КОНСПЕКТ
интегрированного занятия для старшей группы
тема:


Составила: воспитатель МКДОУ «Д/с №5 «Теремок»
Османова Зарема Абдулмажидовна
г.Кизилюрт
Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
Тема: «Путешествие в Арктику»
Задачи.
Образовательные: систематизировать знания о жизни животных Арктики (внешний вид, повадки, питание, детёныши). Учить экспериментировать, делать выводы.
Развивающие: развивать речь, обогащать словарь. Развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук.
Воспитательные: вызвать эмоционально – положительное отношение к животным.
Материал и оборудование: глобус, покрывало, красные флажки на липучках, цветик – семицветик, слайды и буквы для выкладывания слова Арктика, прямоугольники из пенопласта, разрезанные на части (льдинки), ёмкости с водой, салфетки, детский крем, двухсторонняя цветная бумага, мультимедийная презентация «Животные Арктики».
Предварительная работа: чтение произведений художественной литературы (В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», А.Рогожин «Северные мотивы»). Рассматривание фотографий и картинок с изображение природы севера. Заучивание стихотворений, составление рассказов о северных животных.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми входят в зал под музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель проводит разминку – приветствие.
Воспитатель.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живём в родном краю,
Всех я вас приветствую!
Ребята, я знаю что вы любите путешествовать (да, любим). Хотите сейчас отправиться в странствие? (Да). А куда мы отправимся, вы узнаете выполнив задание: назвать изображение на экране, определить первый звук в этом слове и выбрать соответствующую букву и расположить её на мольберте. Затем, из выставленных букв мы составим слово, обозначающее место нашего путешествия.
Дети (по желанию) выполняют задание и вместе с воспитателем читают слово «Арктика».
Воспитатель: Мы отправимся в Артику. Узнать, где она находится, нам поможет предмет, который я спрятала.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где с вами мы живём.
А если в космос мы взлетим
То из окна ракеты
Увидим шар наш голубой – любимую планету.
(И.Петросян)
О чём говорится в стихотворении? (О планете Земля).
Как называется модель нашей планеты, уменьшенная в десятки миллионов раз? (Глобус).
Верно (снимает покрывало с глобуса). Кто из вас знает, где находится Арктика? (Предположения детей). Северный полюс и земли вокруг Северного ледовитого океана называются Арктикой. Давайте найдём на глобусе Арктику и обозначим её красным флажком. В каком городе мы живём? (В Кизилюрте). Найдём наш город на карте и тоже обозначим красным флажком. Вы видите, как далеко от нашего города находится Арктика. Как мы можем быстро туда попаст? (Предположения детей). Нам поможет цветик – семицветик. (Показывает его).
Дети образуют круг, закрывают глаза и хором произносят стихотворение:
Лети, лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели.
Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались в Арктике.
(Дети и воспитатель кружатся с закрытыми глазами. Звучит аудиозапись «Вьюга». В это время раскрывается занавес. На центральной стене изображён пейзаж Арктики.)
На крайнем Севере зима,
Заснежены просторы.
Полгода вместо солнца – тьма,
И ярко светят звёзды.
Какая погода в Арктике? (Предположения детей).
Как называется удивительное небесное явление природы, которое можно увидеть в этих местах? (Северное сияние).
(На экране появляется видеоматериал «Северное сияние» и познавательный мультфильм «Как появляется северное сияние»).
Воспитатель. Арктика – царство снега и льда. Как здесь пустынно! А это кто?
(Появляется медвежонок Умка).
Воспитатель. Здравствуй, Умка.
Умка. Здравствуйте.
Воспитатель. Умка, почему ты такой грустный?
Умка. Я хотел построить из льдинок домик, а они рассыпались… (Показывает части прямоугольников).
Воспитатель. Ребята, что же делать? (Надо помочь Умке собрать льдинки).
(Дети строят домик Умке. Умка благодарит детей за помощь).
Воспитатель. Умка, а почему ты играешь один? Где твои друзья?
Умка. Я маленький и ни с кем ещё не успел подружиться.
Воспитатель. Ребята, давайте познакомим Умку с животными Арктики.
(Дети смотрят слайды «Животные Арктики»).
Воспитатель. Как ни сурова природа Арктики, здесь обитает много животных.
Слайд «Овцебык».
Воспитатель. Что это за зверь? (Овцебык). Правильно, кто может рассказать Умке про это животное?
Ребёнок. Овцебык – саамы мохнатый зверь на Земле. Шерсть у него, как у овцы, рога, как у быка, поэтому его так и назвали. Детёныша овцебыка называют телёнком. Мама кормит его своим молоком.
Воспитатель. Кто хочет дополнить рассказ?
Ребёнок.
К ветрам и холоду привык,
Заросший шерстью овцебык.
Он всё подряд жевать готов:
Мох, ягель, веточки кустов.
Красивый, скромный, добрый зверь.
Жаль, малочисленный теперь.
(Н.Радченко)
Воспитатель. Умка, ты запомнил, как называется это животное?
Умка. Да, запомнил. Это овцебык.
Слайд «Песец».
Воспитатель. Дети, скажите Умке, кто это? (Это песец).
Ребёнок.
Песец – полярная лисица.
Жить в Заполярье не боится.
Песцов от вечной мерзлоты
Спасают шубы и хвосты.
(О.Квитко)
Воспитатель. Песцы относятся к семейству псцовых. Песец тявкает и умеет рычать как собака. Детёныш песца называется щенок. Умка, познакомься ещё с одним животным Арктики.
Слайд «Северный олень».
Воспитатель. Как называется это животное? (Северный олень.) Кто хочет рассказать Умке про северного оленя?
Ребёнок (по желанию).
Белой тундрой целый день
Ходит северный олень,
Разгребает снег копытом,
Сладкий ягель ест досыта.
(И. Ковязин)
Воспитатель. Ребята, вы знаете, для чего люди разводят северных оленей? Ребёнок (по желанию). Люди в тундре выжить не смогли бы Без оленей северных - карибу. На оленей в тундре вся надежда: Всё от них - и транспорт, и жильё, И еда, и обувь, и одежда. Без оленей в тундре не житьё. (Н. Радченко)
Воспитатель. Умка, дети знают игру-разминку, в которой говорится об олене. Хочешь с ними поиграть?
Умка. Хочу.
Проводится разминка (2 раза). Дети встают, образуют круг, выполняют движения по показу воспитателя.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окно.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
Стук-стук! Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!
Воспитатель. Продолжим рассказывать Умке о животных Арктики.
Слайд «Морж».
Воспитатель. Как называется это животное? (Морж.) Правильно.
Ребёнок (по желанию). Я знаю стихотворение о морже.
Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живёт,
Где снег вокруг и лёд.
Воспитатель.
Правда, толстокожий морж
На слона чуть-чуть похож?
Бивни носит он, как слон,
Да и весит пару тонн.
Но живёт он в царстве льда,
Где холодная вода.
Закалённый, хладостойкий,
С толстой жировой прослойкой.
И питается не фруктами -
Рыбой и морепродуктами.
(Н. Радченко)
Ребята, как вы думаете, зачем моржам такие длинные и крепкие бивни?
Дети. С помощью бивней моржи взбираются на льдины, защищаются от врагов и выкапывают из песка и ила моллюсков.
Воспитатель. Пора познакомиться с хозяином этих мест. Арктика - владения белого полярного медведя.
Слайд «Белый медведь».
Умка. Ой, это же моя мама!
Воспитатель. Да, Умка, все белые медведи - твоя родня.
Умка. Мы, белые медведи, очень любим плавать и нырять.
Воспитатель. Хотите узнать, почему медведь даже в самый сильный мороз не покрывается льдом, когда вылезает из воды? (Да.) Давайте проведём опыт.
Дети подходят к столам, на которых расставлены тазы с водой, лежат детский крем и салфетки.
Воспитатель. Опустите руку в воду и тут же выньте. Посмотрите на руку. Что вы видите?
Здесь и далее дети выполняют задание, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.
Дети. Рука стала мокрой.
Воспитатель. Что произойдёт, если ударит сильный мороз?
Дети. Эта вода превратится в лёд.
Воспитатель. Правильно. Теперь вытрите руку салфеткой и смажьте её жирным кремом. Снова опустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?
Дети. Вода не покрывает руку, она собралась в капельки, которые скатываются с руки.
Воспитатель. Попробуйте встряхнуть руку. Что случилось с каплями воды?
Дети. Они слетели с руки.
Воспитатель. Значит, если в сильный мороз на руке воды не будет...
Дети... .нечему будет превращаться в лёд.
Воспитатель. Кто сделает вывод?
Ребёнок (по желанию). Когда белый медведь вылезает из воды, он встряхивается. Капли воды слетают с его шерсти потому, что мех медведя покрыт жиром.
Воспитатель. Умка, дети правы?
Умка. Да, всё правильно.
Воспитатель. Вытрите руки салфетками. Умка, мы тебя познакомили только с некоторыми животными Арктики. Ты можешь с ними подружиться. Ребята, давайте сделаем подарки для Умки и его новых друзей. Умка, что ты любишь есть?
Умка. Я очень люблю рыбу.
Воспитатель. Давайте сделаем рыбок из бумаги. Перед работой надо разогреть пальцы.
Проводится пальчиковая гимнастика.
На Севере белый мишутка живёт, (Растирают предплечья и кисти рук.)
Но только, как бурый, он мёд не сосёт. (Наклоняются вправо-влево, покачивают указательными пальцами вправо-влево.)
Наш Умка пытается рыбку ловить,
(Складывают ладони вместе, выполняют ими движения вверх-вниз.)
Чтоб вкусно покушать и жить - не тужить.
(Поглаживают живот, хлопают в ладоши.)
Дети садятся за столы и складывают рыбок из бумаги (оригами).
Воспитатель. Умка, вот сколько рыбок сделали дети. Ты можешь угостить рыбкой моржа, песца и белого медведя.
Умка. Спасибо, ребята, мне очень понравились рыбки. А я вас хочу угостить сладкими льдинками-сосульками.
Даёт детям леденцы на палочках. Дети благодарят Умку.
Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в наш любимый Кизилюрт, в детский сад. До свидания, Умка.
Умка. До свидания, ребята. Спасибо вам за помощь.
Воспитатель. Дети, где наш цветик-семицветик?
Дети образуют круг, закрывают глаза и хором произносят стихотворение. В это время помощник воспитателя убирает снежки, сугробы и медвежонка Умку.
Воспитатель. Вот мы и вернулись домой. Как здесь тепло! Дети, понравилось вам путешествие? Где мы были? Кого встретили в Арктике? С какими животными познакомили Умку? Что нового вы узнали? С каким настроением вы вернулись в детский сад? (Ответы детей.)
Вы помогли Умке собрать льдинки, познакомили его с животными Арктики, рассказали стихи о животных, поиграли с Умкой. (Отмечает заслуги каждого ребёнка.) По-моему, это было познавательное и увлекательное путешествие.
Использованная литература
Журнал «Ребёнок в детском саду» №7, 2015 год.
Журнал «Библиотека воспитателя»
Журнал «Страна чудес. Окружающий мир»
Е.В.Соловьёва «Дети планеты Земля»