Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности.
Тема: «Прогулка по весеннему лесу»
Программное содержание:
Расширять представления о лесных растениях и животных. Учить отгадывать загадки, правильно называть цвета.
Формировать умения рисовать гуашью, способом «тычка».
Развивать наблюдательность, внимание, художественные и творческие способности детей.
Воспитывать отзывчивость, любовь, уважение и бережное отношение к природе.
Активизация словаря: нора, дупло и другие.
Предварительная работа с воспитанниками: беседа о весне, лесе, показ слайдов «Весенний лес», рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихотворения, песенки.
Дидактическое обеспечение: запись со звуками птиц, леса.
Игрушки: ёжик, зайчик, белочка.
Чёрная гуашь, тычки-печатки, силуэты божьих коровок.
Платочки на каждого ребёнка.
Ход прогулки.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку!
(Ходьба через «ручеек» на полянку).
(Звучит аудиозапись голосов птиц).
Оживились ручьи,
Прилетели грачи
В свой дом-улей пчела
Сладкий мёд принесла.
Кто знает, когда это бывает? (Весной).
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас весна, ярко светит солнышко, вокруг много цветов. Посмотрите кругом!
Кто это там прячется за деревом?
Ответы детей: Лесовичок!
Лесовичок: Здравствуйте, дети. С чем пожаловали?
Дети здороваются и отвечают на вопрос Лесовичка.
Воспитатель: Лесовичок, мы пришли к тебе в гости, хотим посмотреть лес, да и поиграть с тобой.
Лесовик: Я старик совсем седой,
Лесовик я добрый.
Поиграйте вы со мной,
Но совсем немного.
Игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Весной у лесовичка много работы в лесу: нужно за всеми присмотреть, всем помочь.
Весной дни становятся длиннее. Ярче светит солнышко, идут весенние дожди, распускаются листья и цветы, появляется травка, поют птицы. Дети, надвигается туча, скоро пойдёт дождь. Зонтик мы не взяли, что же делать?
Лесовичок: Вы можете спрятаться под деревом.
(Воспитатель и дети прячутся под дерево).
Воспитатель: Ребята, под какое дерево мы спрятались от дождя?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы догадались, что это берёза?
Ответы детей.
(Рассказ воспитателя о берёзе.)
Вот дождик кончился, снова выглянуло солнышко! Давайте поводим хоровод вокруг берёзки.
(Дети водят хоровод «Берёзка». Слова А.Матлиной, музыка Р.Рустамовой).
Мы вокруг берёзки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли.
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Пляшут наши малыши, малыши.
Мы вокруг берёзки весело гуляли,
Весело гуляли, ножками шагали.
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Пляшут наши малыши, малыши.
Мы с тобой, берёзка, поиграем в прятки,
Отгадай, берёзка, где твои ребятки.
Ты, берёзка, посмотри, посмотри,
Пляшут наши малыши, малыши.
А теперь, берёза, нам пора проститься,
Нам пора проститься, низко поклониться.
Ты, берёза, посмотри, посмотри,
Пляшут наши малыши, малыши.
Лесовичок: Ай да молодцы! Ай да удалые ребята!
Ах порадовали старичка, посижу-ка я пока!
(Садится на пенёк около ёлочки и, опираясь на пенёк, накалывает палец еловой иголкой.)
Что же это за иголка уколола мне руку?
Может ёжик здесь бежал и иголки потерял?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какой иголкой уколол себе руку лесовичок?
Ответы детей:
Воспитатель: Конечно, это вовсе не ёжик, это хвоя ёлочки. Иголки у неё и зимой, и летом. Она колючая, острая, как иголки, но если взять аккуратно её, то руку не наколешь. Ребята, потрогайте своими ручками, не бойтесь.
Ребята, а кто это свернулся клубочком, а мы его не заметили?
Ответы детей.
А почему ёжик свернулся клубочком?
Ответы детей.
А что будет, если ёжика погладить рукой?
Ответы детей.
А как вы думаете, где ёжику лучше жить: в лесу или дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Ёжик-житель леса. Его спина и бока покрыты короткими иглами, длиной до 3 см. Окраска у ежа серого цвета, а мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий. Грудь и горло одного цвета, без белых пятен.
(Ёжика оставляем под деревом и идём дальше).
Воспитатель: Идти нужно тихо, чтобы не распугать жителей леса!
(Обращаю внимание детей на зайчонка, который притаился в траве).
Какой зайчик? Как называют зайчика в сказках? Почему он трусливый? Кого он боится в лесу?
Ответы детей:
Предлагаю детям поиграть в игру «Бездомный заяц».
Воспитатель: Ребята, давайте не будем мешать зайчику и пойдём дальше. Нам надо перейти на другую полянку, но сначала отгадайте загадку.
Пушистый хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орешки мелко.
Ну, конечно, это…(белка). (Дети берут в руки игрушку белочку)
Белка- дикое животное. Она небольшая, шустрая, красивая, с вытянутым телом и пушистым хвостом. Белка имеет голову округлой формы, длинные уши с кисточками. Мордочка, с большими черными глазами. Задние лапы намного мощнее передних. Кроме того лапки белки имеют пальцы, которые наделены ноготками, благодаря которым они лазят по деревьям и держат еду. Давайте немного поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Белка».
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочки,
Для сыночков и для дочек.
Ребята, не будем мешать лесным зверям, пойдём дальше.
Лесовичок: Дети, у меня много в лесу зверей и птиц, деревьев и цветов. Только вот беда случилась…
Воспитатель: Что такое приключилось?
Лесовичок: Много здесь жучков летало,
Красотою удивляло.
А теперь они бледны,
Крылышки их не видны!
Воспитатель: Ребята, а давайте порадуем Лесовичка-поможем жучкам стать красивыми. Эти жучки - божьи коровки. ( Дети подходят к столам, показываю силуэт, объясняю, что нужно тычками-печатками наносить чёрные пятнышки на крылышки насекомых).
А теперь можно отпустить божьих коровок в лес.
(Дети выпускают на полянку со словами):
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
Только не горелого!
Лесовичок: Спасибо, ребята, я очень рад!
Воспитатель:
Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу.
А теперь пора прощаться,
В детский садик возвращаться.
(Дети возвращаются обратно через «ручеёк»).
Всем спасибо!