определённой закономерности.
Лук, кольчуга, шлем, щит, таран. (Таран – т.к. это не относится к вооружению древнерусского воина).
Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Чайковский, Григ. (Григ – т.к. это норвежский композитор).
Понева, порты, брюки, рубаха, зипун, кожух. (Брюки – т.к. современная одежда).
Рожок, жалейка, свирель, домра, дудочка. (Домра – т.к. это не духовой музыкальный инструмент, а струнный).
Конкурс проводит учитель музыки
3 конкурс: «Из песни слова не выкинешь».
У вас на столах лежат тексты трёх русских песен, в которых пропущены буквы. Вставьте буквы в слова. (Команды пишут на листках).
Первая команда читает вслух текст песни под номером 1. Назовите песню, споем её вместе.
Вторая команда читает листок под №2. Назовите песню, споем её вместе.
Третья команда читает текст №3. Назовите песню, споем её вместе.
№1. Ой, …., …., не морозь меня.
Не морозь меня, моего ….
(русская народная песня «Ой, мороз»)
№2. Если хочешь быть …., дисциплину соблюдай.
Бурку бери, бери, шашку бери, бери, российское … неси впереди.
(русская народная песня «Если хочешь быть военным»)
Конкурс проводит учитель музыки
5 конкурс: Кто он?
У вас на столах – портреты знаменитых русских людей. Все они прославили нашу Россию. Послушайте и догадайтесь, о ком я говорю. Как только я закончу говорить, командиры должны быстро поднять флажок.
Он был провозглашён царём, когда ему исполнилось всего 10 лет. Чтобы устранить всех тех, кто хотел отобрать у него власть, пришлось применить силу и жестокость. Он понимал, что Россия должна стать сильной и богатой страной, должна иметь сильный флот и армию. (Пётр I).
Он родился в дворянской семье, получил прекрасное образование. С детства полюбил русские песни, стал первый русским композитором, который включил в классическую музыку русский фольклор. Он написал первую русскую оперу «Жизнь за царя». (Михаил Иванович Глинка)
В детстве его называли «стеклянным» ребёнком, так как он был очень эмоциональным и ранимым. Получил юридическое образование, но оставил государственную службу и стал сочинять музыку. До сих пор остаётся одним из самых известных композиторов мира. Мы знаем его симфонии, балеты («Лебединое озеро, «Спящая красавица», «Щелкунчик»), музыку для фортепиано («Времена года», «Детский альбом»). (Петр Ильич Чайковский)
Он был внуком княгини Ольги. Со своей дружиной он защищал русскую землю от врагов, которые приходили из южных степей. Он был добрым и справедливым человеком. Он помогал бедным, заботился о старых и больных. По его приказу строились на Руси города. Он проводил обряд крещения Руси. (Владимир Красное Солнышко)
Учитель начальных классов проводит физкультминутку.
Физкультминутка «Богатыри».
Богатырь – вот он каков: (показывают силача)
Он силён, он здоров.
Он из лука стрелял, (имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал.
Подрастём и мы, смотри,
Станем, как богатыри! (поднимают руки вверх).
Конкурс проводит учитель музыки
6 конкурс: Карусель.
Все, кто участвует в конкурсе – игроки, которые катаются на карусели. Звучит весёлая музыка, участники оббегают круг, держа в руках разноцветные ленты, участники одной команды должны держать в руках ленты одинакового цвета.
(12 человек по 4 человека от команды). Когда музыка затихает, команды слушают задание. Все играющие должны его выполнить. Если играющий не может выполнить задание, считается, что у него закружилась голова, его нужно высадить. Выиграет команда, у которой останется в игре больше участников.
1 заезд. Назовите русскую народную сказку.
2 заезд. Назовите город России.
3 заезд. Назовите дерево или кустарник, который растёт в России.
4 заезд. Назовите виды русских народных песен.
Конкурс проводит учитель начальных классов.
7 конкурс:
Государственные символы России.
Вам нужно выбрать правильный ответ из трёх предложенных вариантов. Готовы?
Сколько горизонтальных полос на государственном флаге России?
4, 3, 2
2. Изображение чего на гербе России символизирует солнце, единство и независимость страны?
Всадника, короны, орла
3. Изображение чего на гербе символизирует победу добра над злом, справедливости над несправедливостью?
Всадника, змея, орла
4. Какой цвет на флаге России символизирует мир, снег, облака, чистоту помыслов, правду?
Синий, белый, красный
5. Какой цвет на флаге России символизирует правду, небо, моря, веру, верность, красоту?
Синий, белый, красный
6. Какой цвет на флаге России символизирует энергию, силу, огонь, солнце, кровь, пролитую за отечество?
Синий, белый, красный
Какой государственный символ можно увидеть на денежных купюрах, монетах?
Гимн, герб, флаг
8. Какая мелодия исполняется на спортивных соревнованиях, олимпиадах, в моменты награждения и в других торжественных моментах?
Марш, гимн, вальс
9. Что означает слово «гимн»?
Торжественный обряд, торжественный стих, торжественная песня.
Исполняем гимн России музыка А. Александрова, слова С. Михалкова
Итог мероприятия:
-Что нового вы для себя узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
- Каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания. С какими чувствами вы покинете этот зал?
Рефлексия
Играли дружно с вдохновеньем,
И чтоб добавить красоты,
Оценим наше настроенье –
На «клумбах вырастим цветы».
Цветочек красный очень ярок,
Он выразит души восторг,
На клумбе будет, как подарок,
Всё получилось, ты всё смог!
Цветочек жёлтый нам покажет,
Что ученик доволен всем –
Он пел, отгадывал загадки,
Ну, в общем, не было проблем.
А если всё не получилось
И хочется про всё забыть,
Тогда коричневый цветочек
На «клумбу» надо прикрепить.
Давайте посмотрим, какие «клумбы» у нас получились. (Учитель комментирует результаты рефлексии).
Спасибо за участие.
Дети выходят из зала под музыку.
Используемая литература
«Праздник - ожидаемое чудо» внеклассные мероприятия 1-4 класс,
Москва, «ВАКО», 2006.
«Сценарии праздников в начальной школе» //М. А. Бесова. Ярославль, 2001.
Интернет- ресурсы: http://www.viki.rdf.ru/
8